Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина
Часть II. Народы, уничтожившие себя

Глава 7

Пальцы богини Ашираты

На протяжении нескольких десятилетий Книга Иисуса Навина служила для археологов всего мира путеводителем, по которому они искали древние исчезнувшие города. Объем книги нам, к сожалению, не позволяет остановиться на каждом из них — его истории и археологии. И поэтому для примера мы остановимся только на одном городе, Таанака (или Таппуах), весьма кратко упоминаемом в Навина (12:17 и 15:34). Этот город вплоть до начала XIX века был известен только из Библии, упоминание его в которой (с указанием местоположения) и побудило археологов начать исследования места, о котором им было известно лишь несколько слов. Обнаруженные в XIX веке ассирийские и вавилонские хроники так же говорили о Таанака, его богатстве и могуществе, что придало ученым еще больший интерес к предстоящим раскопкам. Ситуацию облегчало и то, что в Палестине народные предания сохранили за одним из холмов название Телль-Таанак, указывающее, что вероятно под ним и скрывается древний город. Сравнив местоположение холма с библейскими указаниями, исследователи увидели их идентичность. Наконец, в 1901 году археологическая экспедиция, возглавляемая доктором Эрнстом Зеллиным из Вены, приступает к раскопкам Таанака [1]. В ходе раскопок были обнаружены остатки крепостных стен, башен, валов и водопровода времен Иисуса Навина [2]. Но главным стало открытие (весьма редкое для Палестины) клинописных табличек, содержащих послания близлежащих князьков правителю Таанака Иштаряшуру [3]. По возвращении в Вену в 1903 году Зеллин поручает расшифровку найденных табличек своему ученику Берджиху Грозному, который успешно справляется с поставленной задачей. Через год Э. Зеллин теперь уже с Б. Грозным (чешским археологом) продолжает раскопки Таанака, в ходе которых были получены новые таблички, содержащие весьма интересную информацию о жизни Палестины того времени [4]. Одна из них особенно привлекла внимание ученых своей необычностью. Там говорилось: «Всё, о чём ты услышишь там, опиши мне, чтобы я узнал об этом. Когда покажется палец Ашираты, надо это учесть и действовать, как положено. Сообщи об этом знаке и об этом деле» [5]. Аширата была богиней звезд в ханаанском пантеоне языческих богов. Значит, её палец можно увидеть только на небе, и видимо он символизирует собой месяц. То есть, переводя письмо на современный язык, можно сказать так: «Когда будет серп Луны, я буду ждать твоего сообщения». Такая необычная форма письма была вызвана большим влиянием религии, в том числе и вопросах календаря. С мифами об этом пальце связаны, как было показано учеными, и поверья многих народов от Азии до Европы. Это и поверья, что если показать пальцем на небо, особенно на Луну, то он может отсохнуть, а если его уколют, то он отпадет. Благодаря даже таким маленьким сообщениям, не содержащим на первый взгляд какой-то ценной информации, то далекое время становится для нас более близким, и сообщения книги Навина о Таанаке перестают носить для нас лишь какой-то сухой, малопонятный характер.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования