Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 24

История одной древней любви

Евангельская весть

«Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той» (Быт. 34:1).

Итак, молодая девушка оставила шатры своего отца, воспользовавшись тем, что братья ее были в поле, и пришла во владения Сихемского князя, чтобы «посмотреть на дочерей земли той».

Еще через Авраама Бог повелел Своему народу не вступать в тесные контакты с окружающими их языческими племенами, чтобы грех, царящий там, не проник в среду народа Божьего. Именно поэтому патриархи всегда жили обособленно от окружающих народов. На востоке сейчас, а в древности и подавно, власть отца и братьев была всесильна. И поэтому покинуть территорию проживания семьи без их согласия Дина, конечно же, не могла.

Более того, если бы они узнали даже об этом ее желании, неприятности были бы очень большие. И поэтому девушка ждала удобного случая, чтобы исполнить свои намерения. И вот, наконец, такой случай представился: братьев не было дома, и Дина незамедлительно решила этим воспользоваться.

Но что же так влекло Дину взглянуть на дочерей той земли, только ли женское любопытство? А может быть, это был элемент женской зависти к той внешней свободе, которой пользовались хананеянки?

Действительно, с одной стороны, упорядоченный, размеренный уклад жизни в семействе отца, подчиненный Закону Божьему, а с другой стороны, нескончаемые увеселения, забавы, праздники, царившие в хананейской среде без всяких ограничений и предписаний как для юношей, так и для девушек.

Как актуальна эта проблема и в наши дни. Нередко многие молодые люди тяготятся строгостями и ограничениями в своих семьях, особенно в тех, где почитают Бога, и они с завистью смотрят на своих сверстников, растущих без каких бы то ни было ограничений их свободы и желаний. Во всем этом есть, порой, и вина родителей, которые часто делают три ошибки в этом вопросе:

1. не могут предоставить своим детям альтернативы на многие запреты.

2. не умеют, а порой и не хотят, сделать жизнь семьи интересной и радостной.

3. не могут раскрыть детям, что заповеди Божьи являются благословением, дарующими не только мир и покой в душе, но радость и улыбку, но всей своей жизнью демонстрируют обратное.

Истинно верующий человек — это человек прежде всего радостный, открытый, но отнюдь не мрачный и угрюмый, не аскет, погруженный в себя и не находящий никаких радостей в жизни.

Открыть детям истинную природу Божьего характера, Который есть воплощение любви, радости, а также — Божьего Закона, послушание которому приносит счастье — это одна из основных задач, стоящих перед родителями. Во-вторых, нередко в вопросах веры родители воздействуют на детей своей властью, авторитетом, и нередко принудительными методами, являя собой далеко не лучший объект для примера.

Задумайтесь, какие слова от вас чаще слышат ваши дети: слова любви, поддержки и одобрения, или же слова порицания, запрещения, неодобрения, причем произносимые резким менторским тоном, не допускающим возражений? Уважаете ли вы мнения ваших детей, пусть даже и противоположные вашим собственным мнениям и представлениям? Если вы ответите сами себе на эти вопросы, думаю, вы поймете, почему у вас отсутствует взаимопонимание с детьми, и почему они придерживаются противоположных взглядов.

Не бывает ли так, что дети, пока они маленькие, соглашаются с родителями и в вопросах веры, и в жизненных бытовых вопросах, но, повзрослев, ищут удобный случай, чтобы выйти из-под власти родителей, которая для них является олицетворением невыносимого ига запретов и предписаний и исполнить давно лелеемые надежды и желания.

Не произошло ли нечто подобного и с Диной, а быть может, причина была еще глубже, и девушка, улучив подходящий момент, покидает владения отца.

Что же представляли собой «дочери земли той», и их свобода?

У жителей Ханаана действительно в течение года по несколько раз в месяц устраивались всеобщие праздники в честь многочисленных божков, в которых участвовал весь народ, от мала до велика. Главным богом хананеев был Ваал. «Ваал олицетворял собой разрушающую и созидающую силу природы. Археологические открытия обличают культ Ваала, как религию глубоко порочную, безнравственную, распутную. В жертву Ваалу приносили даже детей… Ваал был богом пола… Непристойные изображения мужских и женских половых органов на этих капищах свидетельствует о непристойном характере культовых ритуалов. Сестра и возлюбленная Ваала Анат находилась с ним в запретной связи, и, беря пример со своего бога, его подданные ради «содействия плодородию» вступали в «священные» сексуальные отношения. Если сами жрецы культа Ваала открыто занимались развратом, то тем более рядовые хананеяне не считали зазорным удовлетворять свою похоть и постоянно нарушать верность в супружестве. Сохранилось изображение, на котором Ваал занимается любодеянием с… телкой… человеческие жертвоприношения, гомосексуализм были их отличительными чертами… свете вышеизложенного становится ясно, почему Бог воспретил Израилю браки с хананеянами» [1].

Видела ли все это Дина? Нет! Воспитанная в чистой атмосфере послушания Божьму Закону, она видела лишь внешнюю сторону, витрину греха: смех, пляски, праздники, свободу, но что крылось за всем этим, она увидеть была неспособна из-за духовной слепоты. Витрина греха всегда выглядит очень привлекательно. Возьмите, к примеру, пачку сигарет. Как ярко и красиво она оформлена, на ней изображены молодые, пышущие красотой и здоровьем, улыбающиеся юноши и девушки с сигаретами в руках. Берите с них пример, покупайте и курите сигареты, и вы будете такими же здоровыми, красивыми и счастливыми, как и они.

На рекламных плакатах и этикетках не приводится статистика смертности от курения сигарет, как ничего не говорится о заболеваниях, ими вызываемых, и о трехстах канцерогенных факторах, которыми они богаты. Не изображено и легкое курильщика черного цвета на патологоанатомическом столе в морге. И только спустя много лет, на собственном горьком опыте человек начинает видеть обратную сторону рекламы сигарет. Нечто похожее произошло и с Диной. «И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие» (Быт. 34:2).

Наш мир строго разделен на две территории: добра и зла. Вот только границу между ними можно увидеть лишь с помощью духовного зрения. Покидая безопасную территорию, мы непременно попадаем на другую. И подобно тому, как, приехав в другую страну, мы оказываемся на территории, где действуют иные законы и порядки, распространяющиеся и на нас, также это относится и к духовной границе двух владений: добра и зла.

Добровольно покинув безопасную территорию Божьего народа, владения своего отца, оберегаемую Божьими ангелами, Дина попала в царство, где властвовал дьявол с его законами, где правит похоть, злоба, право сильного.

Эту истину всегда должны помнить и мы, когда добровольно вступаем на территорию князя века сего — дискотеки, рок-концерты, сомнительные компании, где царят распущенные нравы, пустые разговоры, азартные игры и пр. Господь нас не будет охранять на чужой территории, куда, подчеркнем это еще раз, мы вступаем добровольно. Иначе обстоит дело, если мы вступаем на территорию врага против своей воли, в силу каких-либо не зависящих от нас причин, как, например, это случилось с Иосифом (мы будем далее говорить об этом).

Да, сатана предлагает человеку видимую свободу и привлекательные на первый взгляд удовольствия: делай, что хочешь, поступай так, как поступает большинство, ешь, пей, что желаешь, гуляй, веселись, удовлетворяй свою похоть… Но один раз вступив на чужую территорию, сделав только один шаг, разделяющий границы, человек убеждается, что сделать шаг в обратном направлении ему не удается. И это действительно так, ибо, добровольно оставив Бога, человек попадает в цепкие лапы врага, который сделает все, чтобы удержать свою жертву.

Итак, Дина сделала свой выбор абсолютно добровольно, и незамедлительно получила результат. И в этом виновата, прежде всего, она сама, ибо пожала то, что посеяла. Что касается Сихема, то он поступил согласно обычаям и законам своей земли, и с точки зрения хананеян ничего особенного и из ряда вон выходящего не произошло.

Как серьезно об этом следует задуматься и современным девушкам, так стремящимся на сомнительные вечеринки и ночные бары, да еще в вызывающей одежде, а потом ищущих виноватых в том, что произошло.

Однако, после этого случая, произошедшего в ханаанской земле, последовало необычное для таких происшествий продолжение: «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену» (Быт. 34:3-4).

Такой поступок молодого князя не вписывался в образ мышления тогдашнего мира. Вместо того чтобы оттолкнуть от себя Дину, как использованную вещь, убить или сделать своей наложницей, Сихем предлагает ей свою руку и сердце. Более того, он находит взаимность и у Дины, ибо «говорил по сердцу девицы». Поистине, человеческие чувства — любовь, ненависть подчас не поддаются никакому анализу. Несмотря на странную просьбу сына, Еммор обращается к Иакову с предложением породниться обоим народам и вместе владеть землей.

И здесь раскрылось, что не все, именующие себя детьми Божьими, таковыми являются. Братья Дины, Симеон и Левий, возмущенные подобным поступком с их сестрой, решаются на месть. Они забывают, что зло никогда не сможет исправить причиненное зло, и грех никогда не исправит грех. Они решаются на самую коварную и утонченную в своей злобе месть. «И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; … и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан… только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан… И будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, … и составим один народ» (Быт. 34:13-16).

Но самое отвратительное состояло в том, что в своем обмане они использовали священный в то время обряд обрезания. Символы этого обряда, указывающие на грядущего Мессию и на Завет с Богом были использованы ими как приманка для ничего не подозревающих людей. И вот когда жители Сихема были обрезаны, «на третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; И самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли. Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их… И се богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в домах» (Быт. 34:25-29).

Ветхозаветный закон гласил: «око за око, зуб за зуб». Здесь же за насилие над одной девушкой было вырезано все мужское население целого города, женщины и дети взяты в рабство, а сам город сожжен. И совершено это было не в открытой битве, а путем низкого обмана.

По замыслу Бога патриархи своей жизнью должны были нести весть спасения окружающим их народам, являя им любящий характер Бога, прославляя в своей жизни его Закон. Какую же проповедь Евангелия совершили Симеон и Левий, явив бессмысленную необузданную жестокость своим поступком.

«И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!» (Быт. 34:30-31).

Вместо проповеди Евангелия Иаков должен был покинуть эти земли, дискредитированный поступком своих сыновей, которые не испытывали при этом никакого раскаяния. Эта история учит и нас всей пагубности и отвратительности обмана и мести, да еще под прикрытием духовных ценностей.

Этот случай показывает, что месть человека не имеет границ и достаточно лишь встать на этот путь, и конца ему не будет.

Называясь христианами, нам следует помнить, что порой своей жизнью и поступками мы бесчестим Бога в глазах неверующих людей. И если мы и не убиваем, но сплетничаем, завидуем, ненавидим, лжем, гневаемся, раздражаемся по любому поводу, курим, употребляем алкоголь, то по всему этому люди судят и о нашей религии, и о Боге, Которого мы исповедуем. Нам следует научиться прощать друг друга, не брать на себя роль судей и народных мстителей. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римл. 12:19).

Мы рассмотрели историю одной древней любви, так трагично начавшейся и закончившейся.

Не принимали ли мы участия в подобной, а быть может, несколько иной истории, и если да, то кем мы были в ней: Диной, Сихемом, Иаковом, Симеоном или Левием?..

PS. Евангелие этой главы состоит и в том, что такие жестокие и коварные люди, как Симеон и Левий, со временем, под влиянием сложных обстоятельств, и, конечно, с Божьей помощью, изменятся. Каким образом и почему это произойдет, мы узнаем ниже…


Археологический комментарий

Кровавые камни Сихема

Страшная трагедия, разыгравшаяся в Сихеме около 4000 лет назад, бессмысленная по своей жестокости, была на протяжении веков примером того, к чему может привести человеческая месть. Однако, часто читая главы Бытия, нам кажется, порой, что из-за давности событий, описываемых там, они потеряли реальную основу, превратившись в легенду. И относимся мы к древним событиям так же, как к сказке, не делая лично для себя никаких практических выводов. Но лопата археолога поднимает из небытия древние города и народы, и то, что, как нам казалось, являлось плодом воображения человека, становится реальным историческим фактом, трагедией людей, живших когда-то, таких же, как и мы. И тогда при прочтении глав книги Бытие мы становимся более внимательными и серьезными. Это полностью относится и к истории трагической любви хананейского княжича к Дине, дочери Иакова.

Дело в том, что до начала 20 века местоположение, да и вообще существование Сихема, где разыгрались упомянутые драматические события, ставилось под вопрос.

Городу, неоднократно упоминаемому в Библии, ученые отказывали в праве на существование.

«Сихема никогда не было, это сказка», — утверждали они. По описаниям Библии этот город находился вблизи горы Проклятий, горы Гаризим. Одним из первых ученых — путешественников, вступивших на его землю, был профессор из США Эдуард Робинсон. Следуя Библейским указаниям, он в 1840 году подошел к горе Гаризим, у подножия которой раскинулась плодородная и красивейшая долина, на которой в свое время располагался стан патриарха Иакова (Быт. 33:18-19). Вот как сам Робинсон описывает свои впечатления: «Здесь открылся перед нашими взорами вид чрезвычайный и почти бесподобный. Вся долина была заполнена огородами и всевозможными фруктовыми садами, орошаемыми многочисленными родниками, которые пробиваются в разных местах и текут в западном направлении, образуя журчащие потоки. Зрелище открылось перед нами внезапно и произвело поражающее впечатление; мы стояли, как очарованные; ничего подобного мы не видели в Палестине».

Однако, обнаружить остатки Сихема удалось лишь спустя почти 80 лет.

В 1914 году археологическая экспедиция, возглавляемая профессором из Германии Эрнстом Зеллиным и профессором Прашникером, начала раскопки у горы Гаризим. «Зеллин натолкнулся на остатки стен, возраст которых восходил к 19 веку до Р. Хр. Постепенно вырисовалась картина мощной крепостной стены с прочным фундаментом, сложенным из грубых валунов (некоторые из них достигали шести футов в диаметре)… Укрепление стены было усилено эскарпом, и к тому же еще строители Сихема укрепили шестифутовую толщину стены небольшими башенками и земляным валом. Среди руин были обнаружены, также, остатки дворца» [2].

«В 1926 году и в последующие годы Зеллин, а позже Вельтер продолжили эти раскопки, открыв при этом городские ворота и остатки зданий различных эпох» [3].

С 1956 по 1973 год в Сихеме работала американская экспедиция под руководством доктора Дж. Эрнста Райта. Открытия, сделанные в ходе нее, стали ошеломляющими. Здесь мы хотим вновь процитировать исследователей-атеистов, книги которых были изданы в советское время и были направлены исключительно против Библии. Но даже они, да и правящая тогда идеология не смогли игнорировать богатейший археологический материал вышеназванных экспедиций. «Так, близ современного местечка Тель-Балафа обнаружены развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую вендетту. Самый древний слой раскопок относится к 19 веку до Р. Хр. Там найдены остатки мощной крепостной стены, дворца и храма, судя по которым царь Еммор был могущественным властелином» [4].

Город Сихем, город Еммора, получил законное право на жизнь даже в книге, изданной в рубрике «Библиотека атеистической литературы».

Археологи увидели дома, где шла резня, устроенная Симеоном и Левием, камни, пропитанные кровью убитых. В ходе раскопок были найдены и капище Ваал-Верифа и дом Милло, упоминаемые в книге Судей 9:20, 46. В 1931 году был обнаружена и башня, которую осаждал израильский царь Авимелех (Суд. 9:45). «По осколкам глиняных кувшинов, разбросанных повсюду среди руин и идентифицированных как типично израильская керамика, установили, что Сихем был разрушен к концу 12 века до Р. Хр., то есть, в период правления Авимелеха» [5].

На сегодняшний день историю Сихема ученые преподают по Библии, датировки событий которой полностью подтверждены археологией. Отстроенный после разрушения во времена Авимелеха, Сихем был восстановлен и стал при царе Ровоаме местом, где произошло разделение царства на Израильское и Иудейское. Затем он становится религиозным центром самарян. В период Иудейской войны (66-70 гг. по Р. Хр.) город был разрушен, но вскоре вновь отстроен римским императором Веспасианом (79-89 гг. по Р. Хр.), получив название Флавий Неаполис. Город простоял века и сохранился по сей день под именем Наблуса, небольшого городка в Сирии, храня в своих камнях память о кровавой драме, разыгравшейся здесь 4000 лет назад.

 

Вопросы для размышления:

1. Случалось ли тебе прибегать к физической силе там, где тебе отказывали в получении желаемого или там, где тебе не хватало силы разума.

2. Часто ли ты вступаешь на запрещенную Богом греховную территорию?

3. Мстишь ли ты людям, и не бывает ли твоя месть намного ужаснее того, что причинили тебе?

4. Не приходилось ли тебе оставлять работу или менять место жительства из-за твоего недостойного поведения?

5. Что тобой чаще руководит, инстинкт, быть может, низменный, или разум?

 

Постскриптум:

Невинное на первый взгляд увлечение, не контролируемое разумом, часто приводит к страшным непредвиденным последствиям, за которые расплачиваться приходится порой всю жизнь.

Почему гибнут в Чечне дети? Почему страдают люди? На эти «почему?» мы ответим в следующей главе.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования