Опарин А.А. У разбитых водоёмов. Археологическое исследование книг Исход и Иисуса Навина
Часть IV. Исход спустя 3500 лет

Глава 3

Призрак Иерихона

Древний Иерихон давно лежит в руинах, и только лопата археолога способна возвратить жизнь его площадям и улицам, зажечь свет в его дворцах, поднять флаги на неприступных башнях. Только большое воображение способно среди его руин услышать звуки музыки, песен, разговор купцов и перекликания стражников. Кажется, всё умерло… Но нет, Иерихон сегодня по прежнему высит грозные стены и башни, заставляя в благоговейном страхе отступать тысячи и миллионы людей. Он высится не на одном из палестинских холмов, как раньше, а в жизни каждого человека. Сегодня Иерихон олицетворяет собой силу греха, которую необходимо победить каждому человеку в своей жизни, если он хочет быть спасенным. У каждого из нас свои грехи, которые необходимо сокрушить. Они разные по силе и виду. Но принципы борьбы и победы над ними остаются те же, что и 3500 лет назад, когда иудейское войско, ведомое Иисусом Навином, подошло к городу Иерихону — твердыне греховной ханаанской земли, оберегавшей её.

Итак, благодаря чему же израильтяне смогли взять эту неприступную твердыню, одну из лучших крепостей во всей истории земли? Они смогли это сделать, руководствуясь 10 принципами, которые помогут сегодня и нам сокрушить свой духовный Иерихон.

1). Исполнение Божьего Закона. Впереди израильского войска, обходившего город, священники несли ковчег завета с находящимися в нём скрижалями Десятисловного Закона. Этим было показано, что свою победу народ полагает только в Боге, и что только верность в соблюдении Закона гарантирует им Божью помощь. Поэтому сегодня и нам необходимо поставить Закон на видное место в своей жизни. Мы должны осознать, что Бог слышит нас только тогда, когда мы желаем идти Его путём, сознаём свою зависимость и важность соблюдения заповедей. В Библии сказано: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Прит. 28:9); «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13); «…дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои» (Втор. 6:2).

2). Сохранять веру в исполнение пророчества. Отметим, что для того, чтобы пал город, народу было необходимо семь дней обходить его, причем в седьмой день — семь раз. И пал город только на седьмой день, по седьмом обхождении. Мы часто легко читаем о том, что иудеи неделю ходили вокруг города. Но если задуматься над этими стихами, то мы увидим, что в эти дни от них требовалась большая вера. У них не должно было зародиться ни малейшего сомнения в словах Бога о предстоящем чудесном падении города, хотя все окружающие события не подтверждали это. Народ научился терпению и вере в обетования Божьи, чего не имели их отцы. А мы сегодня умеем ли сохранять веру в слово Бога до самого последнего момента? Не бывает ли так, что нам не хватает веры? Что нам кажется, будь-то Бог забыл о нас и не исполнит того, что обещал? Между тем Писание говорит: «…ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3); «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-Петр. 3:9). Только сохраняя веру в обетование и слова Бога до конца, мы можем рассчитывать на победу.

3). Выполнять все Божьи предписания. С человеческой точки зрения план Бога о взятии Иерихона был странен и нелеп. Вместо того, чтобы сооружать насыпные валы, готовить осадные орудия, войско должно было просто ходить вокруг его стен. Однако израильтяне верили Богу и не сочли Его предписания нецелесообразными и странными. Они просто поверили им и выполнили со всей тщательностью. Так и нам в своей жизни необходимо выполнять все Божьи предписания, какими бы странными ли нецелесообразными они для нас не казались. Например, мы живём сейчас в экономически очень тяжёлое время. Маленькие зарплаты, пенсии, одновременно с высокими ценами на продукты, одежду и лекарства. Где найти деньги и как прокормить семью? Эти вопросы сегодня волнуют практически каждую семью. Но ответа на них и решения почти никто не находит. В Библии же содержится совет, следуя которому у человека разрешатся любые финансовые трудности. Он записан в книге Малахии 3:10 — «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Возвратите Богу десятину с ваших пусть очень маленьких доходов, и Он в тысячи раз благословит вас. С человеческой точки зрения совет нелеп. Денег не хватает и так, а тут надо ещё и отдать 10% от них. Но верующие люди, регулярно возвращающие Богу десятину, знают, насколько действенен этот совет-обетование. Они могут рассказать десятки случаев, как Бог чудесным образом благословлял их. Попробуйте последовать этому «нелепому» совету, и вы убедитесь сами, насколько он эффективен.

4). Не обращать внимание на насмешки и неприятие окружающих нас людей. Когда Израиль обходил Иерихон, то он производил очень странное впечатление на жителей города. И действительно, несколько тысяч взрослых мужчин ходят и ходят кругом. Странно, нелепо, смешно. Но если бы иудеи почувствовали себя глупыми и странными в глазах иерихонцев, то победы бы они не одержали, ибо выразили бы этим неудобство за свою веру и своего Бога. Мы должны знать, что верующие люди всегда были, есть и будут странными в глазах людей мира. Они странные потому, что не живут среди волков по волчьим законам. И не отвечают злом за зло. Они странные потому, что не воруют, как все; не предают, не клевещут, не пьют, не курят, не прелюбодействуют, не ходят на нечистые зрелища. Они белые вороны современного общества. Выделяться из толпы всегда очень тяжело. Но это необходимо для спасения. И потому мы не должны стесняться того, что мы не такие, как все. Мы не должны стесняться своей веры и Бога. Ибо Христос сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

5). Сделать со своей стороны всё зависящее от нас. Безусловно, Израиль сознавал, что победа будет только от Бога, однако для нее народ со своей стороны должен так же сделать всё необходимое, пусть оно будет даже очень малым (обходить семь дней вокруг города). Господь никогда ничего не навязывает человеку, в том числе и спасения. Он приходит к нам только тогда, когда мы хотим того, и оборачиваемся к Нему лицом. Он не двигает нас, как роботов, а хочет сотрудничать с нами. Недаром Трёхангельскую весть дано провозглашать не ангелам, а людям. Библия говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Итак, людям необходимо приложить усилие, сделать выбор, что бывает порой весьма тяжело. Безусловно Господь поможет нам, но и мы не должны бездействовать. Мы должны показать всей Вселенной свою готовность и решимость идти за Богом. Поэтому, борясь с грехом, мы обязаны прилагать усилия.

6). За стенами города — всё заклято. Израильтяне знали, что всё находящееся за стенами города является заклятым, какими бы прекрасным, дорогим и желанным оно не было. Оно всё пропитано грехом и поэтому подлежит полному уничтожению. Так и мы, борясь со грехом, должны знать, что если хотим одержать полную победу, то нам нельзя оставлять в своей жизни ни одной его частички, какой бы любимой и привычной она для нас не была. Доктор М. Мур в книге «Кризис последнего времени» (Заокский, 1999) очень точно отмечает, что справиться со грехом человеку бывает трудно потому, что в глубине своей души он не хочет расставаться со своим излюбленным грехом (курение, просмотр и чтение порнографических газет и фильмов, «перемывание костей», зависть и т. д.). И борясь вроде бы с ним, хочет в то же время частичку его оставить. Поступая подобным образом, мы следуем гибельным путём Ахана (см. 7 главу книги Иисуса Навина). Поэтому победить грех мы сможем только тогда, когда осознаем, что он для нас полностью заклят.

7). Действовать только тогда, когда скажет Бог. Израильтяне не пошли на штурм города ни в первый день, ни во второй, ни в шестой. А только в седьмой день, по седьмом обхождении они воскликнули, как им сказал Бог. Так и мы должны научиться не бежать «впереди паровоза» в своей жизни. «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня…» (Деян. 1:4). Надо научиться не торопить искусственно события.

8). Иметь ненависть ко греху, но любовь к грешнику. В пылу сражения, среди грохота падающих стен никто из израильтян не забыл, что дом, отмеченный красной верёвкой нельзя трогать, ибо там находится Раав. А не забываем ли мы в своей бурной духовной жизни, среди великих истин других людей, находящихся с нами и требующих нашего внимания и заботы. За глобальным служением мы часто забываем наших близких, друзей, знакомых, которые представляются нам как люди, вроде бы далёкие от Бога, чем-то несовершенные, стоящие ниже нас, «святых» людей.

9). Мы должны «трубить трубой». Древний Израиль, обходя город, трубил трубой, что должны делать и мы сегодня. Для нас это значит: а) провозглашать Трёхангельскую весть (Мф. 28:19-20; Откр. 14); б) не стыдиться своей принадлежности к церкви, громко заявляя об этом; в) показать всей вселенной своей жизнью о готовности всегда следовать за Христом. Не выполнив хотя бы одно из этих трёх условий, мы свой Иерихон победить не сможем.

10). Знать, что вся победа принадлежит только Богу. Захватив Иерихон, израильтяне знали, что победой они обязаны только Господу, а не своим способностям и силе. Апостол Павел пишет: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании» (1-Кор. 9:16-18). Так и мы, выполняя любое служение, труд, каким бы успешным он ни был, должны сознавать, что обязаны мы своим успехом только Богу и без Него мы ничто.

В следующей главе мы узнаем о событии, которое должно произойти в жизни каждого из нас, если мы хотим быть со Христом в вечности, событие, которого по-человечески не может произойти.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования