Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 2

Два Едемских наследства

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих… И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

В этой главе мы впервые встречаемся с субботой — особым днем, который выделил Бог и которому Библия придает особое значение. Субботний покой был дан первым людям, когда еще не было на земле различных национальностей и языков, как памятник Богу — Творцу, создавшему жизнь во Вселенной. По замыслу Божию, суббота должна была стать днем покоя и днем поклонения Господу. В отношении этого дня у представителей различных конфессий существуют разные мнения, и чтобы расставить в этом вопросе все точки над «i», обратимся к Библии, и посмотрим, что об этом говорит Бог в Своем Слове.

Итак, на наиболее часто возникающие вопросы о дне поклонения нам отвечает Библия.

1. Какой день выбрал Бог для поклонения и как день покоя для человека?

Соблюдение субботы закреплено в Законе Божьем и является 4-ой заповедью: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:8-10).

2. Почему именно суббота выбрана Богом как день покоя?

«Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его…» (Исх. 20:11). Как было сказано выше, суббота является памятным днем сотворения нашего мира, и почитая этот день, мы прежде всего выражаем наше почтение и благодарность Богу как Творцу Вселенной.

3. Какая разница, в какой именно день отдать почтение Богу, как Творцу?

Еще раз подчеркнем, что Сам Бог установил субботу как еженедельный праздник и вносить изменения по своему усмотрению является свидетельством крайнего непочтения к Господу и пренебрежением к Авторитету Творца.

4. Многие утверждают, что после распятия и воскресения Христа суббота была перенесена на воскресенье, в честь воскресения Спасителя, так ли это?

Нет, об этом в Библии нигде не написано. Более того, если бы это было так, наверно апостолы первыми бы подали пример в праздновании воскресенья, но они продолжали свято чтить субботний покой. Сам Христос перед Своим вознесением заповедал всем Своим последователям: «…соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:20). Кроме того, никакое событие не может изменить основной повод для соблюдения субботы как памятника Творцу в честь окончания творения.

5. Каким же образом и кем суббота была перенесена на воскресенье?

При римском императоре Константине Великом (323 год по Р. Хр.), когда христианство стало государственной религией империи, чтобы удовлетворить языческое население государства, в принятое христианство были внесены языческие праздники и обычаи, одним из которых было празднование первого дня недели — дня солнца (воскресенья).

6. Что Бог на страницах Библии говорит о тех, кто изменяет Его постановления?

«…люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? … Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мк. 7:6-9, 13). В Библии неоднократно подчеркивается, что Закон Божий вечен и неизменен, и никому из людей Бог не дал права отменять или изменять Его заповеди.

7. Как отличить истинное поклонение Богу от ложного поклонения?

Сегодня неверующих людей практически нет, но ложное поклонение действительно существует. Разница заключается в том, чей авторитет прежде всего почитается, Божий или человеческий? «И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). Субботы Бог называет Своими! И более того, субботы являются Божьим знамением (знаменем!) Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9).

8. Сегодня многие считают, что суббота была дана Богом евреям и вовсе необязательна для лиц других национальностей, так ли это?

Как упоминалось выше, суббота была установлена Богом на заре истории человечества, когда не было различия по национальному признаку и существовали только Адам и Ева. Иисус Христос сказал: «…суббота для человека…» (Мк. 2:27). Не для еврея, украинца или немца, но для человека вообще.

9. Будет ли упразднено празднование субботы после Второго Пришествия Христа?

«Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23). Сам Бог ответил на этот вопрос. В вечности празднование субботы также не будет отменено, как не отменено оно и сегодня. Бог не сможет нас благословить, если мы не будем соблюдать субботу или если мы заменим ее каким-то другим днем, пусть даже из самых благих целей. Ибо тем самым мы перед лицом всей Вселенной отказываемся признать Авторитет Бога как Творца. И дьявол на таких людей может предъявить свои права. В последние же дни земной истории, накануне Второго Пришествия Христа суббота, как об этом Бог говорит через пророка Иезекииля и книгу Откровение, станет отличительным знаком, печатью Божьего народа. Поэтому суббота — это не просто день, который можно соблюдать в пятницу, воскресенье или среду, суббота — это Божья незыблемая вечная заповедь, знамение, печать. О тех же, кто нарушает эту заповедь, апостол Иаков пишет следующее: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Сотворив нашу землю, Творец, конечно же, не нуждался в отдыхе, но Он хотел, чтобы первый день жизни первых людей прошел в покое и общении с их Создателем. Ибо суббота по замыслу Божию должна была стать днем, когда человек перестал бы совершать свои повседневные дела, отключился бы от забот и суеты, и посвятил время Богу, получая посредством этого новый заряд духовных и физических сил. Сегодня даже врачи пришли к выводу, что человеку необходим день отдыха. Более того, согласно научным данным, оптимальным для отдыха у человека как раз должна быть суббота [1]. Суббота — это день, который должен быть посвящен и общению со своей семьей, детьми, на которых так часто не хватает времени в суете недели. Не оттого ли сегодня так много разводов, семейных проблем, неврозов, заболеваний сердечно — сосудистой системы, духовных проблем, что люди перестали соблюдать день, установленный Самим Богом и либо совсем не имеют отдыха, либо соблюдают дни, установленные человеком, имеющие чисто языческие корни. Примером этого может служить соблюдение дня солнца (Sunday). Бог не сможет нас благословить, если мы не будем почитать Его как Творца и откажемся соблюдать субботу.

Итак, в наше особое время, когда все происходящее в природе, политике, отношениях между людьми свидетельствует о скором Пришествии Христа, каждому человеку на земле следует пересмотреть свое отношение к субботе, которая является ключом к сокровищнице Божьих благословений и спасению. Большое количество вопросов, как в древности, так и в наши дни вызывало и вызывает устройство человека. И, несмотря на выдающиеся открытия в области анатомии и физиологии, количество вопросов не убавилось. Вопрос же о существовании души всегда волновал человечество. Многие религии и философские школы разработали целую систему учений о душе, о ее строении, возможностях переселения, путешествия в различные миры. Догмат о бессмертии души прочно вошел в сознание многих людей. Причем большинство считает, что основа для этого учения заложена в Библии. Однако Священное Писание говорит обратное. Но, обо всем по порядку.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Итак, человек, согласно Библии, состоит из тела, дыхания жизни (духа) и души. В параллельном месте Библии мы читаем: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1 Фес. 5:23). Бог на страницах Библии нигде не рассматривает эти понятия в применении к человеку в отрыве друг от друга. Итак, тело — это наши анатомические органы и системы. Дух — это энергия, дыхание жизни, делающая нас живыми и через которую Бог общается с человеком. Что именно собой представляет эта энергия, Бог нам не открыл, и всякие домыслы на эту тему недопустимы. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11); «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Римл. 8:16).

А что же такое душа, согласно Библии?

• душа — это жизнь: «…и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). «И побили… мечом… не осталось ни одной души…» (И. Нав. 11:11).

• душа — как отдельная личность: «…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:20).

• душа, как символ чувств, мышления, настроения: «Душа моя истаивает от скорби…» (Пс. 118:28); «Твердо помнит это душа моя…» (Плач Иерем. 3:20). А что же Библия говорит о состоянии людей после смерти, есть ли бессмертная душа? «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). «А человек умирает, и распадается… Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? … В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает…» (Иов 14:10, 12, 14, 21); «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4). Смерть в Библии уподобляется сну: «…Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его… Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер…» (Ин. 11:11-14); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Бессмертием обладает только Бог: «…Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие…» (1 Тим. 6:15-16).

А теперь сделаем выводы:

• Душа — это символ жизни живого человека, его эмоций, мыслей.

• существует неразрывное единство духа, души и тела: вместе с телом умирает и душа, то есть, мысли, чувства, знания человека.

• смерть в Библии сравнивается со сном, потому что при Втором Пришествии Христа умершие «пробудятся», то есть, воскреснут, получив дар вечной жизни.

• бессмертием обладает только Бог.

• В Библии не говорится о бессмертии души и ее существовании вне тела человека.

Откуда же взялось учение о бессмертии души? Эта доктрина очень древняя, берущая начало еще в Едеме и ставшая точкой отсчета царства греха на нашей планете, первым сатанинским лжеучением, принесшим обильные страшные плоды в истории человечества. Автор теории о бессмертии души — дьявол, который еще в Едеме сказал Еве: «…нет, не умрете… но… будете, как боги…» (Быт. 3:4-5). Только тщательное исследование Библии и молитва может уберечь человека от страшных заблуждений, которые сатана предлагает на каждом шагу. Основывать же свою веру на человеческих авторитетах также очень опасно, потому что все без исключения люди, включая и священнослужителей, всего лишь люди, грешные и слабые: «Потому что все (выделено авт.) согрешили и лишены славы Божией…» (Римл. 3:23).

Итак, вторая глава Бытия дала нам ключ к пониманию устройства человека. Мы мало что сохранили из Едема. После грехопадения людей большая часть благословений была утрачена. Однако суббота и институт брака сохранились. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:18, 22-24). Благодаря деятельности средневековых философов, многие сегодня представляют христианство как религию аскетизма, главное в которой — отсутствие радости и умерщвление плоти. Это учение увело от Христа многих искренних людей, рисуя характер Бога в искаженном свете. Обратите внимание на приведенный выше текст: сексуальные отношения в супружестве, которые некоторые так называемые «праведники» называют грехом, благословил Сам Бог: «и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Интимные отношения являются благословением Творца: «…и утешайся женою юности твоей… любовью ее услаждайся постоянно» (Пр. 5:18-19); «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей… потому что это — доля твоя в жизни и трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл. 9:9). Но интимные отношения являются благословенными лишь в браке! Подобно учению о субботе, сатана пытался исказить и понятие о браке и сексе. В результате институт брака нередко считают старомодным, а секс — простым удовлетворением похоти, низводящего человека до уровня животного. Таким образом, Божье благословение было утрачено и приобретено проклятие, выражающееся в многочисленных венерических болезнях, психических травмах, духовной опустошенности, моральной и нравственной распущенности. В Библии подчеркивается, что женщина была создана как помощник мужчине, подчеркнем еще раз, ни раба, ни госпожа, а помощник. И если бы современные женщины помнили об этом, может быть было бы меньше разводов, семейных ссор. Было бы полезно помнить и мужчинам, что брак по замыслу Божьему подразумевает взаимоуважение, любовь, уступчивость, предупредительность и снисходительность друг ко другу: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор. 7:3). В выборе партнера в жизни надо быть очень внимательными, ибо далеко не каждый брак угоден Богу и приносит счастье.

Итак, ключом к успешному счастливому браку является гармоническое физическое, психическое и духовное единение.


Археологический комментарий

Путешествие в Едем

На фоне нескончаемых сообщений о войнах, преступлениях, террористических актах, отсутствии электричества и тепла в домах, падении нравов, всеобщей озлобленности Библейский рассказ о рае многим кажется наивной красивой сказкой. И поэтому обетования Божьи о возвращении Едема (рая) на землю через тысячу лет после Второго Пришествия Христа также некоторым кажутся несбыточными. В этой главе мы совершим историко-археологическое путешествие в Едем, Потерянный рай, и быть может после этого кто-то пересмотрит свое отношение к этой «сказке» и по-другому станет относиться и к обетованиям нашего Спасителя.

 

Золотой век

Древние авторы оставили нам описание так называемого золотого века: «Золотой век, мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человека» [2]. Вот как описывает его древнегреческий писатель Гесиод: «Вскоре после сотворения человека начался Золотой век, бесценный дар бессмертия, признавших Крона своим владыкою. Человеческий род ввел тогда жизнь среди богов, свободную от мучительных забот, чуждую труда и печалей. Старость была незнакома людям, болезненные явления так же… Люди наслаждались полным блаженством; плоды земные произрастали в обилии и самых разнообразных видах. Царствовал всеобщий мир и его постоянными спутниками были счастье и наслаждение» [3].

Сходное этому описание дает знаменитый римский автор Овидий: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездия, сам соблюдавший всегда… и правду и верность. Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Так же от дани вольна, не тронута острой мотыгой, плугом не ранена, все земля им сама приносила… Вечно стояла весна; приятным прохладным дыханьем, ласково нежил эфир цветы… урожай без распашки земля приносила…» [4].

В китайских преданиях, относящихся к правлению легендарных государей Яо и Шуня говорится, что в то время был Золотой век и люди жили беззаботно и счастливо [5].

Древние иранцы в своем эпосе «Шахнаме» рассказывают, что в долгое правление царя Джамшида «люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости» [6].

Скандинавские предания говорят, что в начале своего существования мир не знал зла, царила всеобщая радость, и все было из золота [7].

Древние египтяне повествуют, что когда на земле правили Исида и Осирис, то это было время Золотого века, всеобщего счастья [8].

В древнейшей на земле шумерской мифологии рассказывается о стране Дильмун, существовавшей на заре человеческой истории. Жители этой страны не знали ни болезней, ни смерти. Там не было греха и порока. «Священна страна Дильмун, непорочна страна Дильмун. В Дильмуне… нет больных… Нет старух… нет стариков…» [9].

 

Таинственный Эриду

Древние вавилонские летописи говорят: «…около Эриду был сад, в котором было таинственное священное дерево, дерево жизни, посаженное богами, корни которого были весьма глубоки, а ветви его простирались до неба, охраняемые сторожевыми духами, чтобы никто из людей не мог войти в сад». Есть в вавилонской мифологии и рассказ об Адаме, названным семенем человечества, жившем в Эриду. Первоначально он был бессмертен, но затем оскорбил богов, полученным знанием был лишен дара бессмертия [10].

Об Эриду, как прародине человечества говорит и тот факт, что хронология шумерских царей рассказывает, что первые цари А-лу-лим и А-ла-гар правили в Эриду [11]. Об это же свидетельствует и летопись, записанная на так называемой призме Вельда. И действительно месопотамская цивилизация является самой древней. Сообщения вавилонских летописей были подтверждены в результате раскопок, проведенных в 1918-1919 и 1946-1947 годах в Эриду. Раскопками было показано, что он является древнейшим городом мира, насчитывая 12 стратиграфических пластов, сохранив и культурные слои, относящиеся к допотопной цовилизации [12].

 

Реки Едема

Вторая глава книги Бытие сообщает о четырех реках, текущих в саду, называя их по имени. Как видим, ориентиров для нахождения местоположения сада вроде бы немало. Однако трудность заключается в том, что, во-первых, потоп сильно изменил первоначальный ландшафт местности, а во-вторых, за истекшие тысячелетия реки не раз меняли свои русла. И если расположения Тигра и Евфрата никогда не вызывали споров, то русла других двух рек, Фисона и Гихона, устанавливались по-разному. Так, Фисон ассоциировался то с Курой, то с Гангом, а Гихон — с Араком и Индом. Этой дискуссии в научном мире неоценимую услугу оказали… космические исследования, подтвердив гипотезу, выдвинутую профессором Юрисом Заринсом (США, штат Миссури, Юго-Западный университет). «Снимок Саудовской Аравии из космоса подтверждает существование всех четырех рек, о которых, как считает Заринс, упоминает Бытие… В верхней левой части карты Тигр и Евфрат, сливаясь, образуют Шатт-аль-Араб, в которую впадает современная Карун, или Библейская Гихон. В пустыне Саудовской Аравии находятся следы дельты речной системы Вади-Батин и Вади-Римах, которую Заринс считает древней рекой Фисон… По мнению Заринса, Едем был расположен у слияния четырех рек в районе Персидского залива… Но каким образом Едем оказался на дне Персидского залива? Юрис Заринс полагает, что это произошло из-за подъема уровня моря, вызванного постепенным таянием ледников в конце последнего ледникового периода…» [13]. Данные о леднике полностью соответствуют изменениям, произошедшим на земле после потопа [14]. К тому же и датировка опускания Едемского сада на дно залива идентична Библейской, если к тому же принять во внимание ошибки в методах датировок, о которых мы говорили в комментарии к 1 главе.

 

Древо познания

Одно из центральных мест книги Бытия, посвященных описанию Едема, безусловно, занимает дерево познания добра и зла: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16-17).

С этим деревом связан резкий поворот в жизни наших прародителей, предопределивший и нашу с вами участь, дорогой читатель.

Но если это событие действительно было, то тогда вероятно предположение, что несмотря за давностью лет должна была сохраниться память о грехопадении человека, о Рае, дереве познания добра и зла. Дошла ли она до наших дней или затерялась в глубине веков, а быть может, всего этого и вовсе не было?

«Образ мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах… — «древо центра», «древо восхождения», «древо познания»… «древо смерти»… Образ мирового дерева выявлен, или реконструирован на основе мифологических… представлениях, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура)…» — вынуждена была констатировать даже изданная в атеистическом СССР энциклопедия Мифы народов мира [15]. На сегодняшний день сохранились изображения древа с 4-го тысячелетия до Р. Хр. и на всех континентах. Эти изображения дошли до нас:

• на ассиро-вавилонском сосуде 13 века до Р. Хр. (хранящемся в Британском музее в Лондоне).

• в печати должностного лица храма Инанны, города Урука, 4 тысячелетие до Р. Хр. (хранится в музее Берлина).

• на гипсовом рельефе, изображающем царя Ассирии Ашшурнасирпала, поклоняющегося священному дереву, 9 век до Р. Хр. (Британский музей, Лондон).

• в Ацтекской рукописи (кодекс Майер-Фейервари), 15 в. по Р. Хр.

• ацтекском календаре «Тоналяматль».

• на бронзовом индийском изваянии 14 века по Р. Хр. (Канзас-Сити, Галерея Нельсона, музей Аткинса).

• Якутской деревянной луке оленьего седла (Якутск, Краеведческий музей).

• на персидском блюде 13 века (Оксфорд, музей Ашмола).

• на узоре ритуальной ткани (остров Суматра).

При рассмотрении археологического комментария к 3 главе мы узнали о древнейшем 4-х тысячелетнем изображении райского дерева в самом Едеме, красочно иллюстрирующем грехопадение.

Итак, Едем действительно существовал.

«Когда беззаконие охватило всю землю и обреченные на гибель должны были погибнуть в водах потопа, Рука, насадившая Едем, забрала его с земли. Но когда Творец воссоздаст «новое небо и новую землю» (Откр. 21:1), рай снова будет возвращен, только в еще большей славе, чем прежде…» [16].

 

Вопросы для размышления:

1. Является ли для тебя суббота особым днем, освященным Богом?

2. Верен ли ты брачному обету?

3. Не следуешь ли ты ложному учению о бессмертии души?

 

Постскриптум:

Суббота является памятником творения Богом неба и земли, знамением между Богом и человеком, символом того, что Эдем вернется на нашу землю после Второго Пришествия Христа.

В следующей главе мы ответим на такой волнующий многих вопрос: если есть Бог, то почему существует зло? Почему Он до сих пор не уничтожил его?

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания ко 2 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] См. Гигиена детей и подростков, любое издание.

[2] Мифы народов мира, указ. соч., т. 1., с. 471.

[3] Гесиод, Труды и дни, любое издание, с. 104-201.

[4] Овидий, Метаморфозы, любое издание, т. 1., с. 89-162.

[5] Юань Кэ, Мифы Древнего Китая, М., 1965.

[6] Дрезден М., Мифология Древнего Ирана, в кн. Мифология Древнего мира, пер. с англ., М., 1977.

[7] Беовульф, Старшая Эдда, Песнь о нибелунгах. М., 1975.

[8] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы, М.-Л., 1956; Морэ А., Цари и боги Египта, любое изд., 1999.

[9] Миф о Энки и Нинхурсаг, Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973; Крамер С. Н. Мифология Шумера и Аккада, М., 1977.

[10] Крамер С., История начинается в Шумере; Оппенхейм А. Древняя Месопотамия, М., Наука, ГРВЛ, 1980, с. 274-275.

[11] Вулли Л. Ур халдеев, М., ГРВЛ, 1961, с. 251.

[12] Safar F. M. Ali Mustafa andd Seton Lloug. Eridu Badhdad. State Organization of Antiquites and Heritage, 1981; Ллойд С. Археология Месопотамии, М., Наука, 1984.

[13] Шумер: города Едема, Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 16-17.

[14] Кондратов А. Великий потоп, Мифы и реальность, Л., Гидрометеоиздат, 1982, с. 107-121.

[15] Мифы народов мира. - М., Советская энциклопедия в 2-х т., т. 1, с. 398.

[16] Уайт Е. Патриархи и пророки, Заокский, Источник жизни, 1994, с. 39.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко