Опарин А.А. Развенчанные боги. Археологическое исследование книг пророков Ионы и Наума
Часть III. Храмы, в которых обитает смерть

Глава 3

Храмы, повернувшие вспять

Наравне с православием и католичеством в христианстве существует третье направление — протестантизм. В силу сложившихся объективных исторических причин в нашей стране вплоть до недавнего времени о протестантских церквях практически ничего не знали. Та же пропаганда, которая была в СССР, называла их не иначе, как сектами, где происходят всевозможные отвратительные вещи, вплоть до принесения в жертву детей. Такому взгляду на протестантизм способствовала и официальная православная церковь, так же всегда рисующая протестантов как фанатиков, чьё учение совершенно должно быть чуждо любому здравомыслящему человеку. А между тем «в настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии и т.д.» [1]. Как видим, сегодня протестантские страны являются наиболее экономически развитыми. В одной из своих предыдущих работ «Религии мира и Библия» [2] мы уже подробно анализировали основные причины, благодаря которым протестантизм способствует развитию экономики, техники, культуры, науки и искусства. Страны, исповедующие другие религии — ислам, буддизм, индуизм, синтоизм — намного уступают странам, подавляющее население которых придерживается протестантизма. Сильно уступают протестантским странам и государства, население которых исповедует в основном католичество и православие. Такому своему опережению протестантские державы обязаны в первую очередь тому, что в основе этого направления христианства лежит принцип «Sola Scriptura» (Только Писание). Протестантизм основывается только на Библии, признавая лишь её духовным авторитетом в своей жизни и действиях. Приняв учение Христа, записанное в Библии, люди открыли себя для влияния Бога. Приняв учение Христа, они отказались от грубых языческих обычаев, вкравшихся на протяжении истории в христианство. Это в первую очередь иконы и статуи, молитвы святым и деве Марии, исповедь перед священником, непогрешимость римского папы, спасение через индульгенции или по добрым делам. Однако прекрасно начавшееся реформаторское протестантское движение к XVIII веку останавливается в своём развитии [3]. Вместо того, чтобы дальше исследовать Библию и строить только на ней свою религию, многие протестантские церкви ограничиваются тем, что было сделано их предшественниками. Идя Божьим путём, — в очищении христианства от языческой философии, — они дошли лишь до половины. Возникнув изначально, как протест против союза церкви и государства, языческой философии, обычаев и христианства они остановились на определённом этапе, оставив в своём вероучении несколько, но очень важных языческих обычаев, грубо противоречащих учению Христа и имеющих самые трагические последствия, которые сегодня уже очень хорошо видны и пагубное действие которых вынуждены расхлёбывать миллионы людей. Опасность, которая кроется в этих сохранившихся лжеучениях, состоит в том, что на первый взгляд они выглядят очень и очень безобидными. Благодаря этому люди не обращают на них практически никакого внимания. Они даже не задумываются, следуя им. Когда же приходит духовное прозрение, то порой исправить что-либо бывает очень трудно и даже невозможно. Согласно Библии именно эти два незначительных на первый взгляд лжеучения, которые исповедуют практически все христианские церкви, будут использованы сатаной в последнее время, т.е. время непосредственно перед Вторым Пришествием Христа. Именно они станут основной сетью, через которую многие миллионы людей будут завлечены в погибель, не сознавая этого вплоть до последней минуты. Этими двумя лжеучениями являются бессмертие души и празднование дня солнца.

Бессмертие души

Сегодня большинство христианских конфессий проповедует учение о бессмертии души, согласно которому душа не умирает, а после смерти человека в зависимости от того, как он жил, попадает либо в ад, либо по учению католиков в чистилище.

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы священник с кафедры помянул их перед Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы, или рассказывают о своем житье-бытье в других мирах. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами своих умерших близких. Мы читаем рассказы людей, находившихся когда-то в состоянии клинической смерти, в которых они вспоминают о путешествии своей души, о встрече с Богом. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о путешествиях душ, перевоплощениях. Нередко эти книги написаны людьми, не имеющими никакого отношения к восточным религиям. Несколько лет назад корреспондент газеты «Аргументы и факты» задал вопрос одному священнику о том, что происходит с душой только что умершего человека, на что тот ответил, что в первое время душа в сопровождении ангелов путешествует по земле, приходит в свою семью, а потом отправляется к Богу, который определяет ее участь — в раю или аду ей уготовано пребывать (что, якобы, происходит на 9-й день после смерти), а на 40-й день душа возносится от земли.

1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.

Душа — это жизнь. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11). «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16). Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа — это отдельная личность, человек. «Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6). «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20). «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37). Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.

Душа — как символ чувств, мышления, настроения. «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1). «Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27). «Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28). «Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21). Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог. Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны — да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану — родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер. «…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15-16).

2. Единство духа, души и тела:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).

3. Библия о состоянии человека после смерти:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). «А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21). «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:

1. Душа (дыхание) — это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.

2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!).

3. Смерть — это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.

4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.

5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.

6. Бессмертием обладает только Бог.

7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники [4].

Лжеучение о бессмертии души стало причиной:

1. Появления учения об аде и рае, где, соответственно, вечно мучаются или вечно радуются души умерших.

2. Понятия бессмертия греха в мире и бессмертия грешника.

3. Спасения за деньги.

4. Основы спиритизма.

5. Извращения характера Бога [5].

День Солнца

В подавляющем большинстве христианских храмов богослужение сегодня проходит в день, считающийся в республиках СНГ седьмым и называемый воскресенье. Мы специально подчеркиваем, что именно в республиках СНГ, ибо во всём другом мире этот день в календарях значится первым [6] и в переводе во мнигих языках обозначает обозначает день солнца, и только в русском — воскресенье. Это первый интересный факт, с которым мы встречаемся исследуя этот вопрос. Второй же состоит в том, что нигде в Библии нет ни малейшего упоминания о том, что святить нужно именно этот день. Напротив, Господь через Священное Писание говорит о необходимости соблюдения другого дня — субботы. Что же Библия говорит о субботе? Почему большинство христиан, в том числе и протестантов, святит другой день? Есть ли вообще разница в том, какой день святить: субботу или воскресенье, если посвящать его Богу? И вообще, важна ли эта заповедь о соблюдении дня? Можно ли её по значимости ставить с такими заповедями, как не убий, не прелюбодействуй и т.д.? На эти и другие вопросы мы ответим в данной главе.

1. Суббота и Закон Божий

А). «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Как видим, четвертая заповедь Закона Божьего предписывает человечеству помнить и святить субботний день как памятник творения, как дань благодарности нашему Творцу.

Эти библейские стихи говорящие о древности соблюдения субботы, освященного Богом дня полностью подтверждаются многочисленными историческими доказательствами.

• В древнейшем шумерском эпосе рассказывающем о творении Богом земли в частности говорится: «Седьмой день он сделал священным днём, и повелел прекращать всякие труды» [7].

• «В этих месяцесловах уже есть намёк на дни, имеющие особенное значение. Под 7, 14, 21 и 28, а также 19 (7х7 предыдущего месяца) числами мы читаем: «Пастырь многочисленного народа (может быть, царь, как первосвященник) не должен есть мяса, испеченного на огне, и ничего, приготовленного на золе; не должен менять своего платья и надевать чистого одеяния, не должен приносить жертвы. Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоров. Жрец — прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть руки на больного. Не следует приводить в исполнение задуманное. Ночью царь должен приносить дар великим богам и принести жертву. Воздеяние рук его бог примет» [8]. «они соблюдали с величайшей строгостью некоторые дни… В эти дни нельзя было стряпать, зажигать огонь, менять одежду, приносить жертву… заниматься каким-либо делом, гражданским или военным… потому что всё, что бы ни делалось в эти дни, обратилось бы во вред… Они называли эти дни Саббату» [9]. «В этот день предписывалось не заниматься ни какими делами, и сам он получил название „шаббат“ — покой» [10].

• Знаменитый римский историк Иосиф Флавий пишет: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился наш обычай воздерживаться от работы в седьмой день» [11].

Б). О неизменности и вечности Закона Божьего.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (дела творения — прим. А.О.), и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3). Как видим, еще в Едеме: когда не было национальностей, не было евреев, а были только первые люди — наши прародители Адам и Ева, Бог учредил День Седьмой как день покоя — для всех будущих поколений, для всего будущего человечества Итак, суббота была дана Богом как день покоя, всем без исключения людям, на заре истории человечества, когда о различных национальностях не было еще и речи.

Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9).

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18).

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17).

Бог говорит через пророка Исаию о том, что в вечности, когда великая борьба между добром и злом будет окончена, суббота, учрежденная Богом как памятник творения и как день особого общения между Творцом и Его творением — людьми, останется и значения своего не потеряет: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23).

В). О благословениях, которые Бог изливает на соблюдающих субботу как неизменную заповедь Его Закона.

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего; уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13-14).

«Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:2).

2. Суббота — знамение Бога

«И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20).

«И дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:11-12). Согласно словарю Даля, «знамение» означает знак, печать, тайну [12].

«…субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела; а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти… Это — знамение… навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход 31:13-17).

Кстати, вот что пишет о значении субботы, как дня отдыха крупнейший современный учёный, профессор антропологии и астрономии Университета Колгейта (США), Энтони Авени: «Одним из недавних открытий современной хронобиологии стало обнаружение в человеческом организме 7-дневного биоритма. Он проявляется в незначительных вариациях кровяного давления и сердечного ритма, восприимчивости к инфекциям и даже приживляемости пересаженных органов: так, стало известно, что вероятность отторжения некоторых из них становится максимальной через интервалы недельной продолжительности начиная с дня пересадки. В отношении этого ритма мы не уникальны: по всей видимости, им, наряду с нами, обладают даже простейшие организмы, вплоть до бактерий. Семидневный ритм, например, существует у русалочьего бокала — водорослей, своим видом напоминающих бокал для шампанского, с длинным стеблем и большим цветком-шаром на конце. Этот организм может быть приучен к снижению скорости своего роста только при переменном освещении (свет — темнота) с периодом 7 дней — не больше и не меньше» [13].

3. Христос и Его апостолы соблюдали именно субботу

Для верующих христиан во все века было важно знать, какой день недели, как Божий день, почитали Христос и апостолы.

Христос называл Себя «Господином субботы» (Мк. 2:28). Каждую субботу Христос приходил в храм: «…и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать…» (Лк. 4:16). «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге…» (Мк. 6:2).

После распятия, когда умерший Христос был положен во гробе (в пещере, высеченной в скале, как принято было в Иудее хоронить умерших — прим. А.О.), ученики Его не успели приготовить тело к погребению, так как начиналась суббота, «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Заповедь была беспрекословна и неизменна, ибо ее дал Сам Бог, ее соблюдал и Сам Христос, и Его ученики, верные Слову Божьему, не посмели ее нарушить, хотя речь шла о погребении Христа — Сына Божьего! И только в воскресенье, «в первый день недели… неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу…» (Лк. 24:1). Христос в этот день воскрес, но нигде, ни в одном месте Библии не записано о том, что Бог перенес празднование субботы на воскресенье в честь воскресения Христа. Суббота осталась неизменной как памятник творения, как день покоя и день почитания Бога и поклонения Богу.

Апостолы после вознесения Христа также почитали субботний день, неизменно выполняя заповедь Божию: «При выходе их из… синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу…» (Деян. 13:42).

«В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие…» (Деян. 13:44).

«Во всякую же субботу он (Павел — прим. А.О.) говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4).

Первые христиане свято соблюдали именно субботу: «Первые христиане на самом деле чтили субботу иудеев… поэтому христиане долгое время придерживались соглашения по поводу субботы, отдельные части их закона читались на богослужениях; и это продолжалось до Лаодикийского церковного собора» [14]. «Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях. И, вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов, что подтверждает несколько письменных свидетельств по этому вопросу [15]. «Седьмой день, суббота, торжественно отмечался Христом, апостолами, простыми христианами до Лаодикийского собора, который упразднил его» [16]. «Древние христиане очень чтили субботу, седьмой день недели… Совершенно ясно, что все восточные церкви и большая часть мира соблюдали субботу как праздник… Афанасий говорит нам, что они собирались на религиозные собрания по субботам не под влиянием иудаизма, но для поклонения Иисусу, Господину субботы. Епифан говорит то же» [17].

4. Как святить субботу

Мы уже выше приводили текст, записанный в книге пророка Исаии 58:13-14, прочитайте его еще раз. Обратите внимание, что здесь «не расшифровано», какие обычные дела и прихоти имеются Богом в виду, ибо они у каждого человека свои, и каждый из нас хорошо знает, о чем именно здесь идет речь, и каких дел и прихотей нам следует избегать в субботу: у одних — это работа в саду-огороде, выполнение «горящего» плана на работе или каких-то сверхурочных заданий, а также, любая работа с целью заработка; у других это — пустословие (разговоры «ни о чем», лишь бы провести время); у третьих — купля-продажа; у четвертых — приготовление пищи, уборка в квартире, стирка, и тому подобное.

«В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов… всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное. И Тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи… И я сделал выговор… «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей… бедствие? А вы увеличиваете гнев Его… оскверняя субботу». После сего… перед субботою, я велел запирать двери… и слуг… ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний… С того времени они не приходили в субботу» (Неемия 13:15-21).

«…вот что сказал Господь: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (т. е. в пятницу, накануне субботы — прим. А.О.), а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исход 16:23).

А что же можно делать в субботу, в свете Библии? Приходить на поклонение Богу в церковь, изучать Слово Его — Библию, навещать больных, поддерживать людей и ободрять тех, кому плохо, постараться этот день провести со своей семьей, сделать его особенно радостным для детей, провести субботу на лоне природы и пр.

Пусть именно субботу ждет с нетерпением каждый член семьи, и особенно ваши дети, пусть в этот день особая радость, мир и покой царят в вашем доме, пусть особенно красиво будет сервирован стол и особенно вкусными будут блюда.

Помня об этом дне, в который Бог особенно хочет благословить людей, следует до его наступления проанализировать всю прожитую неделю и те ошибки, что вы совершили, особенно касающиеся ваших взаимоотношений с людьми, близкими или дальними, и восстановить свои с ними отношения. Пусть никакие заботы, суета, проблемы, плохое настроение не омрачат этого дня!

Выводы:

1. Соблюдение субботы является четвертой заповедью Закона Божьего.

2. Суббота была учреждена Богом для всего человечества на заре истории земли, когда еще не было деления по национальному признаку.

3. Суббота является знамением (т. е. знаменем) Божьим, отличительной чертой верности человека Богу.

4. Суббота освящена Самим Богом.

5. Исполняя субботу, человек становится обладателем нескончаемых Божьих благословений.

6. Суббота будет праздноваться и в вечности.

7. В субботу не следует заниматься обычными житейскими делами или работой. Этот день человек должен посвятить Богу и отдыху от повседневной работы.

Последствия отступления

1. Отмена четвертой заповеди Закона Божьего.

2. Попрание авторитета Бога как Творца.

3. Отмена субботы привела к потере знамения между Богом и человеком.

4. Отменив субботу, человек лишил себя Божьих благословений.

5. Произошла потеря людьми символа освобождения.

6. Суббота — день отдыха. Исследуя историю отступлений в христианстве, мы видели, что суббота была одним из главных объектов нападений сатаны. И это не случайно, ибо он прекрасно понимает, что, лишив человека субботы, он разорвет его связь с Богом.

На пороге заключения тройственного союза

Сегодня во многие протестантские церкви входит дух оккультизма в виде харизматии — говорения на иных языках и так называемый «христианский» рок. Так же сегодня значительное число протестантских церквей (в том числе лютеранская) признало духовный авторитет римского папы, против учения которого так выступали вожди реформации Лютер, Кальвин, Гус. Современные руководители этих церквей пошли на духовный компромисс, поступившись учением Библии. Многие протестантские церкви принимают активное участие в экуменическом движении [18]. Сегодня уже явственно просматривается исполнение пророчества об объединении католичества с отступившими от истины протестантскими церквями (Откр. 16:13), что будет иметь место непосредственно перед Вторым Пришествием Христа. Союзу папства с протестантизмом весьма способствуют США. Так, в 1984 году Америка открывает своё посольство в Ватикане, а Ватикан в США. Это шло вразрез с конституцией США, и на конгрессе Рональд Рейган устранил этот параграф из конституции [19]. За этот срок папа трижды посетил Америку, где был принят самым радушным образом. Имея прекрасное прошлое, большинство протестантских церквей отступили от Истины, вступив на путь духовной гибели, изгнав тем самым Христа из своих храмов и соборов, учение Которого стало им мешать.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 3 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Христианство, словарь / под ред. Л.Н. Митрохина, М, Республика, 1994, с. 376.

[2] Опарин А. А. Религии мира и Библия. — Харьков: Факт, 2000.

[3] См. Раннее христианство, в 2 т., М, АСТ, 2001, т 2, с. 499-506.

[4] Об истории того, как доктрина о бессмертии души вошла в христианство, см. Опарин А. А. И камни возопиют. Харьков: Факт, 2000, 2001. Глава «Вести от умерших близких».

[5] Подробнее о влиянии доктрины о бессмертии души на жизнь человека см. Опарин А. А. У разбитых водоемов. Харьков: Факт, 2002.

[6] Климишин И.А. Календарь и хронология, М., 1990, с. 81.

[7] Цит. по: Лопухин. Библейская истина в свете современных открытий и находок. В 3 т, Петроград, 1913-1914, т. 1, с. 109; Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища, Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с.86.

[8] Тураев Б.А. История Древнего Востока, в 2 т, Л, ОГИЗ, 1935, т 1, с. 136.

[9] Рагозина З.А. Древнейшие народы, СПб, И-е А.Ф. Маркса, 1903, с. 113.

[10] Климишин И.А. Календарь и хронология, М., 1990, с. 81.

[11] Иосиф Флавий. Против Апиона, М, Иерусалим, 1994, 39, 282.

[12] Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1978. Т. 1. С. 687.

[13] Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры, М, София, 1998, с. 111-112.

[14] The Whole Works of Jeremy Taylor, Vol IX, p. 416, R. Heber's Edition, Vol XII, p. 416

[15] Dialogues on the Lord's Day, p. 189. London: 1701, by Dr. T. H. Morer, a Church of England divine

[16] Dissertation on the Lord's Day, pp 33, 34, 44

[17] Antiquities of the Christian Church, Vol II, Book XX, chap 3, Sec. 1, 66. 1137, 1138

[18] Христианство, словарь. / Под ред. Л.Н. Митрохина. — М.: Республика, 1994, с. 538-539.

[19] Гергей Е. История папства, М, Республика, 1996, с. 446-447.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко