Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 4

Печать Каина

Евангельская весть

Прекрасная жизнь в раю сменилась тяготами земного существования, В конце которого стояла смерть. И только вера в обетование: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15), поддерживала наших прародителей. И поэтому когда родился Каин, Ева решила, что именно в нем и воплотится Божественное обещание (обетование) их освободить. «Приобрела я человека от Господа», — сказала она. Однако это был поспешный вывод, и Ева глубоко заблуждалась, что и показали ближайшие события. В этом есть урок для нас: не спешить делать выводы о ком-либо или о чем-либо.

Бытие учит нас быть, прежде всего, людьми в самом высоком смысле этого слова. А наши поспешные выводы и суждения порой становятся камнем преткновения в общении с людьми: на одних мы ставим крест, а других склонны возвеличивать. Но жизнь часто переворачивает наши оценки, от чего мы нередко страдаем, переживая предательство своих близких друзей и получая поддержку от тех, кого презирали или считали врагами. Спустя немного времени у Адама и Евы родился второй сын, Авель. И вот когда юноши выросли, один стал пастухом, а другой земледельцем. «…Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:3-5). Итак, оба брата приносят Богу жертву, но одна принимается, а вторая нет. Почему? Ведь каждый принес то, что имел: один овцу, а второй плоды. И неужели Убийство агнца более предпочтительно в глазах любящего Бога, чем плоды земли? Не напоминает ли принесение животных в жертву кровавые языческие культы? Зачем же нужно Господу убийство невинного агнца? Дело в том, что когда Адам и Ева согрешили, они, согласно закону Вселенной, должны были умереть, «ибо возмездие за грех смерть». Творец встал перед выбором: либо предать смерти первых людей, либо не обратить внимания на грех и позволить ему распространяться дальше. Оба варианта были неприемлемы. И тогда Бог по своей великой милости в искупительную жертву за грех решил отдать Своего собственного Сына Иисуса Христа. Прообразно указывать на Его грядущую искупительную жертву должно было жертвенное животное, агнец. Совершая грех, человек исповедывал его перед Богом, а затем приносил в жертву животное. Гибель невинного животного не могла сама по себе искупить грех человека, но свидетельствовала о вере человека в то, что в будущем за него прольется кровь Мессии, Христа, который и дарует прощение, спасение и вечную жизнь, утраченную Адамом и Евой, и, кроме того, гибель жертвенного животного показывала человеку, насколько отвратителен его грех глазах Бога. В этом и заключается принципиальная разница между жертвой Авеля и Каина. Одна была жертвой веры, а вторая жертвой дел. Одна говорила, что надежда человека только на Бога, а вторая — на свои собственные силы и заслуги, посредством исполнения добрых дел, иными словами, вторая жертва свидетельствовала об отсутствии нужды в посредничестве Христа. В течение шести тысяч лет после этого жертвоприношения миллионы людей шли либо путем Авеля, либо Каина. Одни основывали свое спасение на вере в Бога, сознавая свою греховность и нужду в Спасителе, другие надеялись на свои добрые дела, посредством которых стремились заработать себе спасение. При этом последние забывали, что спасение — это дар Божий, и заслужить или заработать его невозможно. В разное время предлагались различные способы для того, чтобы заслужить себе спасение. Первый — путем преобразования своими силами своего собственного характера. Для этого в древности существовали различные философские школы, которые учили человека искусству стать совершенным. Одни из этих школ практиковали всевозможные ограничения (стоики), другие — через удовлетворение всех своих желаний надеялись прийти к совершенству (эпикурейцы); третьи практиковали воспитание в себе равнодушия ко всем и всему (скептики); четвертые пошли путем отказа от всех существующих норм и правил — циники. Таким путем пошли древние греки и римляне.

Второй путь к спасению заключался в совершении магических обрядов, оккультизме; это проповедовала философия буддизма, индуизма, синтоизма, шаманизма, боизма.

Третий путь — через принесение Богу как можно большего количества жертв: чем больше крови, тем ближе спасение. Этот путь характерен для языческих культов народов доколумбовой Америки — инков, ацтеков, майя, а так же финикийцев, друидов и пр. Создавая этот культ, дьявол бросал тень и на жертвоприношения, установленные Богом, приравнивая их в глазах людей. Более того, враг рода человеческого стал автором и принесения в жертву людей, что было самым отвратительным и ужасным в глазах Бога: «И устроили высоты … в долине… чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иерем. 7:31).

Четвертый путь к совершенству состоял в отрицании Бога. Сторонники этого направления провозглашали, что счастливым и совершенным может быть только общество, лишенное каких — либо предрассудков, в том числе и религиозных, а религия — это опиум для народа. Атеизм — вот истинный путь к совершенству. Эта новая безбожная религия, господствовавшая в СССР, Китае, Камбодже, Румынии, Албании и др. странах, принесла хорошо нам известные плоды.

Пятый путь к счастью — это путь поклонения князю тьмы — сатанизм. Сегодня этот страшный культ приобретает небывалую популярность. В каждом городе Украины есть эти секты, состоящие преимущественно из молодежи.

И, наконец, шестой путь — это путь Каина, который проник и в само христианство, во многих направлениях которого провозглашается, что спасение — это вера плюс добрые дела. Эта ложная теория, не имеющая никаких оснований в Библии, привела к созданию монастырей, где сотни тысяч людей были обречены на затворничество, лишившись элементарных земных радостей. Кроме того, сюда же относятся всевозможные виды самоистязания плоти, особенно популярные в средневековой Европе. Это и призывы обрести спасение путем больших пожертвований на храм, и сегодня многие люди, особенно относящиеся к разряду «новых русских» пытаются откупиться от Бога, жертвуя деньги на строительство храмов и монастырей, думая при этом, что их грехи автоматически прощаются. Это и знаменитые индульгенции, дающие за деньги прощение грехов. Обман людей, спекуляция духовными ценностями проникли в христианство.

А между тем Богу не нужны наши деньги, самоистязание, паломничества, отказ от квартир, изнурительные посты, и пр. Господу нужно наше искреннее покаяние, наша вера, осознание нами своей нужды во Христе и послушание Его заповедям, ибо только таким образом мы можем выразить свою благодарность Богу за смерть Его Сына на Голгофе и признать Творца Господином нашей жизни.

Итак, пример Каина и Авеля учит нас, что далеко не любое служение принимает Бог. Мы можем служить Богу, называться христианами, но он не примет нас: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Ключ к служению Богу — это не жертвы, а вера. Как же нам узнать, принимает ли Бог мое служение, как служение Авеля, или отвергает, как Каина? И вообще, что может быть жертвой Богу в наше время, ведь после Пришествия Христа жертвоприношение животных было упразднено, ибо Христос умер за каждого из нас, пролив Свою кровь, и сегодня совершив грех, достаточно в личной молитве попросить у Бога прощение во имя Христа, сознавая при этом, что Он умер вместо меня за мой грех?

• «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Нашей жертвой Богу сегодня являются наши молитвы «чрез Него», то есть, через и во имя Иисуса Христа (красной нитью через все Священное Писание проходит истина, что Посредник между Богом и человеком один — Иисус Христос, потому что именно Христос умер вместо каждого из нас).

• «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16). Наше благотворение и общительность, то есть, служение людям также являются жертвой Богу.

• Бог примет мое и ваше служение, если, подобно Авелю, мы это делаем искренне, не из корыстных соображений «наработки» добрых дел как средств к спасению, а потому, что не можем иначе поступать.

• Бог примет мое и ваше служение, если всю славу за что-то совершенное мы припишем Богу, а не себе, но это будет лишь тогда, если мы не будем оповещать всех о том, что мы делаем, чтобы продемонстрировать свою святость.

• Бог примет мое и ваше служение, если мы живем в соответствии с Его Законом, состоящим из 10 заповедей (см. кн. Исход, 20 главу). В отвержении своей жертвы Богом Каин не хотел винить себя, а видел корень всех зол в Авеле. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7).

Подобно тому, как Бог предупреждал Каина перед совершением им страшного греха, точно также Он предупреждает и нас через других людей, обстоятельства жизни, Библию о том, что мы идем не по тому пути. Вторая весьма важная мысль, приведенная в этих стихах, состоит в том, что с помощью Божьей мы можем господствовать над грехом.

Многие сегодня говорят: у меня плохой характер и ничего поделать с собой я не могу; другие ссылаются на то, что не могут перенести соблазн похоти и пр.; третьи, что обстоятельства всегда оказываются сильнее их; четвертые — на дурную наследственность, и т. д. Однако Библия говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). И поэтому, если в искушении и испытании мы просим у Бога помощи, то можем быть уверены, что одержим победу. Но Каин не хотел смирить себя и пошел по пути, предложенному ему дьяволом. На земле пролилась первая кровь. Убийство Авеля открыло нескончаемую череду убийств и войн на планете. Но даже совершив такой страшный грех, Каин не был оставлен Богом: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). Господь прекрасно знал, что стало с Авелем, но, как и в Едемском саду Адама, так сейчас Каина этим вопросом Он хотел побудить к покаянию. В этом также есть пример для каждого из нас, что как бы ни был тяжел совершенный нами грех, мы всегда можем прийти вновь к Богу, и если искренне раскаемся, Бог вновь примет нас. Господь ждет нас такими, какие мы есть. Но Каин вновь отвергнул призыв Божественной милости. «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Нам часто кажется, что Бог не видит тех несправедливостей и преступлений, которые происходят на нашей земле. «Где же Бог?» — вопрошают люди, когда гибнут дети в Чечне, когда взрываются дома с мирными жителями в Москве, когда погибают многие при стихийных бедствиях. Многим кажется, что Бог забыл обо всем этом, но это не так. Кровь невинных вопиет к Его престолу, и подобно тому, как был наказан Каин, а затем весь допотопный мир, позже Содом и Гоморра, так и в наши дни свершится последний суд. За свое убийство и нераскаянный грех Каин был проклят Богом, на него был наложен особый отличительный знак: «…И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Библия нам не сообщает, что это именно было, но, наверное, это и не столь важно, как внешне выглядел знак. Главное же состоит в том, не несем ли мы с вами сегодня на себе этой печати греха: в своей душе, характере, поступках, мыслях. Не являемся ли мы духовными детьми старшего сына Адама: завистливыми, непокорными, зарабатывающими спасение своими делами, не нуждаясь во Христе. «И пошел Каин от лица Господня; и поселился земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16). С тех пор род Каина стал жить отдельно. Именно его потомки изобрели музыкальные орудия, открыли секреты получения металлов, построили первые города (см. Археологический комментарий к данной главе). Но среди его потомков появилось впервые и многоженство: «И взял себе Ламех две жены…» (Быт. 4:19) и расцвели грехи, посеянные Каином.


Археологический комментарий

Тайна первобытнообщинного строя

Со страниц наших школьных учебников мы помним изображения древних людей, одетых в звериные шкуры, с каменными топорами в руках и живущих в пещерах. Перелистав же несколько страниц, мы видели на иллюстрациях уже более «окультуренных» людей и с медными топорами, которым на смену пришли люди с бронзовыми украшениями и такими же орудиями труда, а затем — с железными.

Таким образом мы учили постепенную историческую эволюцию человеческого общества, прошедшего стадии каменного, бронзового и железного веков, то есть, от более простых — к сложным. Впервые эта система деления древнейшей истории была введена датским профессором К. Томсеном (1788-1865). В 1816-1819 годах им на основании коллекции Датского национального музея была сформулирована так называемая Система трех веков (каменного, бронзового, железного). «Он утверждал, что эти века должны сменять друг друга в определенном порядке, то есть, камень не стали бы употреблять для орудий, если бы располагали бронзой, которая в свою очередь уступила место железу» [1]. Его система была дополнена французским ученым Г. Мортилье (1821-1898), рассматривавшей эти эпохи, как стадии развития человека, в основании которых стояла обезьяна, сбивавшая плоды камнями, а венчал — человек с железным мечом.

Эта схема выглядела следующим образом:

Древний каменный век (палеолит) — 2,5 млн. — 10 тыс. лет до Р. Хр., характеризующийся стадией собирательства, дикостью.

Средний каменный век (мезолит) — 10 тыс. лет — 6 тыс. лет до Р. Хр., с примитивным земледелием и варварством.

Новый каменный век (неолит) — 6 тыс. — 4 тыс. лет до Р. Хр.

Медно-каменный век (энеолит) — 4-3 тыс. лет до Р. Хр.

Бронзовый век — 2-1 тыс. лет до Р. Хр.

Железный век — 1 тыс. лет до Р. Хр.

Такое деление истории было с восторгом принято эволюционистами. «Труд создал самого человека», — провозгласили Маркс и Энгельс [2].

Вместе с эволюцией обезьяны в человека шла и эволюция его орудий труда. Эволюция утверждала, что все развивается от простого к сложному, от худшего к лучшему. Библия же утверждала, что никакой эволюции не было. Человек был сотворен, как высокоинтеллектуальное существо. И уже с глубокой древности, на самой заре своей истории использовал металлы, строил город, имел письменность, разводил скот. Никакой эволюции общества, орудий труда не было. Что же сегодня наука говорит по этому вопросу?

 

Допотопные города

«И познал Каин жену свою; и она… родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4:17).

Но были ли в то время города, ведь Каин жил около 4000 года до Р. Хр., а тогда, согласно марксистско-ленинской градации, люди жили в пещерах, беспорядочно перемещаясь с места на место. К тому же, многие часто смеются, читая этот Библейский текст: ну какой мог быть город во времена Каина, если людей, согласно Писанию, тогда было всего несколько человек? Ответим сначала на второе замечание. Дело в том, что необходимо сразу же определиться, что мы понимаем под словом город. Часто, когда мы слышим сегодня о городах, то представляем себе Москву или Нью-Йорк, или, на худой конец, Владимир. Однако наше восприятие не соответствует определению понятия «город», сформировавшемуся в древности, когда городом называлось «…поселение, обнесенное укреплением, крепостной стеной» [3]. Это понятие города просуществовало с допотопных времен вплоть до позднего средневековья. Так города древности, такие, как Иерихон, Вавилон (на заре своего существования), считавшиеся крупнейшими, насчитывали около 1000 жителей [4], а «…самые большие… в Европе насчитывали тогда от 100 до 200 человек» [5]. Что же касается наличия городов в 4-3 тысячелетии до Р. Хр., то история и археология сегодня открыли ни один город этого времени. После убийства Авеля у Адама и Евы родился еще один сын — Сиф, потомки которого следовали закону Бога. Однако сатане было мало, что он получил власть лишь над частью населения земли, и он решает покорить своему влиянию и потомков Сифа, и в результате окончательно погубить человеческий род. Его план состоял в следующем…

 

Древние кузнецы

Всего один текст из 4 главы книги Бытие на протяжении долгих лет противостоял многим томам научных работ, доказывающих, что употреблять железо человек начал не ранее 1100 года до Р. Хр., тогда как Библия говорила, что это произошло около 3500 года до Р. Хр.: «Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа…» (Быт. 4:22).

• Но прошло время, и ученые пришли к следующему: «С 1969 года на севере Ирака, в знаменитой Синджарской долине… работает советская экспедиция… в Ярым-Тепе, древнем холме, одном из многих, в слоях, относящихся к шестому тысячелетию до Р. Хр. Они, к своему удивлению, находят медные украшения и кусочки медного шлака. Может быть, и в самом деле пора пересмотреть наши представления, относящиеся к векам и металлам? Действительно: в 1962 году кусочки меди Мелаарт находит в Чатал-Гуюке. Время? Начало шестого тысячелетия. Затем настает очередь Бейджесултана, в Западной Анатолии. Потом Сиалка в центре и Али-Коша на юго-востоке Ирана. В Али-Коша находят медь в третьем слое Каранова. Похоже, что на Балканах был свой очаг: кое-какие находки тамошней меди относятся к пятому тысячелетию, и, следовательно, они на тысячу лет старше, чем диагностические находки, сделанные на островах Эгейского моря и Крите. Медь находят и в других местах — в Болгарии, а также Югославии и Румынии. В гораздо более ранние времена, чем это могли себе представить… И на огромной территории, в местах, отстоящих друг от друга на две с лишним тысячи километров» [6].

• Прекрасные металлические изделия были обнаружены и при раскопках города Эшнунны (22 век до Р. Хр.), в 1933 году проводившихся институтом Востоковедения Чикагского университета под руководством доктора Ганса Франкфорта. Секретарем экспедиции была Мэри Чабб, подробно описавшая ее ход: «На раскопках… достигли слоя раннединастического периода… Мы извлекли множество медных блюд овальной формы… шестьдесят чаш, четыре кинжала с хорошо сохранившейся серебряной фольгой… И еще одна редкостная находка — металлическая рукоятка без лезвия… это самый древний предмет, изготовленный из железа, — на полторы тысячи лет древнее ножа, который хеттский принц подарил Тутанхамону (который жил в 14 веке до Р. Хр. — прим. А. О.)» [7].

• «В Египте и Месопотамии железо знали уже в третьем тысячелетии до н. э.» [8].

• В 1922 году была обнаружена около города Ларсы призма, получившая в честь ученого, открывшего ее, название призма Вельда, датированная 2170 годом до Р. Хр. На ней сохранилась летопись, написанная писцом Нур-Нимсу-буром, в которой рассказывается о допотопных городах и царях. Приводимое там имя допотопного города Бадгургурру переводится как «город бронзовых изделий». На сегодняшний день текст книги Бытие 4:22 перевесил все научные трактаты о датировке использования человеком металлов. Впрочем сегодня и трудов, пытающихся доказать обратное вышеизложенным фактам, уже и нет.

 

Первые музыкальные инструменты

«Ада родила Иавала… Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:20-21).

Гусли и свирель… Само устройство этих музыкальных инструментов свидетельствует о уровне развития его создателей. И образ этих создателей никак не вяжется с людьми, живущими по стадным законам, не имеющим понятия о культуре, искусстве. Концепция первобытнообщинного строя, особенно касающаяся каменного века, отвергала саму возможность создания людьми того времени музыкальных инструментов. И только сообщения Библии не вписывались в общепринятую систему научных взглядов. И вновь, в который раз, потребовались целые века, чтобы люди убедились в его точности. Проведенные за последние 100 лет археологические раскопки подтвердили не только сам факт наличия свирелей и гуслей у древних людей, но и нашли сами эти инструменты.

• «По криптограммам на табличках можно было узнать подробности о повседневной жизни Урука… На улицах часто была слышна музыка, о чем говорили символы лютни и лиры» [9]. Датировка относится к 5 тысячелетию до Р. Хр.

• В ходе раскопок другого месопотамского город Ура, Л. Вулли обнаружил остатки арфы, относящейся к 2600 году до Р. Хр. [10].

«Обязательной принадлежностью царских гробниц является арфа или лира. В этой могиле было по крайней мере четыре лиры и среди них — самая прекрасная из всех найденных нами» [11].


Археологический комментарий

Был ли Авель пастухом?

Первые тексты 4 главы книги Бытие, в которых говорится, что сын Адама Авель был пастухом, а Каин — земледельцем, вызывали иронические улыбки у научного мира.

И это не удивительно, ведь, по мнению ученых, животноводство и земледелие появились много позже, после собирательства и охоты, которые, якобы, тысячелетия господствовали в раннем человеческом обществе.

Теперь же однозначно доказано, что и одомашнивание скота, и земледелие появились на самой заре человеческой истории, у ее непосредственных истоков.

• «На основании находок из пещеры Шанидар и соседнего городища Зиви-Черми выясняется, что овца была одомашнена около 9000 года до Р. Хр., задолго до времени, к которому относятся свидетельства одомашнивания собак или коз» [12].

Примечательно, что впервые из животных была одомашнена именно овца, на что косвенно указывает и Библия.

• «Доступные нам в настоящий момент факты весьма приблизительно указывают на то, что как примитивное земледелие и одомашнивание скота, так и интенсивное собирательство появились на Ближнем Востоке около 9000 г. до Р. Хр.» [13].

• Профессор Пенсильванского университета Роберт Дайсон подтверждает теорию одновременного и взаимосвязанного появления культурных растений и домашних животных. «И теперь уже не ставится вопрос о том, что раньше — растения или животные…» [14].

Итак, наличие городов, прекрасных и разнообразных орудий труда, музыкальных инструментов, развитие сельского хозяйства и животноводства, наконец, монотеизма говорят о высоком экономическом и культурном уровне древнейших первых людей. И сегодня мы можем только догадываться о всех знаниях, которыми обладали допотопные люди эпохи, наступившей сразу после потопа.

В заключение хочется остановиться на следующем вопросе: как объяснить существование сегодня, уже в 21 веке примитивных племен в Африке, Америке, племен, которые по своему развитию мало чем отличаются от животных. Этот вопрос всегда был неразрешимой загадкой для эволюционистов, и в то же время, по их мнению, наилучшим свидетельством в пользу того, что человек произошел от обезьян и в пользу существования на заре истории человечества первобытнообщинного строя. Почему эти племена, несмотря на прекрасные природные условия, остались на такой низкой ступени развития сегодня? И более того, продолжают деградировать, хотя колониального гнета, имевшего место в прошлые века, уже не существует. В своих работах мы подробно анализировали этот интересный феномен. И вывод, к которому пришло подавляющее большинство ученых мира, состоит в том, что эти племена являют пример деградации человека. Сегодня доказано, что в прошлом эти племена имели высочайшую культуру, свои высокоразвитые государства, порой и империи, такие, как инков, майя, ацтеков, Гана, Бенин. Но затем, кстати, еще до прихода европейских колонизаторов, начали деградировать. И основная причина их деградации состоит в духовном разложении их общества, иными словами, потеря связи с Богом и отступление от Его Закона приводит сначала к духовной, а затем и физической деградации. Выражение, что именно религия определяет развитие государства и общества, стало аксиомой.

Исходя из этого, становится понятным, почему на земле, как в прошлом, так и теперь, сосуществовали одновременно высокоразвитые государства наряду с более примитивными. И поэтому каменный, железный и бронзовый «века» существовали также одновременно. К тому, о чем говорила Библия еще 4000 лет назад, ученые пришли только в 20 веке, с удивлением обнаружив, что открыли… колесо.

 

Вопросы для размышления:

1. Не завидуешь ли ты успехам других людей?

2. Как далеко заходит твоя месть?

3. На чем основываешь ты свое спасение?

 

Постскриптум:

Спасение не приобретается за дела, это безвозмездный дар Божий.

Лелеемая зависть приводит к самым страшным последствиям.

На следующих страницах мы узнаем о коварном плане Люцифера, погубившем целый мир, а так же о самой длинной проповеди в истории земли.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 4 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Брей У., Трамп Д., Археологический словарь, М., Прогресс, 1990, с. 250.

[2] Маркс, Энгельс. Собрание сочинений, т. 20, с. 486.

[3] Брокгауз, Ефрон, Малый Энциклопедический словарь, Спб, 1910, т. 2, с. 1309.

[4] Брентьес Б. От Шанидара до Аккада, М., Наука, 1976.

[5] Там же, с. 45.

[6] Вршавский А. С. Если раскопать холм…, М., Знание, 1975, с. 169-170.

[7] Чабб М., Город в песках, М., Наука, 1965, с. 61-62.

[8] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 251.

[9] Шумер: города Едема, Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 56.

[10] Вулли Л., Ур халдеев, М., Наука, 1961, с. 76.

[11] Там же.

[12] Robert H. Dyson, Jr Revolution, Science 144, 1964, 673.

[13] H. Cambell and R. Braidwood, указ соч., Scientific American 222, 1970.

[14] Robert H. Dyson, указ. соч., p. 673.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко