Опарин А.А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг пророков Ионы и Наума
Часть II. Археологическое исследование книги пророка Наума

Глава 12

Шестнадцать приговоров к смерти и один к жизни

Итак, мы рассмотрели историю первой в мире империи во взаимосвязи со Священным Писанием. Книгой, которая не только одна на протяжении веков говорила о существовании великой Ассирии, тогда как историческая наука отрицала сам факт существования такого государства. Книгой, которая с поразительной точностью описала многие ключевые моменты истории этой монархии; Книгой, которая вплоть до мельчайших мелочей предсказала историю этого государства и её народа. Выше мы говорили о чёткой зависимости между пророчествами Исаии, Наума и Софонии, через которые Бог вынес приговор Ассирии, и историей этого государства. Теперь же, в конце, сделаем лишь общие выводы. Итак, ассирийские неприступные города-крепости пали перед войсками вавилонян и мидян с поразительной быстротой, хотя всего за несколько лет никто и не подумал бы о скорой гибели Ассирии [1] (пророчество №11). Ниневия была взята при помощи наводнения, которое произошло, с одной стороны, благодаря инженерному искусству вавилонян, отведших русло реки, и устремивших воды на город [2], а с другой — необычайно длительным ливням, которые разразились над городом [3] (пророчество №1). Защитники города не ожидали подобного развития событий, находясь в состоянии опьянения (пророчество №2). Город пал всего на третий месяц осады (пророчество №8), хотя мог выдержать несколько лет. Во время взятия города в ассирийском войске царила паника (пророчество №3) и, как сообщает Вавилонская хроника «армия Ассирии бежала впереди своего царя», и вельможи покинули его (пророчество №10). Ассирийский царь, зная, что его ожидает, попади он в плен, приказал соорудить возвышение, состоящее из золота, поставить на него трон для себя и царицы, и поджечь это странное сооружение, находящееся в его дворце-храме (пророчество №15) [4]. После взятия город был подвергнут страшному разграблению (пророчество №5) [5].

Во время взятия города было множество убитых, к которым вскоре присоединилось население Ниневии, которое было вырезано победителями. Диодор Сицилийский писал, что «Число убитых было велико, что вода в протекавшей вблизи реке, смешавшись с кровью, изменила свой цвет на значительном расстоянии по течению» (пророчество №7) [6].

Покидая город, победители предали его страшному разрушению (пророчества № 4, 13). «Опустошение было столь страшным, что уже через двести лет люди забыли местонахождение этого огромного прежде города. Греческий историк Ксенофонт, проходивший через эту местность, даже не упоминает её имени. У римского писателя Лукиана, жившего во II веке, есть такой диалог. Перевозчик просит показать ему знаменитые города древности — Ниневию и Вавилон. На это последовал ответ: «Ниневия, перевозчик, погибла и следа от нее не осталось; да и не сказать тебе, где она была…» [7].

Существовавшее в этих местах римское укрепление Niniva Claudiopolis имело такое же отношение к древней Ниневии, как современный Севастополь к античному Херсонесу или Симферополь к Неаполю Скифскому, т.е. никакого (!). Попытки ассирийцев с помощью Египта возродить своё государство не увенчались никаким успехом (пророчество №6) [8]. Ассирийское государство перестало существовать, что было воспринято с огромной радостью окружавшими её народами (пророчество №12). «Угнетённые народы видели в гибели Ниневии акт величайшей справедливости, заслуженное возмездие за неслыханные злодеяния» [9]. Места, где некогда располагались цветущие города Ассирии, сегодня покрыты песками (пророчество №14), став действительно сухим местом [10] (пророчество №13). Её города и дворцы оказались погребёнными под курганами, под многометровым слоем песка. «В книге пророка Софонии содержится и продолжение этого грозного пророчества. «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди нее стада и всякого рода животные; пеликан и еж будут ночевать в резных украшениях ее; голос их будет раздаваться в окнах, разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного кроме меня“. Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою» (Соф. 2:13-15). Пророчество это сбылось ещё много столетий назад» [11]. Вместе с Ассирией вскоре погибла и её страшная религия (пророчество №17).

При раскопках храма Иштар в Ниневии была обнаружена валявшаяся статуя богини без головы. Жалкий поруганный идол, пред которым в своё время склонялись целые народы! Погибли храмы Ниневии и во время пожара, устроенного Синнауришкином, пожелавшем принять смерть в своём храме-дворце [12]. Храмы Ашшура были разграблены и осквернены мидянами [13]. Однако, несмотря на многочисленные отступления, страшные грехи Господь сохранял свою любовь к народу Ассирии, работая над его очерствелыми сердцами. И великая Божья любовь сделала чудо. Многие потомки гордых ассирийцев смирились и приняли Христа своим Господом и Спасителем (пророчество №16) [14]. Так нашли в истории своё исполнение удивительные библейские пророчества об Ассирии и её народе. Их точность исполнения не поддаётся никакому материалистическому объяснению, а возможность случайного исполнения по теории вероятности составляет один шанс из 200 миллионов. Исследуя эти пророчества, мы убеждаемся, что только Господь мог быть их автором. И не только благодаря скрупулезной точности их исполнения, но и благодаря тому, что они содержат причины, объясняющие их, а также через этот грозный суд сквозит любовь Бога к ассирийскому народу и желание его спасти. Но книга пророка Наума не была бы в составе Библии, если бы только содержала исторические и пророческие сообщения, относящиеся к дальним временам. Её не меньшее значение состоит в том, что она, оказывается, обращена к нам со своей вестью, причём не меньше, чем к древней Ассирии. Какое отношение имеет к нам весть Наума, мы узнаем в следующей главе.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 12 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Тураев Б.А. История Древнего Востока, в 2 т. — Л.: ОГИЗ, 1935, т. 2, с. 54.

[2] Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 73; Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979, с. 159.

[3] Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, Ксенофонт, История.

[4] Грантовский Э. А. Иран и иранцы до Ахеменидов. — М.: Восточная литература РАН, 1998, с. 74.

[5] Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, книга II, глава 28; Хрестоматия по истории Древнего Востока, в 2 т. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980, т. 1, с. 221.

[6] Диодор Сицилийский. Указ. соч., Герасимов О.Г. На ближневосточных перекрестках. — М.: Наука, 1983, с. 195.

[7] Липин Л., Белов А. Глиняные книги, М, 1952, с. 60.

[8] Белявский В.А. Тайны Вавилона. — М.: Вече, 2001, с. 76.

[9] Липин Л.А., Белов А.И. Глиняные книги. — М.-Л., 1952, с. 196.

[10] Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. — СПб.: КЭМ, 1994, с. 191.

[11] Керам. Указ. соч., с. 223-224.

[12] Древний Восток. / Под. ред. В.В. Струве. — М.: Учпедгиз, 1953, с. 122.

[13] Дьяконов И.М. История Мидии. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1956, с. 304.

[14] Наука и религия, 1992, № 4-5, с. 20-26.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко