Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств

Часть II. Цари, судьи и люди

Глава 1

Житейская история 3000-летней давности

Своё путешествие в поисках бессмертия мы начинаем в Древнем Израиле XI в. до х. э., месте, которое нам покажется, быть может, вначале далёким от нас как по географическому расположению, так и по культуре и даже по именам исторических деятелей. Но почти сразу мы увидим, что события, излагаемые в исследуемой нами библейской Первой книге Царств удивительно близки нам и что её герои сталкиваются с теми же самыми трудностями, что и мы в своей повседневной жизни с её взлётами и падениями. Её герои также ищут счастья, мира, радости и… бессмертия. Израиль XI в. до х. э. переживал период глубокого духовного и политического упадка. Страна подвергалась постоянным вторжениям различных вражеских племён, и в первую очередь, филистимлян. Не было единства и среди самих израильских колен, порой, воюющих друг с другом. Судья и первосвященник Израиля Илий из города Силома, бывшего тогда религиозной столицей народа, пытался поддерживать хоть какой-то порядок и духовность, которая была очень и очень низкой. Среди тех немногих в народе, кто продолжал от чистого сердца служить Господу, был житель города Рамафаим-Цофима Елкана. Город Рамафаим-Цофим (в пер. две высоты) располагался в пределах колена Ефрема, однако до сих пор его точное местонахождение археологами не установлено. Ибо на горе Ефремовой располагалось несколько небольших поселений и каким именно из них является Рамафаим-Цофим, сказать трудно. У Елканы было две жены — Анна и Феннана. Елкана принадлежал к колену Левия (1 Пар. 6:27) и потому, как никто другой, должен был знать, что многоженство не одобряется Богом. Однако, отход от Божьих постановлений был столь велик, что иметь двух и более жен грехом не считалось. Более того, это оправдывалось тем, что мужчин было мало, а женщина в те времена без мужской защиты и поддержки существовать не могла. К тому же, многие израильтяне брали вторую жену тогда, когда от первой не было детей. А на Востоке, как тогда, так и сейчас, отсутствие детей считалось большим позором. Не был в этом отношении исключением и Елкана, который, хотя и очень любил свою первую жену Анну, но видя, что детей от неё у него нет, взял себе вторую жену Феннану. Перед этим он просил Бога даровать детей от Анны, но не получив ответа, решил по-своему данный вопрос. Здесь он во многом повторил путь своего праотца Авраама, который, не дождавшись Божьего ответа, тоже решил действовать по своему усмотрению и взял в жены Агарь, не предполагая, что этот скоропалительный брак приведёт к тысячелетней вражде иудеев и арабов. Порой в своей жизни мы так же идём стопами Елканы и Авраама, торопясь и без Божьего совета выйти замуж или жениться, влекомые лишь своими очами. И из-за этого сегодня процент разводов превысил в мире процент браков, хотя никто из вступающих в брак, конечно, не предполагает разводиться. Идём мы путём Елканы и тогда, когда в семьях нет детей, и мы начинаем пытаться решать эту проблему всеми доступными способами. А между тем, в 1 Цар. 1:5 об Анне сказано что “Господь заключил её чрево”. Комментируя этот стих, Феодорит замечает: “Сие научает читателей не на брак возлагать надежду, но Творца призывать на помощь. Ибо, как земледельцу принадлежит ввергнуть семена в землю, а Богу — привести посеянное в совершенство; так и браку предоставлено общение, помочь-же естеству и образовать живое существо — есть Божие дело”. Вновь спросим себя, не оттого ли сегодня рождается такое огромное число детей с врождённой, часто не совместимой с жизнью, патологией, что родители не просят Бога благословить их на деторождение, полагая, что уж в этом вопросе они и сами справятся, полагаясь лишь на чисто физиологические законы. Сегодня наука далеко шагнула, раскрыв многие механизмы и этапы оплодотворения и развития плодного яйца. В настоящее время в специальных лабораториях производят искусственное оплодотворение, когда у родителей, желающих иметь ребёнка, в силу различных причин детей нет. Безусловно, плохого в этом желании и в том, что его решению способствуют врачи, нет, но вновь спросим себя, как часто во всех случаях искусственного оплодотворения родители просят Бога благословить их или больше предпочитают полагаться на уровень развития медицины? И вновь, не оттого ли значительный процент искусственного оплодотворения заканчивается плачевно. А как часто с помощью тех же новейших технологий и препаратов пытаются сохранить беременность, хотя организм отторгает её в силу разных причин. Но, навязав искусственно организму беременность, сохранив плод и “получив” ребёнка, родители и врачи сталкиваются с тысячами проблем: то ли с врождённой патологией, то ли с умственным недоразвитием, то ли со смертью матери и пр. В последние годы некоторые представители научного мира в своей гордыне и вовсе посчитали себя Творцами, занявшись клонированием человека, т.е. воспроизведением живого объекта в некотором количестве копий, обладающих идентичной наследственной информацией или несущих одинаковый набор генов [Клонирование: прошлое, настоящее, будущее // Medicus Amicus, 2003. №5. С. 1]. “Несмотря на большое количество сообщений о получении новых клонов с помощью ядерного переноса, достижения в этой области продолжают оставаться невысокими. Официально только 1—3% „реконструированных эмбрионов“ выживают. Большинство клонированного потомства погибает в последние недели беременности или сразу же после рождения, в основном из-за дыхательных или сердечно-сосудистых расстройств. Количество спонтанных абортов после переноса реконструированных эмбрионов в 10 раз больше, чем при естественном оплодотворении. Анормальное развитие плаценты является одной из главных причин гибели плода на ранних сроках беременности. У абортированных плодов находят различную патологию: гипертрофированную плаценту, гидроаллантоис, плацентомы, увеличенные в размере кровеносные сосуды пупочного канатика, отечность плодных оболочек. Для клонов, погибших в течение нескольких дней после рождения, характерно наличие патологии сердца, легких, почек, мозга. У новорожденных животных часто встречается так называемый „синдром крупного молодняка“. Предполагается, что клонированные организмы склонны к ускоренному старению” [Там же. С. 2]. Бог лучше человека знает, когда и что ему дать. Он управляет и теми физическими процессами, которые нам кажутся вполне понятными, такими, как дождь, снег, рождение детей, созревание семени. Присутствует Бог и тогда, когда мы говорим, пишем, что-либо делаем. Недаром Христос сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:5). Т.е. люди могут, конечно, без Бога что-то делать, и делать многое, но счастья, как показала история и подтверждает повседневная жизнь, не будет. Елкана решил проблему по-своему, и благодаря этому в его семье с появлением Фаннаны воцарилась тяжёлая обстановка. Фаннана была недоброй и завистливой женщиной. Видя, что и после рождения ею детей Елкана по-прежнему больше любит Анну, она всячески унижала и расстраивала её: “Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее” (1 Цар. 1:6). Как часто на нашем горе, проблемах играют другие люди, и как часто мы поддаёмся их влиянию и начинаем роптать против Бога. Но Анна продолжала сохранять доверие к Господу, хотя часто и плакала от того, что семейная жизнь не сложилась у неё так, как хотелось бы любой женщине [Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994. Т. 1. Книга 5. Глава 10, 2. С. 258]. И вот когда Елкана “однажды прибыл с женами своими в город Силом (где, как мы выше упомянули, помещалась тогда скиния Божия) и во время жертвенного пира распределил части мяса между своими женами и детьми, Анна, взглянув на другую жену Елкана, увидела, как дети толпятся около неё, и заплакала, жалуясь на свою бездетность и одиночество. И такая скорбь обуяла её, что она не могла утешиться от ласковых слов мужа, но вошла в скинию и стала умолять Господа Бога даровать ей ребёнка и материнство” [Там же. С. 258]. “И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его” (1 Цар. 1:10—11). Эта история семьи Елканы и переживаний Анны не содержит и не затрагивает каких-либо глобальных событий и потрясений. Это просто драма маленькой обычной семьи, и тем она и интереснее для нас, ибо это то, с чем и мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Священное Писание помогает разобраться не только в глобальных событиях истории, но и в повседневных жизненных ситуациях. Когда она молилась, её увидел первосвященник Илия, который, узнав о её горе, благословил её и сказал: “иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него” (1 Цар. 1:17). “Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына, и дала ему имя: Самуил; ибо, говорила она, от Господа я испросила его. И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила. Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом; отрок же был еще дитя. И закололи тельца; и привела отрока к Илию, И сказала: о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу. И поклонилась там Господу” (1 Цар. 1:20—28). Итак, счастливая Анна исполнила свой обет. Конечно, ей как матери было тяжело отдавать сына. Но, во-первых, она его продолжала регулярно видеть, приходя в Силом, во-вторых, как левит по происхождению, Самуил должен был находиться при скинии (правда, с 25 лет до 50 лет) и в-третьих, и это было главное, Анна верила, что раз Господь так чудесно даровал ей сына, то Он готовит для него нечто лучшее, чем смогла бы ему дать она. Бог никогда не требовал и не требует человека давать Ему какие-либо обеты. Тем более обеты, подобные тому, что дала мать Самуила. Однако, если мы всё же решаем дать обет, то относиться к этому следует весьма серьёзно. Главными обетами в жизни христианина является обет при крещении и бракосочетании. Бог обещает благословить нас и пребывать с нами, если мы будем верны в этих обетах, и в то же время, в случае неверности им, мы попадаем под проклятие. Отдавая юного Самуила на служение в скинию, Анна и не предполагала о том, что творили люди, служащие при ней, но даже если бы она и знала об этом, то её решение не изменилось бы, ибо она отдавала сына не людям, а Богу. Итак, последуем в Силом, религиозную столицу Израиля тех лет.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования