Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 6

Погибшая цивилизация?!

Мы сегодня нередко употребляем и слышим такие слова, как потоп, Ной, великаны, допотопная развращенность, допотопный мир, ковчег… Имеют ли под собой реальную историческую основу эти слова, или они являются вымыслом, пришедшим к нам из древних восточных легенд?

Эти вопросы и станут предметом исследования в данной главе.

Свое исследование потопа мы разобьем на пять частей:

1. данные этнографии
2. данные истории
3. данные археологии
4. данные геологии
5. Ноев ковчег

В процессе нашего маленького путешествия мы:

увидим исчезнувшие города, которые…
поднимемся на Арарат, где…
откроем окаменелые, вертикально расположенные деревья, оказавшиеся…
вскроем грандиозные скотомогильники, хранящие…
обнаружим шельфы, продолжающиеся в…

Итак, наше исследование начинается.

 

Этнография

«Мифы, легенды, предания о потопе широко распространены… Основная схема мифов о вселенском потопе сводится к следующему: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение… некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры к спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.)… Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т. п. Ливень, приводящий к потопу, продолжается в течение сакрально отмеченного периода времени (напр. 7, 40 дней, полгода). Когда он прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы… Начинается новая жизнь… люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю» [1].

Для сравнения остановимся на некоторых мифах.

 

Греция

«Легенды о разрушительном потопе, в котором погибла большая часть человеческого рода, имеются и в древнегреческой литературе: «Девкалион (греческий Ной) был царем в стране Фтия. Боги сообщили ему, что Зевс решил уничтожить людей. Тогда по совету своего отца Прометея он строит ковчег, в котором вместе со своей семьей спасается от потопа. Когда вода начала спадать, их корабль остановился у горы Парнас. Здесь Девкалион высадился и принес жертву Зевсу за свое спасение». Древнегреческий историк Лукиан рассказывает следующее: «Человеческий род, говорит он, существует на земле не впервые; ему предшествовал некогда другой, погибший бесследно. Мы являемся вторичной породой, которая размножилась после Девкалиона. До потопа люди были крайне нечестивы и не повиновались законам, не соблюдали никакой клятвы, не оказывали гостеприимства чужестранцам, не внимали просьбам своих ближних. Отверзлись источники бездны, дождь хлынул потоками, вздулись все реки, море разлилось по земле, и везде была вода, ничего кроме воды; все люди погибли. Девкалион был единственным человеком, который, благодаря своему разуму и благочестию остался в живых и явился звеном, связывающим первую породу людей с последующей… У него был большой ковчег, и он вошел туда со своими женами и детьми; вслед за тем к нему пришли свиньи и лошади, и львы, и змеи, и всякие другие животные, все попарно… и все они вместе плыли в одном ковчеге все время, пока продолжался потоп на земле» [2].

«Городом в Малой Азии, который гордился своей связью с великим потопом, была Апамея Киботос во Фригии. Прозвище Киботос, присвоенное этому городу, по-гречески означает «ящик» или «ковчег». На монетах этого города, отчеканенных в царствование Севера, Макрина и Филиппа изображен ковчег, плывущий по воде, с двумя пассажирами… Рядом с ковчегом показаны… другие две человеческие фигуры, мужская и женская; наконец, наверху ковчега пригнездились две птицы, как объясняют, ворон и голубь, с оливковой веткой в клюве. Как бы для того, чтобы устранить малейшее сомнение в точном соответствии легенде, имя НОЭ — греческое обозначение Ноя — начертано на ковчеге. Не подлежит сомнению, что две человеческие фигуры в ковчеге и рядом с ним изображают Ноя и его жену» [3].

Говорит о потопе и другой древнегреческий историк Павсаний [4], философ Аристотель и др.

 

Индия

Древнейшие индийские сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной — Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись, в то время как все люди гибнут в водах потопа. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение.

О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа, о чем рассказано и в известных индийских трудах «Рамаяна» и «Махабхарата» [5].

Говорят о потопе и предания племен камаров и аналов.

 

Бирма

Бирманский Ной — Поупоу Нан-чаунг спасся при потопе в большой лодке.

Легенды племени Лоло рассказывают, что в древности произошел страшный потоп, от которого удалось спастись лишь Ду-му.

 

Малайский архипелаг

Племена батаки на Суматре, ибаны на Сараваке рассказывают также о потопе. Герой одного из сказаний Троу (малайский Ной) спасся от вод потопа на большой деревянной лодке. На ней, кроме него, спаслись его близкие и животные, которых он взял к себе в лодку.

Тождественные этой, легенды существуют у племен тораджа, жителей острова Роти и Андаманских островов [6].

 

Австралия

По преданию туземцев много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек [7].

 

Африка

Легенды о потопе распространены, в частности, у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот — африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева [8].

 

Южная Америка

Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому. Ной фигурирует в них под различными именами — Тамандуаре, Уассу, Анатиуа, Сигу, и пр. Есть в них и гора, у которой остановился ковчег после потопа. Упоминается и эпизод, когда находящиеся в ковчеге выпускают кого-то из животных с целью узнать, спала ли вода [9].

 

Центральная Америка

«В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве» [10].

 

Северная Америка

Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая» [11].

Даже аборигены Гренландии сохранили предания о потопе, в котором погибло все человечество, кроме одного мужчины.

 

Новая Гвинея и Полинезия

Жители островов этого региона сохранили удивительно схожие с другими народами сказания о потопе. Так, исконные жители Новой Зеландии, маори, рассказывают следующее о потопе: «Когда люди размножились на земле, то везде воцарилось зло. Племена постоянно ссорились друг с другом, люди перестали чтить бога Тане, сотворившего мужчину и женщину, и открыто отрицали его учение. Два великих пророка провозглашали истину о разделении неба и земли, а люди насмехались над ними… Пророки были оскорблены… и начался потоп, при котором погибло все человечество, кроме нескольких человек, спасшихся на плоту» [12].

 

Китай

Китайские легенды также повествуют о потопе [13].

 

Европа

Сказания о потопе записаны в «Младшей Эдде», эпическом памятнике древних ирландцев, поэтом Снорри Стурлусоном. В ходе катастрофы спасся лишь Бергельмир со своей женой и детьми, сев в ковчег [14].

Скандинавские герои, пережившие потоп, Бит, его жена Биррен и их дочь, так же спасшиеся благодаря тому, что сели ковчег.

Сохранились легенды о потопе и у жителей Уэлса, Фрисландии и т. д.

Но более полно события потопа описаны у древних исчезнувших народов в клинописных библиотеках, обнаруженных археологами.

Наиболее значительным открытием в этой области мы обязаны английскому ученому Джорджу Смиту, который в 1872 году при расшифровке нескольких клинописных табличек из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала обнаружил «Эпос о Гильгамеше», в котором детально рассказана история потопа. Вот, в частности, что написано в этом древнейшем литературном памятнике:

«Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен…
Нагрузил его всем, что имел я живой твари
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье… поднял я… засмолил
Его двери… с основанья небес встала черная туча…
быстро налетел, затопляя горы, потоп…
У горы Ницир корабль остановился…
При наступлении дня седьмого вынес голубя и отпустил я
… места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я. Отправившись… назад вернулась
Вынес ворона… ворон… спад воды увидел и не вернулся.
Я вышел, на четыре стороны принес я жертву…
Поднялся Энлиль (месопотамский бог — прим. А. О.),
Взошел на корабль, взял меня за руку, вывел наружу,
На колени поставил жену мою рядом…
Встал между нами, благословил нас…».

Против такого яркого подтверждения Библии не могли возражать даже атеистические советские пропагандисты, целью которых было заклеймить Книгу Книг. Вот что написано в одном таком их труде: «…поэма о Гильгамеше… сложилась, вероятно, еще в конце первой половины 3 тысячелетия до н. э., хотя дошедшие до нас записи на 800 лет моложе. Значит, предание о потопе существовало примерно уже за 2500 лет до н. э., т. е. за полторы с лишним тысячи лет до того, как аналогичное предание было записано в Библейских книгах. А что оба предания весьма близки по содержанию, легко установить, стоит лишь кратко напомнить содержание одиннадцатой таблицы эпоса Гильгамеша (она приведена выше — прим. А. О.)» [15].

 

Шумерский эпос

Как показали дальнейшие раскопки, «Эпос о Гильгамеше» не был древнейшим известием о потопе. При раскопках месопотамского города Ниппура была найдена небольшая табличка, содержащая шесть столбцов. Впервые сведения о ее содержании опубликовал в 1914 году профессор ассириолог Арне Пебелеи. Этот текст содержал следующее: «В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, об основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком уничтожить семя рода человеческого… Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно. В тот же миг потоп залил главные святилища. Семь дней и семь ночей потоп заливал землю, и огромный корабль ветры носили по бурным водам. Потом вышел Уту (бог солнца — прим. А. О.), тот, кто дает свет небесам и земле. Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле, и Уту проник своими лучами в огромный корабль. Зиусудра, царь простерся перед Уту, Царь убил для него быка, зарезал овцу» [16].

Так же в «ряде других шумерских документов, написанных клинописью, упоминается и потоп, и шумерский Ной — Зиусудра…:

После того, как буря принесла дожди
После того, как все постройки были разрушены…
После потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все…»

Этот текст, где упоминается потоп, был открыт и переведен в 1964 году» [17].


Древние историки

Помимо легенд и сказаний, история потопа отражена в трудах древних историков, известия которых выдержали проверку временем и являлись признанными даже в кругах атеистически настроенных ученых.

* БЕРОС (350-280 гг. до Р. Хр.), вавилонский историк, жрец, написавший Историю по заказу селевкидского царя Антиоха Первого. Берос пишет, что потоп произошел в царствование Ксисутруса, десятого царя Вавилонии. Этот правитель был предупрежден Богом о надвигающейся катастрофе. По повелению Господа он записал историю мира от начала, а затем погрузил на построенный корабль представителей животного мира и свою семью. Вскоре начался потоп. Когда он стал убывать, царь стал выпускать птиц, дабы узнать, сошла ли вода. Наконец в третий раз выпущенная им птица не вернулась, и он понял, что появилась суша. Ксисутрус останавливает свой корабль у высокой горы, и, сойдя с ковчега, строит алтарь и приносит жертву Богу. Далее, Берос пишет, что «обломки корабля, приставшего к горам Армении, существуют до сих пор, и многие люди снимают с них смолу для талисманов» [18].

* НИКОЛАЙ ДАМАСКИН (64 г. до Р. Хр. — начало 1 века по Р. Хр.), греческий историк, был воспитателем детей Антония и Клеопатры, приближенный императора Августа, автор Всемирной истории, состоящей из 144 книг.

В 96-ой книге своей истории он пишет: «…выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой, по преданию, искало убежище и нашло спасение много людей во время потопа. Говорят также, что какой-то человек, плывший в ковчеге, высадился на вершине горы, и что деревянные остатки того судна сохранялись еще долгое время. Человек этот, вероятно, был тот самый, о котором упоминается у Моисея, законодателя иудеев» [19].

* ИОСИФ ФЛАВИЙ (37-101 гг. по Р. Хр.), знаменитый римский историк. В одной из своих работ он пишет следующее: «После того, как Господь Бог предостерег людей, Он наслал дождь, и в продолжение сорока дней беспрерывно лились потоки воды, так что она покрыла землю на пятьдесят локтей в вышину. Это было причиной того, что вообще больше (кроме Ноя с семейством) никто не спасся, так как не было средства к отступлению и бегству. Лишь сто пятьдесят дней после того, как перестал дождь, именно на седьмой день седьмого месяца, начала мало-помалу сбывать вода. Затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил Ной… Несколько дней спустя, когда вода еще более убыла, он выпустил ворона… однако тот вернулся к Ною… через семь дней Ной выпустил голубя. Когда же последний вернулся к нему запачканный землею, неся лист маслины, то Ной увидел, что земля освободилась от воды. И, прождав еще семь дней, выпустил из ковчега животных, и сам вышел со своими домочадцами. Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега» [20].

* ЛУКИАН (120-180 гг.) и ПАВСАНИЙ (2 век по Р. Хр.), греческие историки и путешественники (об их свидетельстве см. выше).

* ИЕРОНИМ (4 век до Р. Хр.), египетский историк, родом из Кардии. Автор Истории Финикии, от которой сохранились лишь отдельные отрывки, но среди них есть известия о всемирном потопе, залившем землю [21].

* ШУМЕРСКИЕ ХРОНИКИ. Древнейшие исторические сведения о потопе относятся, примерно, к 2100 году до Р. Хр., то есть, спустя всего 200 — 300 лет после катастрофы. Написаны они писцом Нур-Нимсубура, автором одной из первых в мире исторической хронологии. Призма с этим текстом была обнаружена в 1922 году около города Ларса экспедицией под руководством доктора Вельда-Блунделя. По его имени она известна в науке как призма Вельда (другое ее название — Шумерская призма). «Знакомая всем Библейская легенда о Ноевом ковчеге по своему происхождению вовсе не древнееврейский миф… Точно такая же история записана на глиняных табличках задолго до того, как Авраам появился на свет, причем в обеих версиях совпадают не только факты, но даже многие фразы… список царей, составленный шумерскими писцами… был своего рода костяк истории, похожий на наши хронологические таблицы… Составители списка царей рассматривали потоп как некий перерыв в истории их страны. «Но вот пришел потоп. После потопа царская власть была вновь ниспослана свыше…» Потоп для шумерского читателя имел вполне конкретное значение. Это был тот самый потоп, который мы называем всемирным…» — пишет знаменитый английский археолог доктор сэр Леонард Вулли (1880-1960), открывший древний Ур — родину Авраама, а также древние города Алалах, Каркемиш, поселения на Синае [22]. Известия о потопе разграничивают в призме историю Шумера на два периода: до- и послепотопный.

* МНАСЕЙ, историк из города Патр (2 век до Р. Хр.), из сочинений которого многое утеряно. Но среди сохранившихся есть известия о потопе, погубившем древнюю цивилизацию [23].

* АССИРИЙСКИЕ ХРОНИКИ. При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии был обнаружена огромная клинописная библиотека. Среди тысяч книг обнаружены и такие, которые сообщали о потопе, в деталях поразительно совпадающих с Библейскими данными [24].

Итак, известия о потопе подтверждаются этнографическими данными народов всего (!) мира, а так же сообщениями древних летописей и историками.

Но помимо письменных свидетельств потоп оставил и многочисленнейшие археологические и геологические следы. В связи с их крайней многочисленностью мы приведем здесь лишь основные их группы.


Археология мертвых городов

• Ур. Раскопки Ура, как мы уже говорили выше, проводились в 1922-1934 гг. экспедицией под руководством доктора Л. Вулли. Вот что об этом пишет сам археолог: «Все города Месопотамии, в том числе и Ур, сохранили следы наводнений, происходивших в разное время. Зачастую также наводнения местного характера возникали в результате дождей. Однако мы ни разу не встретили даже отдаленно похожего на то, что обнаружили на дне нашего большого котлована. Здесь перед нами предстали последствия такого наводнения, какого Месопотамия не знала за всю свою историю, — в этом не приходится сомневаться… Мы убедились, что потоп действительно был, и нет никакой нужды доказывать, что именно об этом потопе идет речь в списке царей, в шумерской легенде, следовательно, и в Ветхом Завете» [25].

Принцип работы экспедиции Вулли и других, о которых мы скажем ниже, сводился, в частности, к следующему. Археологи рыли в глубину шахту 40 метров и более, получая срезы почв, в которых обнаруживались следы жизнедеятельности человека. Слои почвы, относящиеся к одному временному периоду, называются культурным слоем. Чем глубже слой, тем он древнее. Так вот, при раскопках городов сверху вниз идут 10 — 12 культурных слоев, затем слой ила и глины от 2 до 6 метров (в разных городах) и затем опять слои со следами быта человека. То есть, была жизнь, затем наступило наводнение, потом жизнь на этом месте вновь возродилась. Так очень и очень упрощенно выглядит основной принцип раскопок. Такой слой ила в Уре достигал трех с половиной метров [26]. В ходе этой экспедиции археологи открыли, что потоп уничтожил культуру Эль-Обейда.

В руках ученых оказалась посуда допотопных людей, они увидели следы их жилищ.

• Киш. В 1928-1929 годах в другом месопотамском городе работала экспедиция доктора Стефана Лангдона. В 19-м культурном слое был обнаружен слой ила и глины в 1,5 метра высотой. Под ним, в 20-м слое находились остатки допотопной культуры [27].

• Ниневия. В 1932-1933 годах в Ниневии вела раскопки британская экспедиция Ренджинальда Кэмпбелла-Томпсона и доктора Макса Маллоуэна (женой которого, кстати, была известная английская писательница детективного жанра Агата Кристи).

В ходе раскопок так называемого «Великого кургана» на глубине 22 метров были обнаружены следы потопа — двух с половиной метровый слой ила, речного песка, а под ними — следы допотопной культуры [28].

«Предчувствие Маллоуэна оказалось правильным: им пришлось опуститься очень глубоко, чтобы найти начало жизни в Ниневии. На глубине почти 70 футов Маллоуэн вскрыл слой убайидской керамики» [29].

• Шуррупак (Фара). В 1931 году американская экспедиция Пенсильванского университета, возглавляемая доктором Эриком Шмидтом, обнаружила при раскопках древнего Шуррупака почти трехметровый слой песка, глины и ила, а под ним следы древнего города.

• Эриду. В ходе раскопок иракской экспедиции, возглавляемой Сафаром и Ллойдом, был обнаружен древний Эриду, ни один раз упоминаемый в вавилонских летописях, как древнейший город земли, родина первых людей. Как и в других городах Междуречья, здесь был обнаружен на многометровой глубине чистый слой ила, а под ним следы допотопной культуры. В ходе раскопок был обнаружен древнейший храм, относящийся к до-Ноевым временам, а так же другие следы погибшего мира [30].

За неимением возможности мы не можем подробно останавливаться на этих интереснейших открытиях, а так же допотопных следах других городов Месопотамии, бывших тогда центром обитания человека. Следы допотопной цивилизации обнаружены и при раскопках Иерихона. Слой ила там достигает 4 метров, скрывая под собой следы так называемой Натуфийской культуры [31]. Подобные отложения ила на большой глубине обнаружены и в других древнейших городах мира, открытых археологами. Но помимо исторических, потоп оставил и геологические следы.


Геология

Прежде, чем говорить о геологических следах потопа, мы должны подчеркнуть несколько фактов, необходимых для правильного понимания того, что представлял собой потоп, ибо сегодня еще распространено, почему-то, мнение, что потоп возник только благодаря небывалому ливню. Но это далеко не так, и ливень играл отнюдь не первую роль в этой катастрофе.

Прочтем еще раз отрывок из книги Бытие 7:11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились…».

Итак, «окна небесные отворились», что означает, действительно, дождь.

Сегодня большинство ученых полагает, что до потопа наша земля была окружена «водной подушкой» в сотни тысяч километров, создававшей на земле парниковый эффект. И именно несметный объем воды, из которого она состояла, обрушился на землю.

Выражение же «разверзлись все источники великой бездны» обозначает выход на поверхность земли вод подземного океана.

Что же должно было происходить на земле, когда подземные воды вышли наружу? Это землетрясения, извержения вулканов, сдвиги земной коры, словом, полное изменение лица планеты, в результате этого единая суша разделилась на отдельные материки и острова.

 

Морские террасы на суше

Сегодня по всему миру высоко в горах находят многочисленные останки морских животных, раковин. Так, «обитатели Гренландии указывают на множество раковин и останки рыб, встречающихся внутри страны, где люди никогда не жили, а так же кости китов, найденные на одной высокой горе» [32].

Этот феномен получил название морских террас.

«В начале нашего столетия французский геолог Л. Ламот обнаружил шесть террас различной высоты на реках Западной Европы — Изере, Мозеле, Роне, Рейне, Луаре. И шесть террас с точно таким же уровнем высот находились на алжирском побережье Африки! Земляк и коллега Ламота Ш. Депере стал искать такие же террасы на побережье Средиземного моря — и обнаружил их на Лазурном берегу в Ницце. Вслед за тем подобные же шесть террас геологи нашли по всему побережью Средиземного моря, на реках Серет и Дунай в Центральной Европе, на реке Норт-Платт, притоке Миссури, в штате Небраска (США), на побережье Черного и Каспийского морей, на атлантическом побережье Патагонии и Южной Америке… волны прибоя… одинаково обозначили следы потопа в разных районах планеты» [33].

Нахождение морской флоры и фауны высоко в горах объясняется не только поднятием вод мирового океан при потопе, но и поднятием одних участков земной коры и опусканием других. И поэтому то, что было раньше дном моря, стало вершиной горы, и наоборот. Напомним, что при потопе в корне изменился весь ландшафт планеты.

 

Шельфы на морском дне

В предыдущем очерке мы говорили о морских террасах, находящихся высоко в горах. Но есть террасы, называемые шельфами, на дне океана. Эти террасы представляют собой участки, бывшие когда-то земной поверхностью. Среди них наиболее изучены бывшие русла рек. «Инд, Гудзон, Сена, Темза, могучие реки Сибири, многочисленные реки и речушки островов Индонезии, Конго, Нил и многие другие реки мира имеют свое продолжение под водой в виде долин, врезанных в морское дно» [34].

 

Геохронологическая шкала

Земная кора состоит из многих слоев, каждый из которых сложился в определенную историческую эпоху, включая в себя останки представителей флоры и фауны. Это деление земной коры и называется геохронологической шкалой. Согласно тем схемам, что висели в советских школьных кабинетах биологии, послойное строение земной коры являет собой пример эволюции животного мира, ибо в глубоких слоях коры, по мнению эволюционистов, лежат останки простейших, а затем, по возрастающей, идет усложнение организмов — «от амебы до человека». По эволюционной концепции слои земной коры не должны «смешиваться», т. е. содержать останки различных представителей фауны там, где им быть «не положено», а также, каждый последующий слой должен эволюционно стоять выше предыдущего. В упрощенной схеме, сначала идут бактерии, потом лягушки, затем тигры и пр. И останки тигров, по данной концепции, не могут находиться ниже останков амеб. Ибо в начале образовались амебы, и много позже, теплокровные млекопитающие (в частности, в нашем примере, тигры).

Однако в советское время скрывалось, что эти эволюционные слои земной коры… перемешиваются. И в нижних находили останки многоклеточных организмов, а выше — одноклеточных. Иными словами, останки тигров находились ниже останков амеб.

Так, кембрийский и олдувайский слои содержат помимо рыб и других обитателей морей огромное количество всех видовых групп современного животного мира. И такое встречается повсеместно! Более того, часто эволюционная цепь резко обрывается, и на смену одноклеточных приходят… динозавры, так, по крайней мере, следует из данных раскопок. При этом, если следовать теории эволюции, между отдельными слоями земной коры должны существовать промежутки в миллионы лет, а данные геологических раскопок свидетельствуют об обратном: об отсутствии эволюционных миллионов и миллиардов лет между появлением различных видов флоры и фауны! [35].

Поэтому сегодня столь популярная концепция геохронологической шкалы эволюции просто замалчивается. Ученые же запада давно признали, что только Библия с ее концепцией потопа может объяснить отсутствие последовательности появления живых организмов и их «перемешивание» практически во всех слоях земной коры.

Итак, как мы уже отмечали, потоп сопровождался открытием подземных источников и выходом вод и вулканической магмы на поверхность, с нарушением целостности земной коры. Поэтому вначале погибли обитатели морского дна — морские беспозвоночные, и именно они в наибольшей степени обнаруживались в нижних слоях земной коры (архейской и протерозойской). Потом погибли улитки, морские ежи, медузы и панцирные глубоководные рыбы, затем костные рыбы, которые залегали в следующих слоях (кембрийском, ордовикском и силурском), и пр. Последними погибли наземные животные. «Перемешивание» слоев объясняется тем, что животные, как морские, так и наземные, погибали не по видам и отрядам, как их классифицирует биология, а беспорядочно, пытаясь спастись от катастрофы.

 

Полезные ископаемые

Ярким свидетельством в рассматриваемом вопросе являются полезные ископаемые, и, в частности, каменный уголь. Сам по себе уголь представляет собой окаменевшую при полном отсутствии воздуха, при действии высокой температуры и давления первобытную растительную массу. По известной, но устаревшей концепции, образование каменного угля происходило вследствие опускания поверхностных слоев почвы и образования торфяных болот. Торфяные болота время от времени опускаются, затем высыхают, потом возникают вновь, снова высыхают, и в результате этих, якобы, процессов и образуются последовательные слои угля. Но сегодня от этой теории полностью отказались, ибо было доказано, что существующие ныне болота не образованы непрерывной последовательностью осадочных пород и угля, залежи которого очень часто разделяются пластом морских отложений с богатым содержанием в них останков морских обитателей. Более того, даже в самих пластах каменного угля многократно находили останки морских губок, кораллов, и пр. Интересен и тот факт, что каменноугольных пластов насчитывается, порой, до 100, что невозможно себе представить, исходя из эволюционной теории. Весьма ярким свидетельством является и то, что в угольных пластах были обнаружены в большом количестве окаменевшие деревья, находившиеся в вертикальном положении. Это говорит нам о том, что в результате страшной и молниеносной катастрофы деревья были полностью погружены под землю, ибо только тогда, при полном отсутствии воздуха и на большой глубине стволы могли полностью сохраниться от гниения и окаменеть.

Все это исключает фактор постепенности, на котором базируется теория эволюции, но могло произойти моментально, молниеносно, в результате небывалого катаклизма. Именно это и подтверждает наличие потопа, когда большие деревья могли погрузиться в вертикальном положении на большую глубину и сохраниться в окаменевшем состоянии, как и морские обитатели, ибо при отсутствии катастрофы и те, и другие просто бы сгнили.

В настоящее время не возникают отложения сланца, конгломератов, песчаника, известняка, эвапоритов, роговика и пр., ибо все эти ископаемые образовались в результате смешения глины, песка, различных видов почв, минеральных веществ, а наличие в них органических остатков свидетельствует о необычайной скорости внезапной катастрофы.

 

Окаменелые животные

Сегодня практически во всех областях мира находят огромное количество окаменелых животных и растений.

Что же такое окаменелости, и как они образуются?

Когда животное умирает, оно подвергается процессам гниения и разложения при участии бактерий или же поедается хищником. Найденные же окаменелые животные свидетельствуют о том, что они были моментально замурованы в землю, именно моментально, ибо в противном случае проникший кислород привел бы к их гниению. Поэтому эволюционное объяснение образования окаменелостей вообще не выдерживает научной критики, так как предполагает фактор постепенности и длительности во времени [36]. Бывает, порой, и так, что скелетная часть животного разрушается и на поверхности осадочных пород, на которых покоилось животное, сохраняется его оттиск. Эти породы с течением времени затвердевают, и на них остается явственно видный отпечаток давно погибшего животного. Сохраняются таким же образом и отпечатки мягких тканей живого организма. На сегодня наука располагает сотнями тысяч найденных окаменелых животных и растений. При этом необходимо остановиться на некоторых совершенно удивительных фактах. Во многих местах земли обнаружены окаменелости многочисленных видов животных, как обитателей тропических, так и полярных областей, но найденных… в одном и том же месте, «вперемешку» (?!), как определили ученые, погибших одновременно в результате гигантской катастрофы. Кроме окаменелостей обнаружены огромные «кладбища» скелетов и отдельных костей, как животных, так и людей, и вновь среди них встречаются останки различных организмов, обитающих в различных климатических поясах. Причем, позы скелетов свидетельствуют о быстрой и внезапной смерти [37]. Интересной иллюстрацией этого является недавняя находка в Китае, где на высоте 4000 метров были обнаружены 70 тонн (!) останков динозавров. Но еще более поразительно, когда находят полностью сохранившиеся тела мамонтов, которых смерть и резкое снижение температуры настигли так внезапно, что сохранились без изменений даже их мягкие ткани [38]. Все это однозначно свидетельствует о том, что когда — то на земле существовал единый огромный материк и был одинаковый климат на всей планете, и что животные и люди погибли от страшной и быстро наступившей катастрофы, охватившей всю землю, и что эта катастрофа произошла около 4000 лет назад. Все вышеперечисленное является прекрасной палеонтолого-археологической иллюстрацией великого потопа! Останки сотен тысяч различных животных свидетельствует еще и о том, что никаких промежуточных видов, которые должны были существовать согласно теории эволюции, никогда не было и не могло быть. И на сегодня не найдено ни одного (!) такого вида животных, тогда как общее количество обнаруженных окаменелостей и скелетов — огромно!

Останки современных животных, динозавров и человека очень часто обнаруживаются вместе, в одних и тех же пластах земли. Следы человека и его деятельности найдены в тех слоях земной коры, которые по теории эволюции имеют возраст в несколько миллионов лет, когда человека, по этой теории не было. Эти же факты относятся к животным и растениям.

Словом, указанные выше эволюционные эры развития жизни на земле, где так точно и последовательно должны были располагаться живые организмы — от простых к сложным, на деле не выдерживают никакой критики, ибо в упомянутых пластах земли, где «положено» было находиться только одноклеточным или беспозвоночным, находят останки тех млекопитающих, которые встречаются и сегодня, а также следы и останки людей! Все это однозначно свидетельствует о великой катастрофе, которой был потоп, обрушившийся на землю около 4000 лет назад.

Итак, согласно данным современной науки и Библии, докембрийские слои земли относятся к допотопным временам, слои же, относящиеся к палеозойской эре, были образованы в ходе потопа, а последующие мезозойские — после потопа. В этот же период произошло разделение некогда единого континента на современные материки, после чего начался, в результате резкого изменения климата, ледниковый период.

В третичный и четвертичный периоды заканчивается ледниковый период и формирование земной коры.


Ноев Ковчег

Помимо данных истории, археологии, этнографии и геологии наука сегодня располагает неопровержимыми фактическими данными о самом легендарном ковчеге.

Так, американский историк, профессор А. Смит «в результате многолетних трудов собрал всю библиографию о Ноевом ковчеге. В коллекцию доктора Смита входило восемьдесят тысяч работ о потопе на 72-х языках, из которых в семидесяти тысячах упоминаются легендарные остатки ковчега» [39]. На сегодняшний день эти данные пополнились во много раз новым фактическим материалом. Последнюю точку в этом вопросе могла бы поставить широкомасштабная научная экспедиция на Арарат, но тут возникает на сегодня непреодолимое препятствие. Дело в том, что правительство Турции категорически отказывается, несмотря на многократные просьбы ведущих университетов мира, разрешить экспедицию на Арарат. Это вызвано тем, что по мусульманскому вероисповеданию ковчег остановился не на Арарате, как утверждает Библия, а на горе Джуди. А так как доказательств существования останков ковчега на Арарате весьма много, то, предоставив возможность европейцам окончательно это доказать, Турция тем самым будет способствовать опровержению мусульманского предания, что будет преступлением в глазах исламистов. Но даже и без этого доказательств в пользу того, что именно на Арарате находятся остатки ковчега, весьма много. Но начнем по порядку.

Средневековые путешественники, посещавшие эти места, рассказывали по приезде на родину об остатках легендарного ковчега. Так, в 1670 году голландец Струйс, посетивший Арарат, получил в подарок крест, сделанный, по словам монахов, из дерева ковчега. Подобными рассказами были заполнены дневники путешественников 18-19 веков. Сообщения об этом появились в 1800 году при отчете американского исследователя Клавдиуса Рича, потом, в 1829 году после экспедиции профессора Дерптского университета Фредерика Паррота. В 1840 году известия о ковчеге печатает Константинопольский журнал, опубликовав материалы турецкой экспедиции, исследовавшей Арарат и натолкнувшейся на ковчег. Наконец, в 1856 году на Арарат направилась экспедиция ученых-униформистов (противников Библии) с целью положить конец «россказням» о ковчеге. Но… результаты вернувшейся экспедиции долго не публиковались, и только спустя много лет один из ее участников перед смертью признался, что они нашли ковчег. В 1893 году доктор Ноури из Иерусалима отправился в путешествие, чтобы исследовать верховья Евфрата. По возвращении он рассказал об остатках корабля в вечных льдах: «Внутри он весь был полон снега, борт снаружи был темно-красного цвета… Передняя и задняя часть… достижимы, а средняя часть остается подо льдом» [40].

Обмерив ковчег, Ноури пришел к выводу, что его размеры идентичны приводимым в Библии. Спустя 24 года, в августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовицкий, проводя исследование турецкой границы, заметил на вершине Арарата каркас огромного корабля. После того, как он сообщил полученные данные своему руководству, было предпринято еще несколько рейсов, в результате которых известия В. Ростовицкого были подтверждены, а сообщение об интересной находке отправлено в Москву. Затем, по приказу императора Николая Второго была сформирована экспедиция, которая, прибыв на Арарат, нашла ковчег, проведя все необходимые измерения и фотосъемку. Однако, грянувшая вскоре революция похоронила не только империю, но и богатейший материал, добытый экспедицией. В настоящее время считается, что он был уничтожен по приказу Троцкого. Впрочем, В. Ростовицкий, бывший участником экспедиции, в интервью калифорнийскому журналу «Нью Эден Мэгэзин», данному им в 1934 году, сказал следующее о своем полете, а затем, экспедиции: «Я сделал несколько кругов над ним. Он был размером с городской квартал, как современный боевой крейсер. Он лежал на берегу озера, на четверть уходя в воду. С одной стороны его корпус был частично разобран, а на борту зияла квадратная дверь шириной около шести метров. Это показалось мне необычным. Ведь даже сейчас корабли не имеют таких больших дверей… Внутри ковчег состоял из сотен отсеков, некоторые были небольшими, но попадались и просторные помещения с высокими потолками. Дерево было покрыто похожим на воск веществом, а мастерство, с которым был сделан корабль, указывало на высокий уровень строителей. Специалисты предположили, что конструкция сделана из олеандра, дерева семейства кипарисовых, которое не гниет…» [41].

Две мировые войны отвлекли внимание исследователей от ковчега, но уже спустя 7 лет после 2-ой Мировой войны французский путешественник и альпинист Фернандо Наварра втайне от турецкого правительства начинает исследовать Арарат, и «6 июля 1955 года… Наварра со своим 15-летним сыном Габриэлем нашел Ноев ковчег и сделал открытие достоянием всего мира. Радиоактивным методом были проведены анализы привезенного Наварра метрового куска дерева (шпангоута корабля), исследования показали, что дереву 5 тысяч лет. Анализы были проведены в двух лабораториях: в Каире и в Мадриде. Все фотографии, результаты анализов и свидетельства приложены Ф. Наварра в его книге» [42]. После находки ковчега все материалы были засекречены. Турецкие власти ревностно охраняют тайну. Лишь немногим счастливчикам удалось проникнуть туда в последнее время. Например, в 1984 году Рон Уайетт добрался до Арарата, нашел ковчег и отколол несколько килограммов окаменевшего дерева. Образцы контрабандно перевезли в Нью-Йорк, где выставили на всеобщее обозрение. На это турецкое правительство заявило, что было совершено грубое нарушение национальных законов, и приостановило все официальные экспедиции на Арарат. Однако в 1985 году Уайетт вместе с Д. Фэсолдом вновь добрался до ковчега. Экспедиция обнаружила железные скобы, скреплявшие дерево через равные интервалы. Тогда же было проведено радиолокационное исследование недоступной нижней части судна. На экране радара отчетливо обозначились пять килей! Обнаружили и остатки внутренних отсеков, что позволило составить план ковчега.

Исследователь и писатель Ч. Берлиш, занимающийся поиском ковчега, взял недавно интервью у Арслана, проводника экспедиции на Арарат. «Я верю, что за последние 50-60 лет Ноев ковчег видели очень многие люди, — говорит Арслан, — Он действительно находится, где предполагают, — на высоте двух тысяч метров, по правую руку от ущелья Ахора. Многие брали куски окаменевшего дерева в качестве сувениров. Как считают специалисты, в последнее время ковчег значительно поднялся из скрывавшей его ледяной гробницы. Причиной этому стало произошедшее в 1978 году землетрясение. Подтверждением этого служат сенсационные фотографии, сделанные американским спутником-шпионом. Об этих засекреченных фотографиях долго ходили разные слухи, но, в конце концов, отдел разведки министерства обороны США опубликовал несколько фотографий «с аномалией на склоне Арарата». Кроме того, было сделано экспертное заключение с указанием координат аномалии».

В ноябре 1997 года газета «Вашингтон пост» опубликовала свидетельства работников ЦРУ, своими глазами видевших четкие снимки ковчега. Один крупный чиновник этого ведомства дал описание снимков: «Когда в лаборатории сделали увеличение, специалисты были поражены. На фотографии отчетливо виднелись три большие изогнутые балки. Они напоминали часть корпуса деревянного судна, обшивка которого провалилась внутрь».

Итак, потоп был. Сегодня это не пытается отрицать ни один серьезный ученый, от историка до геолога. Однако, на рассмотрении потопа мы остановились для того, чтобы показать, как Библейское сообщение о гибели целой цивилизации находит блестящее подтверждение в современной науке.

Главное же — это вывод, который мы должны сделать для себя: греху, который царствует сегодня в мире, будет положен конец. И нашу цивилизацию ожидает такая же гибель, как и допотопный мир. Ибо если Библейское сообщение о потопе — это не миф, а действительная история, то и пророчество о грядущем Втором Пришествии Иисуса Христа также реальность.

Состояние мира перед Вторым Пришествием Христос сравнил со временами Ноя: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого…» (Мф. 24:37).

Сто двадцать лет продолжалась проповедь Ноя допотопному миру с призывом покаяться и обратить свои сердца к Богу. И сегодня также звучит Трехангельская весть, весть предупреждения, обращенная к нам, жителям уже 21 века. Допотопный мир, смеясь над древним патриархом, отверг весть спасения, и погиб. А что изберет сегодня каждый из нас? Времени остается все меньше и меньше. Быстро приближается последний час истории нашей планеты. Последний выбор все еще остается за нами, пока еще Христос ждет каждого из нас. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6).

В следующей главе мы исследуем пророчество, состоящее всего из 30 слов и точнейшим образом предсказавшее историю народов нашей земли на… 4000 лет!

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 6 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Мифы народов мира, в 2 т., М., Советская энциклопедия, 1982, т. 2, с. 324.

[2] Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 86.

[3] Фрэзер Д., указ. соч., с. 87-88.

[4] Павсаний, Описание Эллады в 2 т., СПб, Алетейя, 1996.

[5] Махабхарата и Рамаяна, М., 1974; Гринцер П. А. Махабхарата и Рамаяна, М., 1970.

[6] Фрэзер Д., указ. соч., с. 102-106.

[7] Мифы и сказки Австралии, М., 1965.

[8] Фрэзер Д., указ. соч., с. 146, Котляр Е. С. Миф и сказка Африки, М., 1975.

[9] Легенды и сказки индейцев Латинской Америки, Л., 1972.

[10] Фрэзер Д., указ. соч., с. 124; Кинжалов Р. В. Культура древних майя, Л., 1971, гл. 7.

[11] Фрэзер Д., указ. соч., с. 129; Ранние формы искусства, М., 1972.

[12] Сказки и мифы Океании, М., 1950.

[13] Бодде Д., Мифы Древнего Китая в кн. Мифология Древнего мира, М., 1977, с. 394-398.

[14] Младшая Эдда, Л., 1970.

[15] Крывелев И. А. Раскопки в Библейских странах, М., Советская Россия, 1965, с. 53.

[16] Крамер С. История начинается в Шумере, М., 1960; Кондратов А. Великий потоп: мифы и реальность, Л., Гидрометеоиздат, 1982, с. 31.

[17] Кондратов А. Великий потоп: мифы и реальность, Л., Гидрометеоиздат, 1982, с. 32.

[18] Цитируется по Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 66.

[19] Дамаскин Н. История, книга 96, Изд. Диндорф в «Historici Gracci minores», т. 1, 1870.

[20] И. Флавий, Иудейские древности, в 2 т., Минск, Беларусь, 1994, т. 1, с. 23.

[21] Цитируется по И. Флавию, указ. соч., с. 23.

[22] Вулли Л., Ур халдеев, М., ИВЛ, 1960, с. 34-35.

[23] Цитируется по И. Флавию, там же, с. 23.

[24] Бойд Р. Курганы. Гробницы. Сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 94.

[25] Вулли Л., указ. соч., с. 35.

[26] Вулли Л., указ. соч., с. 30.

[27] Langdon S. Excavations at Kish. Paris: Librarie Orientaliste, 1924.

[28] Mallowan M. E. L.:Early Mesopotamia and Yran. New York: MCGraw - Hill, 1965.

[29] Шумер: города Едема, Энциклопедия Исчезнувшие цивилизации, М., Терра, 1997, с. 49.

[30] Ллойд, Археология Месопотамии, М., Наука, 1984; Salar F. M. A. M. and S. Lloydd. Eridy Baghdad: State Organization of Antiquities and Heritage, 1981.

[31] Чайльд Г. «Древний Восток в свете новейших раскопок, М., Наука, 1956.

[32] Фрэзер Д., указ. соч., с. 144.

[33] Кондратов А. Великий потоп: мифы и реальность, Л., Гидрометеоиздат, 1982, с. 110; Dury G H «Results of Seismik Exploration of Meandering valleys» American Journal of Science 260 (Nov 1962): 691.

[34] Кондратов, указ. соч., с. 113.

[35] J. Woodmorappe. The Essential Non-Existence of Evolutionery Uniformitarian Glolodic Colump, Creation Research Society Qnarterly 18 (1981): 46-71; D. M. Raup. Probabilistic Models in Evolutionary Paleo-Biology, American scientist 166 (Jan. - Feb. 1977): 57.

[36] A. Seilacher, Paleontological Studdies on Turbite Sedimentation and Erosion, Journal of Geology 70 (Mar., 1962): 227.

[37] A. Remarkable Concentration of Permian Amphibian Remains in Haskeei County, Texas, Journal of Geology 71 (Sept., 1963): 641.

[38] The Waters Above, by Dr Joseph C. Dillow, Moody Press, Chicago (1981), H. Morris, The Genesis Flood, p. 159-160.

[39] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 49.

[40] Келлер, указ. соч., с. 48.

[41] Цитируется по газете Комсомольская правда, от 20 февраля 1998, с. 10.

[42] Ляшевский С., Библия и наука, М., 1997, с. 150-151.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко