Опарин А.А. История рабства. Археологическое исследование книги Откровение.

Глава 17

Качество, которое мы хотим и не хотим иметь

“С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу” (1 Цар. 7:2). “Видя такое настроение народа и считая момент подходящим для того, чтобы поговорить о свободе и о сопряжённых с нею благах, пророк Самуил обратился к евреям с такой речью, которую считал наиболее целесообразной и в настоящем случае убедительной. А именно, он сказал следующее: „Людям, которые хотя все еще имеют жестоких врагов в лице филистимлян, но к которым начинает вместе с тем благосклонно и дружественно относиться сам Господь Бог, не должно останавливаться на одном только желании свободы. Итак, вы не должны только ограничиваться желанием свободы, но обязаны исполнить так же все, чем возможно было бы на деле добиться желанной свободы. Итак, вы не должны только желать освободиться от ига чужеземных господ, держась при этом прежнего своего образа жизни, совершенно бездеятельного. Напротив, вам следует жить совершенными праведниками, вполне изгнать из сердца своего всякие дурные помыслы и от всей души обратиться к служению Господу Богу, неукоснительно пребывая в почитании Его. Если вы будете поступать таким образом, то вы достигнете и всевозможных благ, и освобождения от рабства, и победы над врагами: добиться этого невозможно ни физическою силою, ни оружием, ни большим количеством войска , потому что не за такие данные Предвечный обещал даровать все названное, а лишь за добродетель и справедливость“. Эту речь Самуила народ встретил восторженно и обещал ему во всем творить угодное Господу Богу” [Иосиф Флавий. Иудейские древности. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 2, 1. С. 265]. Читая об этих событиях от переноса ковчега в Кириаф-Иарим и до покаяния всего Израиля, изложенных всего в трёх стихах, мы, порой, не замечаем цифру 20. Ибо между этими двумя событиями прошло 20 лет. Эта цифра, равная жизни одного поколения, нам открывает ещё одну сторону Божьего характера — терпение. Ибо несмотря на явное знамение Божьего могущества, явленного над филистимлянами, а затем над жителями Вефсамиса, израильский народ целых двадцать лет шёл к покаянию, постоянно раздражая Бога своими грехами и преступлениями. Но Господь терпел этот народ, любя его и желая его спасти. Для того, чтобы спастись нам сегодня, мы должны, как учит Библия, уподобиться Христу, переняв Его качества и черты характера. И с терпением у нас, как правило, возникает больше всего проблем. Терпение — это то качество, которое мы хотим и не хотим иметь одновременно. Мы всегда хотим, чтобы другие люди проявляли его по отношению к нам, но сами по отношению к другим проявлять его не любим. Итак, что же такое терпение? Толковый словарь говорит, что терпение, соответственно греческому значению слова — это добровольное несение бремени [Геце Б. Библейский словарь. Germany, Gummersbach, 1997. С. 476]. Заметим, что использовано слово именно “бремя”. Не тяжесть, не груз, не ноша, а именно бремя. Даль говорит, что бремя образовано от слова берймя (вышло сегодня из употребления), которое обозначает охапку, которую можно обнять руками, вязанку, в подъём человеку [Даль. Указ. соч. Т. 1. С. 83]. Само же слово бремя — это груз, который гнетёт, давит, тяготит [Там же. С. 83]. Словом, проявить терпение — значит взвалить на свои плечи непомерный тяготящий груз, причём добровольно. Последнее замечание очень важно, ибо оно подчёркивает, что человек этого может и не делать. Поэтому терпеливым может быть назван не просто человек, предположим арестованный и попавший в концлагерь и несущий непосильную работу, а человек, который мог не попасть, например, в концлагерь, но спасая добровольно жизнь другого, оказался там. Сегодня миллионы людей стенают от тяжёлой жизни, в которую их загнали экономические кризисы, природные катастрофы, старость. Порой, перенося без ропота все эти напасти, они уверены, что проявляют терпение. Но это верно лишь отчасти, ибо терпение — подразумевает, как мы видели, добровольное согласие на несение бремени. Величественный же пример истинного терпения оставил нам Христос, который добровольно взял на себя бремя — грехи всего мира. Пример терпения оставили апостолы, которые, приняв Христа, оставили привычный образ жизни, став проповедниками Евангелия и приняв на себя всю ярость языческого Рима. Пример терпения явили и Лютер, и Гус, и русские реформаторы XV века. Но означает ли это, что для того, чтобы проявить и воспитать терпение, нужно бросить работу, оставить близких, уйти в дальние страны и принять мученическую смерть? Нет, Библия ничего об этом не говорит, но зато даёт конкретные советы, когда человек, если он желает стать настоящим христианином и избавиться от многих жизненных проблем, которые в огромном проценте случаев вызваны нашим нетерпением, должен, с Божьей помощью, проявлять терпение. Эти критерии также помогут нам определить, насколько мы вообще терпеливые люди. Итак, терпение должно проявляться:

в снисхождении и понимании людей. “Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью” (Еф. 4:2). Заметим, апостол употребляет слово “снисходя”, т.е., проявляя его к тем, кто его недостоин.

в прощении и милосердии. “Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18:21—22). Как правило, мы прощаем кого-то один раз. Когда мы прощаем одного и того же человека, человека, который сделал нам несправедливое зло во второй раз, то считаем, что сделали что-то исключительное. И когда у некоторых хватает сил простить кого-либо в третий раз, то они себя, при этом, считают по терпению чуть ли не ангелами. А между тем, как мы видели, Христос говорит куда о большем терпении в прощении людей.

в надежде на Бога. “Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа” (Плач. 3:26). Очень часто нам не хватает терпения дождаться ответа от Господа. Мы просим Его и хотим, чтобы Он сразу ответил нам, и причём так, как мы ожидаем. Когда же этого не происходит, мы просим ещё раз, два, три, некоторых хватает на четыре, а потом наше терпение заканчивается и мы начинаем стенать: “Где же Бог?”, “Почему Он не слышит?” Пророк Иеремия, написавший книгу Плача, в которой говорит об ожидании в терпении спасения от Господа, не был теоретиком, который писал о том, чего он не пережил сам. Когда пророк писал эту книгу, Иерусалим лежал в руинах и дымился от пожарищ, устроенных в нём вавилонянами. Многие столетия в глазах иудеев Иерусалим был городом обитания Бога Израилева. И вот теперь этого города нет, а народ угнан в рабство. В те дни многие разуверились в Боге, другие хулили Его имя, а Иеремия призывал их всех к терпению, уверяя, что придёт день спасения от Господа. И этот день пришёл, Иерусалим был отстроен и иудеи вернулись на родину. Хотя в тот день, когда Навуходоносор покидал догорающий Иерусалим, в это мало кто мог поверить. Но поверили и спаслись те, которые имели терпение, терпение уметь ждать, надеясь на Бога, Который никогда не обманет.

в скорби и преследовании. “Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны” (Рим. 12:12), “Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви” (2 Кор. 6:4—6). Как и пророк Иеремия, апостол Павел писал о том, что пережил из-за того, что сам добровольно избрал путь служения Господу. Своей жизнью он показал, что все испытания, допускаемые Богом в нашей жизни, служат ко благу нам или окружающим нас людям. В испытаниях шлифуется наш характер, освобождаясь от самоуверенности и гордыни. Мы утверждаемся в вере и доверии Богу. И, наконец, что Господь никогда не допускал, не допускает и не допустит — человеку быть искушаемым сверх сил. “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1 Кор. 10:13). Во-вторых, испытания носят всегда временный характер. Недаром на кольце царя Соломона было написано: “И это пройдёт”. Очень часто мы не выдерживаем испытаний, теряя терпение из-за того, что нам начинает казаться, что этот весь кошмар никогда не кончится и будет длиться всегда. Порой мы падаем у самого порога окончания бедствия, не сумев потерпеть ещё чуть-чуть.

ко всем людям. “Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5:14). Если мы будем откровенны сами с собой, то мы увидим, что терпеливы мы, как правило, бываем только с определёнными группами людей: с начальством и с теми, от кого хотим что-либо получить. При этом мы проявляем чудеса терпения, готовые переносить любые даже унижения и несправедливости. Умеренно терпеливыми мы бываем с теми, кто равен нам, т.е. со своими друзьями, сослуживцами. И, наконец, совсем нетерпеливы мы обычно с теми, кто стоит ниже нас, кто зависит от нас, и мнение которых нам глубоко безразлично, а также в своих семьях. И по отношению к этой категории мы и являем своё истинное лицо. Но Бог говорит, что терпение мы должны проявлять ко всем людям, не дифференцируя их. Более того, Павел пишет не просто о терпении, а долготерпении. И не научась этому, мы не сможем стать настоящими христианами.

Ожидая пришествия Христа. “Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается” (Иаков 5:7—8). На протяжении всех веков христианам помогала сохранять терпение вера в грядущее пришествие Спасителя, пред которой меркли все испытания и трудности. Именно поэтому дьявол всегда хотел разрушить эту веру, понимая, что разрушив её, он лишит христиан смысла жизни. Именно поэтому в церквях духовного Вавилона проповедь о Втором Пришествии Христа либо не ведётся вообще, либо ведётся весьма и весьма отвлеченно. И только Божья Церковь Остатка несёт весть о Грядущем Спасителе, Великую Трёхангельскую весть (Откр. 14:6—10), которая даёт людям весть надежды, и приняв которую всем сердцем, можно перенести со Христом любые невзгоды и трудности, научась терпению. Недаром, говоря о спасённых, Священное Писание подчёркивает, что их будет отличать именно это качество характера: “Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса” (Откр. 14:12). Именно благодаря этому качеству они и сумели сохранить веру и соблюсти заповеди Божьи. Что же нам необходимо сделать для того, чтобы воспитать в себе терпение? 1) Осознать, что лично я человек нетерпеливый. Наш путь к Богу всегда должен начинаться с нашего искреннего понимания своего несовершенства и нужды в нём. И потому только искренне осознав и признав пред Богом, что у нас нет терпения, и прося Его воспитать это качество у нас, лишь тогда мы можем рассчитывать на Его помощь и поддержку; 2) Когда нам хочется проявить нетерпение, давайте вспомним, сколько людей (семья, друзья, сослуживцы) терпят, порой, лично меня. Представить себе, какова бы стала моя жизнь, если бы все эти люди проявляли ко мне нетерпение; 3) Вспомнить, как долготерпит меня Господь, порой, даже, больше, чем 20 лет, когда Он ждал, пока народ иудейский вновь придёт к Нему всем сердцем после возвращения ковчега от филистимлян. “Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу” (Втор. 9:7). 4) Разобраться, что движет мной, когда я проявляю нетерпение. Ведь, как правило, нами движет гордыня, наше ущемлённое “Я”. Но мы пытаемся при этом прикрыть это: переживанием за дело; ревностью по Доме Божьем и т.д. Но в основе нашего нетерпения лежит всё же “Я”, которое не любит ждать и которое раздражает, когда что-то делается не по нему. 5) В момент нетерпения вспомнить, к чему приводило моё нетерпение раньше, к каким последствиям. Ведь они всегда бывали, как правило, крайне горькими. Так зачем же тогда вставать снова на те же грабли, имя которым — нетерпение; 7) Понимать, что я могу ошибаться и что мои желания могут быть мне во вред. Наше нетерпение вызвано греховной сущностью человека, уверенной в своей силе и возможностях. Мы, люди, так не любим признавать себя неправыми и вообще считаем порой, пусть даже подсознательно, что ошибаться не можем. И именно из этой самоуверенности проистекает нетерпение, когда кто-то пытается нам возразить, поправить нас; 8) Очень важно научиться оставлять последнее слово за Христом, т.е. решать, базируясь не на своих желаниях и хотениях, а также мнении или взгляде других людей, а на том, что говорит Слово Божие. Любую жизненную проблему, ситуацию мы можем проанализировать в контексте Писания, посмотрев, как бы её решил Христос, как бы Он поступил в том или ином случае. И если мы это будем искренно делать, то наши греховные желания и нетерпение достичь их отпадут. И мы научимся тогда великому качеству — терпению, которое будет отличать спасённых.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования