Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 16

Царства, порожденные грехом

Царства Моав и Аммон

Археологический комментарий

В нашей жизни мы порой пытаемся исправить положение вещей с помощью не совсем благовидных поступков, мало придавая им значения и рассматривая их лишь как необходимую ступень к достижению цели.

Мы осознаем, что это нехорошо, но успокаиваем себя тем, что потом все исправится и встанет на свои места.

Мы поступаем так, не понимая, что грех, являющийся злом, добро родить не может. Грех рождает только грех.

Не понимали этого и дочери Лота. После гибели Содома и Гоморры они, в недавнем прошлом завидные невесты и наследницы огромного состояния, остались ни с чем. Но главное, что их более всего беспокоило, это позор безбрачия, уготованный им, как они считали. Согласно восточным обычаям того времени, незамужняя женщина пользовалась дурной славой. И тогда: «И сказала старшая младшей: …нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя… И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19:31-32; 36-38).

Родив сыновей, они полагали, что все проблемы разрешены, им обеспечена опора в старости, но этот грех породил не добро, а зло. И расплачиваться за него пришлось не двум неразумным девушкам, а двум народам.

Но бывает так и в нашей жизни, когда за грехи и пороки родителей (алкоголизм, наркоманию, курение, случайные связи) приходится расплачиваться их детям разрушенным здоровьем, врожденными уродствами, тяжелыми заболеваниями. И даже если родители раскаялись в своих грехах и обратились к Богу, плоды этих грехов продолжают существовать, поражая не одно поколение. Вот почему Библия утверждает, что за грехи родителей дети наказываются «…до третьего и четвертого рода…» (Исх. 20:5).

К тому же пример жизни родителей, их характер и поступки часто становятся объектом подражания у их детей, и они нередко копируют их. Будем же всегда помнить, что грех способен родить только грех…

В 60-е годы нашего столетия в аэропорту столицы Иордании Аммана была совершенно случайно сделано важное открытие: строители натолкнулись на следы какой-то древней культуры. В ходе последовавших за тем раскопок было обнаружено квадратное здание с внутренним двором. Помимо многочисленной керамики со следами пожара было найдено огромное количество обгоревших костей, причем детских костей.

Позже было установлено, что археологи открыли древнее святилище одного из аммонитских богов, в жертву которому приносили детей. История царя Месы, принесшего в жертву своего собственного сына, обрела реальность (4 кн. Царств 3:27).

На ученых взирали остатки детских костей, за которыми явственно проступал силуэт древнего царства Аммона.

Рожденные от родных сестер, Моав и Аммон, как и произошедшие от них народы, вошли в историю как два союзных государства. Их внешняя политика, государственное устройство были настолько похожими, что и в мировой истории они упоминаются всегда вместе. Но более прочно, чем политика и экономика, их связывал древних грех матерей, следствием которого явилась поистине изуверская религия. Их основными богами стали Фегор (или Ваал-Фегор) и Молох. Статуя Молоха представляла собой истукан с большой бычьей головой и человеческими протянутыми руками, который нагревали до раскаливания и на эти руки бросали маленьких детей, крик которых заглушался шумной музыкой [1].

Культ этого бога вообще отличался изуверской жестокостью, и был впоследствии распространен за пределы этих государств, в частности, в знаменитом Карфагене, где «в дни больших праздников или в годины бедствий людей умерщвляли тысячами» [2]. «На костях сохранились явные следы огня. Детей, принесенных в жертву, затем клали в кувшины головой внутрь, и закапывали в землю» [3].

Страшные находки алтарей (тофетов) были обнаружены во всех древних моавитских и аммонитских городах. Не менее отвратительные зрелища представлял собой культ Фегора. Помимо человеческих жертвоприношений здесь присутствовали и массовые оргии, в которых принимали участие все возраста, от детей до глубоких стариков. Храмовая проституция, как мужская так и женская, была также неотъемлемой частью культа.

Проповедуя кровь и разврат, религия этих государств превозносила и вероломство в политике. И здесь мы вновь являемся свидетелями теснейшей связи между религией и развитием государств. Лишенные нравственной опоры, аммонитяне и моавитяне краеугольным камнем своей политики ставили разбойничьи набеги. Постоянные нарушения договоров и соглашений, провокации были для них нормой. Наблюдая за тем, как державы воевали друг с другом, Моав и Аммон включались в войну в тот момент, когда одно из государств проигрывало и становилось легкой добычей. Особую ненависть они питали к израильтянам, которым безосновательно мстили за горькую участь, постигшую их прародителей. Они не переносили высоконравственной религии сыновей Авраама, и люто ненавидели их, а также Бога, уничтожившего Содом, где так хорошо жилось их предкам. Здесь весьма примечательным является тот факт, что иудеи в своих отношениях к ним руководствовались совсем иными принципами: «Ты проходишь ныне мимо пределов Моава… И приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» (Втор. 2:18-19).

Израильтяне стремились всячески найти общий язык с этими братскими для них народами, но всякий раз встречали противодействие. Когда Моав, пользуясь возникшими смутами в Израиле, захватил его, то приступил к настоящему геноциду против его народа (см. кн. Судей 3:12-30). На протяжении всех 500 лет, пока существовали бок о бок Иудея с Аммоном и Моавом, между ними шли войны. И только в 594 году до Р. Хр. перед лицом надвигающихся вавилонских полчищ, они заключили союз. Но этот союз уже не мог спасти ни отступившую от Бога Иудею, ни окончательно погрязших в грехах и выродившихся народов Моава и Аммона. Час Божьего суда наступил, и пророчества, произнесенные Богом через пророков получили исполнение в истории.

 

Библейские пророчества о Моаве и Аммоне

Книга пророка Исайи

15 глава

1 текст: «Пророчество о Моаве. — Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен!»

2 текст: «Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды».

4 текст: «И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Яацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем».

 

Книга пророка Иеремии

48 глава

46 текст: «Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои — в пленение».

47 текст: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава».

49 глава

2 текст: «Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь».

3 текст: «Рыдай, Есевон, ибо опустошен Гай; кричите, дочери Раввы, опояшьтесь вретищем, плачьте и скитайтесь по огородам, ибо Малхом пойдет в плен, вместе со священниками и князьями своими».

6 текст: «Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь».

Книга пророка Иезекииля

25 глава

4 текст: «За то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое».

5 текст: «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец, и узнаете, что Я — Господь».

7 текст: «За то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я — Господь».

9 текст и 10 текст: «За то вот, Я, начиная от городов, от всех пограничных городов его, красы земли, от Беф-Иешимофа, Ваалмеона и Кириафаима, открою бок Моава Длясынов востока и отдам его в наследие им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов».

Книга пророка Софонии

2 глава

9 текст: «Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею на веки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие».

Книга пророка Амоса

1 глава

13 текст: «Так говорит Господь:за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои».

14 текст: «И запалю огонь в стенах Раввы, — и пожрет чертоги ее среди крика в день брани, с вихрем в день бури».

15 текст: «И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь».

 

Выводы из пророчеств

1. Равва будет грудою развалин (Иерем. 49:2).

2. Она будет сожжена во время битвы (Иерем. 49:2; Ам. 1:14).

3. Царь и военачальники пойдут в плен (Иерем. 49:3; Ам. 1:15).

4. Равва будет стойлом для верблюдов, а сыны аммонитян будут пастухами (Иез. 25:5).

5. Аммонитяне будут истреблены разными народами и в конце концов, как отдельная нация, исчезнут (Иез. 25:7).

6. Аммоном завладеют сыны востока (Иез. 25:10).

7. Моавом завладеют сыны востока (Иез. 25:10).

8. Моавитяне будут взяты в плен (Иерем. 48:46).

9. В последнее время плен Моава и Аммона окончится (Иерем. 48:47; 49:6).

10. Земли Моава и Аммона превратятся в пустыню (Соф. 2:9).

11. Этими народами будут владеть евреи (Соф. 2:9).

12. Горе моавитским городам Ар-Моаву, Кир-Моаву, Медеве, Есевону, Елеале, Беф-Иешимофу, Ваал-Меону (Ис. 15:1-3; Иез. 25:9).

Несмотря на заключенный в 594 году до Р. Хр. союз с Иудеей, Моав и Аммон, понимая, что противостоять Вавилону не смогут, в самый ответственный момент бросают иудеев и присоединяются к Навуходоносору. Вместе с вавилонянами они празднуют разгром Иерусалима, не ведая, что следующая очередь за ними. И действительно, спустя 5 лет полчища Вавилона вторгаются на территории Моава и Аммона. Подобно смерчу месопотамские войска проходят по их землям. Прекрасные города и мощные крепости потомков Лота обращаются в развалины. Цари Аммона и Моава вместе со своими вельможами и военачальниками уводятся в плен. А их недавние владения обращаются в одну из многочисленных провинций Вавилонской империи.

Проходят века, и вавилонян сменяют мидо-персы, а их, в свою очередь, греки, и, наконец, римляне (в 63 г. до Р. Хр.). В течении этих столетий продолжается ассимиляция моавитян и аммонитян, так и не сумевших восстановить свою государственность.

Во 2 веке до Р. Хр. в истории вообще в последний раз упоминается племя аммонитян. И снова проходят века… На смену железным римлянам приходят лукавые византийцы, затем арабы, потом турки. Новые хозяева древних земель уже и не знают ничего о древних своих предшественниках. Одинокие развалины, курганы и дольмены (каменные могилы) высятся на востоке от Мертвого моря. Чьим богам принадлежат странные статуи с вытянутыми вперед руками и бычьей головой, никто не помнит.

Открытие этих древних государств для науки произошло в 1868 году…

 

Моавитский камень

В 1868 году по земле древнего Моава совершал путешествие немецкий миссионер Ф. А. Клейн. Местные жители поведали ему, что вблизи развалин, носящих имя Дибон, лежит какой-то древний камень. Клейн отправился в указанное место и действительно обнаружил там массивный базальтовый монолит, на одной стороне которого была высечена надпись в 34 строки.

Скопировав надпись, он отправился в Иерусалим и через прусского посла стал добиваться права приобретения камня.

Узнав об открытии немца, член французского посольства Клермон-Ганно, ознакомившись с камнем, так же приступил к действиям, направленным на его вывоз во Францию.

Между тем полудикое население Дибона, увидев, что европейцы заинтересовались каким-то куском базальта, решили взять деньги и с тех, и с других.

Для этого они разогрели камень, а затем стали обливать его холодной водой, в результате чего он развалился на куски. Ценой неимоверных усилий французу все же удалось приобрести его для Луврского музея.

В ходе последующих исследований было установлено, что надпись на камне принадлежит моавитскому царю Меши (Месе), жившему в 9 веке до Р. Хр. Но главное для археологии заключается в том, что надпись на нем посвящена событиям, описанным в Библии, в 4 книге Царств, 3 главе. И описания эти, за исключением напыщенных речей Меши, полностью совпадают с Библейскими. Теперь на археологов взирал уже не только кровожадный Молох, которому Меша принес в жертву своего сына, но и сам царь, говорящий к нам со строк черного базальтового камня.

Легендарное царство Моав, упоминаемое до этого времени только на страницах Библии и отрицаемое официальной наукой, получило второе рождение. Лопата археолога подняла из небытия древние, проклятые Богом, канувшие в Лету города:

Есевон, расположенный в 25 км к востоку от Мертвого моря, известный сегодня для археологов под названием Хесбан. Сохранились остатки древних стен и искусственных прудов.

Елеале, вблизи и к северу от Есевона. Ныне в науке носит имя Эль-Аль. Сохранились остатки наземных построек, керамика моавитского периода.

Дивон, в 6 км от Арнома. Именно там и был обнаружен камень Меши (Месы). От моавитского периода остались лишь остатки фундаментов стен и керамика.

Ар-Моав. Этот город был столицей Моавитского царства, расположенный в 20 км к востоку от Мертвого моря. После крушения царства он продолжает быть торговым центром на протяжении еще 800 лет. Римляне обратили внимание на его выгодное положение и всячески благоустраивали его, дав ему имя Раббат Моав или Ареополь.

Казалось, что пророчество, обращенное к нему Исайей, не исполнилось. Но вот в 342 году на город обрушивается страшное землетрясение, которое буквально за несколько часов превращает большой цветущий город в жалкие безжизненные развалины. Трагедия случилась ночью и поэтому почти никому из жителей не удалось спастись.

Слова пророчества, записанного в книге пророка Исайи 15:1 — «Ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен», исполнились в точности.

Беф-Иешимоф, точное его местоположение неизвестно, однако, предполагают, что развалины Суемех на востоке от Иордана и есть остатки этого города.

Медева, расположена в 10 км к югу от Есевона. Жалкие остатки каких-то построек, керамика — это все, что осталось от этого города.

Ваал-Меон — родина пророка Елисея, ныне представляет собой жалкие развалины.

Кир-Моав или Кирхарешет, именно в этом городе Меша (Меса) принес своего сына в жертву. С его открытием история, изложенная в Библии, 4 книге Царств, в 3 главе получила полнейшее и всестороннее археолого-историческое подтверждение. В свое время этот город являлся первоклассной крепостью, а ныне от всей его сложной системы обороны сохранились остатки моавитской стены с башнями по краям. На месте древнего Кир-Моава сегодня стоит небольшой городок Керам, имеющий к древней моавитской крепости примерно такое же отношение, как развалины Херсонеса к Севастополю.

Итак, Библейские пророчества, предрекавшие разгром Моава и Аммона, пленение их правителей (вывод из пророчеств 3), ассимиляцию их народов (вывод из пророчеств 5 и 8), разрушение моавитских городов (вывод из пророчеств 12) исполнились до мельчайших подробностей [4].


Сквозь тысячелетия

Сыны востока

Самая загадочная часть пророчеств о каких-то сынах востока, которые должны завладеть землями Моава и Аммона, о том, что владеть их землями будут евреи, о возвращении их из плена так же нашли свое удивительное исполнение в истории.

Так, в 167 году до Р. Хр. в Иудее вспыхивает освободительная война против Сирии, в результате которой Израиль вновь становится независимым государством под управлением династии Хасмонеев. Представители этой династии приступают к активной внешней завоевательной политике, в результате которой покоряют древние территории Моава и Аммона, которыми иудеи владели до времен сыновей Ирода.

Выше мы рассмотрели судьбу главных городов Моава, лежащих в развалинах. В отличии от них столица Аммона Равва имела иную участь.

В период господства греческой династии Египта Птолемеев, в Палестине Равва обрела расцвет, превратившись в прекрасный торговый город, названный Птолемеем Вторым Филадельфией [5].

В 218 году до Р. Хр. его захватили Селевкиды, которые сильно перестроили город. В Византийское время он был резиденцией епископа, однако последовавшее затем арабское господство, нескончаемые войны шейхов привели к разрушению древней столицы Аммона. В течении долгих столетий на месте города высились величественные развалины седой древности и рядом ютилась маленькая убогая деревушка. Место былых площадей превратилось в стойло для верблюдов (вывод из пророчеств 1, 4), которых держали потомки аммонитян, лишенные новыми хозяевами страны каких-либо прав. Шли века, и вот в 1918 году в результате окончания Первой Мировой войны происходят заметные политические изменения. И наряду с крушением Российской, Германской и Австро-венгерской империй происходит крушение и распад Османской империи. В 1921 году одним из государств, образовавшихся в результате падения Османской империи, становится Иордания. Ее первый правитель эмир, сын востока, Абдаллах, желая показать преемственность своей власти, а не просто ее узурпацию, объявляет себя преемником царства Аммон.

Более того, столицу нового государства он приказывает строить на месте развалин древней Раввы, назвав город Амман (правильнее произносить Аммон), в честь древнего царства. В течении всего нескольких лет место для стойла верблюдов превращается в большой город.

Сегодня Амман имеет железную дорогу, аэропорт, университет, и пр. [6].

И, наконец, если мы сравним карту древних Моава и Аммона с картой современной Иордании, то увидим, что их границы буквально накладываются друг на друга [7].

Итак, сыны востока действительно завладели Моавом и Аммоном (см. выводы из пророчеств 6 и 7), вернув плен этих земель, дав им вторую жизнь (вывод из пророчеств 9). И последнее: «страна Моав… расположенная к Востоку от Мертвого моря… в древности была довольно плодородной и богатой, а в настоящее время представляет собой довольно безрадостную картину полупустыни» [8].

Так исполнилось еще одно, казалось, невероятное пророчество (вывод из пророчеств 10), говорящее о превращении плодородных земель Моава и Аммона в пустыню.

Итак, на месте древних царств возводятся города, строятся университеты, кипит жизнь, но… все это без самих аммонитян и моавитян, исчезнувших, ассимилировавшихся среди других народов.

А ведь строителями этих городов могли бы быть и они, если бы не отвергли призыв Божественной милости. Ведь их современники евреи, измаильтяне (арабы, потомки Измаила), греки, армяне живут до сих пор, и не исчезли, как нация. Но даже сегодня Бог хочет возвратить из духовного плена дальних потомков сыновей Лота. И сегодня, как никогда ранее, Трехангельская весть звучит в арабских странах: Иордании, Ливане и пр. И большое количество недавних мусульман становятся христианами, становятся на путь жизни, с которого 4000 лет назад сошли дочери Лота и их потомки.

А по какому пути идем мы с вами, уважаемый читатель?..

 

В следующей главе мы узнаем о языческом царе, который слышал голос Божий лучше, чем верующие люди.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 16 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Нюстрем Э. Библейский словарь, СПБ, «Библия для всех», 1997, с. 260.

[2] Нюстрем Э. Библейский словарь, СПБ, «Библия для всех», 1997, с. 416; Авдиев В. И. Пунический Карфаген в свете новейших раскопок, ВДИ, 1962, 3, с. 131-132.

[3] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 236.

[4] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, с. 164-169; Еврейская энциклопедия в 11 т.; Словарь Брокгауза и Ефрона, 1911 г.

[5] Момзен Г. История Рима, т. 4, с. 371.

[6] Энциклопедический словарь в 2-х т., М., 1963, т. 1, с. 423-424.

[7] Атлас мира (любое издание), Иордания; Атлас истории Древнего мира или Библейский атлас, К., Сетекс-ЛТД, 1994, карты 14-16.

[8] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах, М., Советская Россия, 1965, с. 164.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко