Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств

Глава 14

Сорванная крышка

Исследуя это событие и возмущаясь нечестивыми действиями жителей Вефсамиса, посмелевшими совершить такое кощунство, мы забываем, что сами более часто бываем ещё хуже, чем жители этого левитского города. Хотя сегодня к нам животные не приводят чудесным образом ковчег завета, да сегодня и вообще коров не встретишь на улицах городов, и, наконец, сам ковчег завета, спрятанный перед взятием Навуходоносором Иерусалима, бесследно исчез, все же, несмотря на всё это, мы, современные люди, продолжаем кощунственно открывать и открывать крышку ковчега. Ибо ковчег, как это было и во дни жителей Вефсамиса, является, в первую очередь, не какой-то реликвией, обладающей волшебной силой, а это символ Божьего присутствия. Почтением к ковчегу сегодня является наше уважение к Богу, Его Закону, Его Слову, служение Ему. И в контексте этого спросим себя:

● как мы относимся к Месту богослужения, как мы ведем себя в собрании, в церкви. Не бывает ли так, что во время субботней школы, проповеди мы разговариваем и думаем совершенно о посторонних вещах. Не бывает ли так, что в перерывах люди настолько громко говорят, что не слышат тех, которых находятся рядом с ними. Не опаздываем ли мы регулярно на богослужения? И даже если опаздываем, то вместо того, чтобы сесть около двери, с краю, шествуем через весь зал, переключая внимание людей с проповеди на себя. Спросим, так же, сколько продолжаются у нас в церквях перерывы между субботней школой и проповедью? Ведь, порой, а в основном и регулярно, они достигают вместо 10—15 минут, 30, 40, 50 минут, а то и более. В результате чего благоговейная обстановка разрушается и люди на проповеди уже не могут воспринять Слово Божие. Спросим себя, как мы относимся к служению Вечери Господней, Причастию, не бывает ли лишних хождений и шума во время этого обряда? Также, порой, мы срываем крышку с ковчега, как ни парадоксально это звучит, в своих… молитвах.

Молитва. По определению, молитва — это разговор человека с Богом. И подобно тому, как по нашему разговору с другими людьми можно определить, уважаем мы их или нет, так и по нашей молитве можно узнать, а уважаем ли мы Бога? Ибо, порой, наши молитвы носят прямо “обвинительный” характер: “Господи, зачем Ты это допустил в моей жизни? Разве Ты не видишь, как мне плохо? Почему другие люди живут лучше меня? Ты меня не любишь, не слышишь, не понимаешь. Я Тебе никогда не прощу этой потери и т.д.”. Мы, может быть, не молимся прямо такой молитвой, но в нашем сердце она звучит часто именно так. При этом за своим обвинительным ропотом мы даже не даём Богу возможности ответить. Другой, ещё более распространённый в последнее время вид молитв носит требовательный характер. Люди вырывают из контекста Писания различные библейские обетования, понятия, истории и начинают требовать, чтобы это исполнилось у них в жизни. Такие молитвы звучат следующим образом: “Господи, Ты хочешь, чтобы Твои дети были здоровы, потому немедленно исцели меня от пневмонии, Ты должен это сделать, ибо Ты хочешь, чтобы христиане были здоровыми людьми”. “Господь, Ты сказал, что благословишь материально, если я буду приносить десятину. Потому дай мне автомобиль. Он нужен мне. Ты должен дать его мне, ибо Ты обещал и должен сдержать слово!”. Сегодня во время массовых харизматических и других различных христианских служений людей учат требовать, и они требуют у Бога исполнения того, что говорится в различных обетованиях и библейских историях. При этом людей учат, что говорить в конце молитвы, обращаясь к Богу “Да будет воля Твоя” — оскорбительно, это равносильно тому, что и сомневаться в словах Бога, а сомневающийся, как известно, “подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1:6—7). И потому люди требуют у Бога в молитвах исполнения того или другого. Подчеркнём ещё раз, именно требуют. Между тем лидеры харизматических церквей постоянно упускают из вида тот факт, что многие выдающиеся христианские деятели были больны. Был болен, например, апостол Павел, и когда он просил у Бога исцеления, Господь отказал ему в нём: “И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12:7—10). Был болен и Тимофей, которому апостол Павел советует принимать лечение: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5:23). При этом он не говорит, как многие харизматы, например Гарольд Хортон: “Медицина и хирургия — это мирской путь. Божий путь — единственный путь, который открыт нам в Слове, это — исцеление сверхъестественной Божьей силой” [Horton H. „Die Gaben des Geistes“, a. a. O. S. 130]. Поэтому обращаться к врачам и пить лекарства — это проявление недоверия Богу. Между тем, как мы видим, апостол Павел советует Тимофею употреблять для лечения чисто физическое средство — виноградное вино, оказывающее как известно, влияние на работу желудочно-кишечного тракта. Страдал от недугов, в частности, от проказы и патриарх Иов, и благочестивый царь Езекия, которому пророк Исайя, помимо того, что молился за него и получил ответ от Бога, посоветовал приложить к ране пласт смокв (инжира), обладающих эффективным свойством очищать гнойные раны: “В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел” (4 Цар. 20:1, 4—5, 7). Так же мы знаем, что Бог действительно хочет даровать людям жизнь, и жизнь с избытком: “Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком” (Ин. 10:10). Но при этом мы знаем как очень богатых верующих людей — Авраама, Соломона, Никодима, так и многих христиан, которые были бедны, хотя и имели пропитание. Это почти все апостолы, а христианин Онисим вообще был раб (Флм. 1:10, 16), как и многие колосские верующие, к которым обращается ап. Павел: “Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков” (Кол. 3:22, 23). В Библии нигде не написано, что принявших Христа Господь в этой жизни сделает господами или даже просто свободными. Многие рабы, искренне принявшие Иисуса, так и оставались рабами. Более того, Павел пишет: “Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом” (1 Кор. 7:20, 21, 24). Бог не дал и не даёт многим из верующих богатства, почестей не потому, что не хочет, но знает, что это для них будет камнем преткновения. И что это богатство их может погубить, тогда как других оно не введёт в грех. Библия говорит, что будет 12 типов характеров, с которыми спасутся люди и войдут в Небесный Иерусалим (см. о 12 характерах: Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие. Харьков: Факт, 2003, 3-е изд. С. 207—219). Среди этих характеров есть характер Гада, о котором сказано: “Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам” (Быт. 49:19). И в то же время Асир, о котором говорится: “благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою” (Втор. 33:24). Как видим, жизнь одного — это сплошные притеснения, а у другого жизнь полна большого достатка, такого, что он даже может окунуть ногу в елей, один миллилитр которого стоил колоссальные деньги. Бог знает, что если людям с характером Гада дать богатство и славу, то они преткнутся на них, и что эти люди могут быть спасены, если будут постоянно испытывать притеснения, которые не позволят им забыть о Господе. И в то же время таким как Асир можно доверить богатства, ибо они их потратят не на удовлетворение своих прихотей и чувственных желаний, а для помощи ближнему и продвижению дела Божьего. Но в церкви далеко не все Асиры или Гады. Проблема подобных требований в молитвах состоит в том, что мы, порой, путаем понятия молитвы и заклинания. Ведь и молитва, и заклинание — это обращение к высшей силе. И вознося молитвы и заклинания, человек осознаёт, что он сам данную проблему решить не может и ему нужна помощь божества. Тогда в чём же разница? Дело в том, что заклинание — это обращение к Богу по принципу: “Да будет воля моя”. Древние жрецы при помощи магии, как бы обезоруживали богов и затем требовали у них то, что хотели. При этом, порой, обезоруживали бога его же собственными словами. Например, Ашшур, бог войны, был верховным богом ассирийцев, которые верили, что они его особый народ и он дарует победу только им, ибо они его почитают, приносят ему жертвы, одевают его во время непогоды, кладут на бок для сна. И потому, отправляясь в тот или иной поход, они требовали от него победы: “Ашшур, даруй нам победу и уничтожь наших противников”. При этом они не задумывались, а справедливо ли они начинали войну? Не вызвана ли война лишь желанием обогатиться и привести в гаремы новых невольниц? Они даже не думали о том, что бог может им не ответить, если они поступают плохо, или что бог через поражение хочет их чему-то научить, например, научить смирению, любви. Подобная философия характерна была в Древнем мире только для иудейской религии. Другие же народы требовали у своих богов побед, ссылаясь на их же слова. При этом они не просто требовали, но и заставляли своих богов сделать это. Данное принуждение богов они совершали при помощи специальных магических заклинаний, которые, как они верили, связывали волю бога. И вот сегодня молитвы многих христиан все более и более походят на подобные заклинания, где Бога так же “связывают” Его же словами. Важно помнить, что молитва отличается от заклинания принципиально тем, что несёт принцип: “Да будет воля Твоя”, т.е. Бога, а не наша, человеческая. Сам Христос молился в Гефсимании: “Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя” (Мф. 26:42). Существует лишь несколько молитв, когда мы можем говорить с уверенностью, зная, что Бог однозначно одобряет это. Это когда мы просим о духовном здоровье человека, ибо в воле Бога всегда спасать; когда просим о скорейшем возвещении Евангелия, ибо это Его поручение; когда искренно просим о покаянии: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1:9). Что же касается вопросов о финансовом благополучии, исцелении от какого-то физического недуга, покупке автомобиля, и т.д. — то здесь Господь может ответить и не так, как мы того желаем. Но в любом случае это будет наилучший для нас ответ. Ибо Господь лучше нас знает наши нужды и знает, что нам будет во благо, а что нет. Обвинительные же и требовательно-ультимативные молитвы оскорбляют Бога и произнося их, мы всякий раз, как бы, срываем крышку с ковчега.

Суббота. Через пророка Иезекииля Господь говорит: “И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш” (Иез. 20:20). Суббота — это знамение, печать Бога. Причём соблюдение субботы — это не отжившее ветхозаветное требование, замененное в новозаветное время воскресеньем, как учат очень многие конфессии. Ибо, во-первых, нигде в Библии нет ни слова о переносе субботы на воскресенье. Во-вторых, суббота — это неотъемлемая часть Закона Божьего, Десяти Заповедей, являющегося неизменным: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф. 5:17—18). В-третьих, в Новом Завете и в апостольский период чтили субботу: “Посему для народа Божия еще остается субботство” (Евр. 4:9). В-четвертых, в вечности так же будут святить не воскресенье, а субботу: “Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” (Ис. 66:22, 23). И потому, если мы в силу отеческих преданий, постановлений людей, обычаев местности, где живём, или из боязни иметь неприятности по работе или на учёбе не святим субботу, то этим самым мы отвергаем Божью печать, знамение, которую Господь духовно ставил и ставит на челах Своего народа (Иез. 9:4). Если зная, что День Господень суббота, мы все же святим воскресенье, то мы ставим себя вне Божьей охраны, защиты, благословения. Мы прямо высказываем своё неуважение к Богу как Творцу и Законодателю. Даже на наши молитвы Бог никогда не даст ответ, если мы сознательно нарушаем Его Заповеди, Его Закон. Более того, в Прит. 28:9 сказано: “Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость”. Нарушая субботу, мы святотатствуем ещё более, чем жители Вефсамиса, грубо срывая крышку с ковчега и при этом считая себя добрыми христианами.

Десятина. Сегодня миллионы людей, считающие себя верующими, не только высказывают Богу своё неуважение, но и прямо обворовывают Его, хотя и не грабят храмы, и не снимают золотые оклады с икон. Они обкрадывают Бога, хотя даже и жертвуют бедным. Об этом вопиющем преступлении Господь говорит через пророка Малахию: “Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?“ Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня” (Мал. 3:8—9). Бог говорит, что десятая часть любого дохода (будь то урожай или зарплата) нам не принадлежит. Это Его собственность: “И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу” (Лев. 27:30, 32). Сегодня многие говорят примерно следующее: “Я рад бы принести десятину, но пенсия такая маленькая, а я и так еле свожу концы с концами”, или: “У меня трое детей, мне не на что им купить зимнюю одежду. Если же я отдам десятину, то нам и на еду не будет хватать”. Да, действительно, мы сегодня живём в экономически очень сложное время. Но, кстати, куда большее количество стран (почти вся Африка, Азия, Латинская Америка, Океания) живут в тысячи раз хуже нас. И по-человечески, слыша эти слова, и видя что людей действительно нет денег, часто трудно сказать, каким образом можно и десятину вернуть Господу и не оставить детей без хлеба. По-человечески это часто нельзя сделать и объяснить. Но тут на помощь приходит вера, если мы, конечно, считаем себя верующими людьми. Ибо по определению, вера — это “осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1). И Господь обещает тем, кто будет верен в возвращении десятины: “Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Мал. 3:10). Это не значит, что это будут миллионы, но вопиющую нужду и голод дети Божьи испытывать не будут. “Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс. 36:25). Сегодня многие хотят знать, куда идёт десятина, правильно ли её расходуют старшие служители. Нам трудно, порой, ответить что-либо на эти вопросы, ибо мы не можем знать всего. Но даже если некоторые из них и употребляют её не на дело Божье, как то заповедал Господь, а для собственной наживы, покупки домов и иномарок, то с них спросит Бог. И спросит, в этом мы можем не сомневаться, намного эффективнее, чем мы, люди. Мы должны твёрдо понимать, что десятину приносим не людям, а возвращаем Богу, и эти деньги являются Его собственностью. И потому может быть только страшно за тех людей, которые посягают на Божью сокровищницу. Мы уже говорили, что многие служители во дни Илии были весьма грешными людьми, но это не было достойной причиной того, чтобы не ходить на служение. Ибо на служение идут не к людям, а к Богу. Об отношении к лжеслужителям — фарисеям Христос сказал: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Мф. 23:2—3). Итак, что они говорят делайте, ибо они говорят правильно, по истине Божьей, но по делам их не поступайте. Этот же совет Христа относится и к нам сегодня. Главное же, чтобы кто-то не стал для нас тем соблазном, из-за которого мы откажемся возвращать Богу — Его собственность — десятину, и тем самым будем срывать всякий раз, получая зарплату, но не возвращая десятину, крышку с ковчега Господня. Сегодня перед каждым из нас стоит духовный незримый ковчег. И от каждого из нас зависит, какую участь мы изберём: то ли участь жителей Вефсамиса, открывших ковчег и пожавших смерть, то ли — жителей Кириафиарима, с благоговением принявших его и пожавших благословения. Мы часто не понимаем, почему у нас в жизни возникают многие проблемы — в семье, на работе, в церкви. У нас не хватает денег, мы не находим понимания, все, вроде бы, хорошие наши начинания оканчиваются провалом, и мы недоуменно спрашиваем: Почему? Почему? Почему? И в подавляющем большинстве случаев, и это автор знает по своему опыту, все эти наши Почему (?) исчезнут, если мы обратим свой взор на духовный ковчег и посмотрим, не сорвали ли мы с него в который раз крышку.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования