Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 27

Блудница из Енаима

Евангельская весть

Главу, которую мы будем сейчас изучать, многие называют «странной» главой и недоумевают, почему она включена в Библию. Есть и такие весьма щепетильные люди, которые испытывают неловкость при ее чтении: уж очень откровенно в ней написано о том, о чем не принято говорить вслух да еще в духовном обществе. Но Бытие — это книга, которая показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле, вскрывая все ее проблемы и темные стороны, и одновременно учит каждого из нас, как их решать. Бытие — это не красочный искусственный рассказ о жизни древних святых, идеальных и безгрешных людях, а книга о людях, как и мы с вами, людях, которые не раз ошибались, согрешали, проявляли слабость, ненависть, зависть. И самое главное, Бытие — это книга о том, какие преобразования в человеке силен совершить Бог, если только Ему довериться и на Него положиться. «В то время Иуда отошел от братьев своих… И увидел … Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее…» (Быт. 38:1-2). Итак, Иуда, сын патриарха Иакова, женится на язычнице. Священное Писание не раскрывает подробно причин его поступка, сказано лишь, что Иуда увидел хананеянку и женился на ней. Иными словами, эта девушка понравилась ему, очевидно, чисто внешне, и он пошел по велению своих очей. Он прекрасно знал о Божьем неодобрении женитьбы на язычницах, у него в памяти был горестный урок его сестры Дины, также вступившей на запрещенную территорию, но… Он увидел дочь Шуа и женился на ней. Не поступаем ли мы часто подобным же образом, не обдумав своего поступка, но действуем под влиянием своих чувств, а не разума. Не оттого ли сегодня так часты разводы, недолговечны семьи. Писание каждому из нас дает совет, которым в свое время пренебрег Иуда: не поступай по велению очей. Итак, Иуда женился. Вначале все вроде бы шло спокойно, Шуа родит ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Но закон посева и жатвы действует всегда, в жизни абсолютно каждого человека. Посеянный грех, неразумный поступок, отступление от воли Божьей, рано или поздно принесет свои горестные плоды. Клевета, подкуп, прелюбодейство, предательство, посеянные когда–либо нами, всегда дадут трагичные всходы в нашей жизни. Дали они свои всходы и в жизни сына Иакова. Вначале умирает его сын Ир, оставив вдовой свою жену Фамарь. По древнему иудейскому законодательству в случае смерти мужа его жена выходила замуж за его младшего брата: «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; поэтому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38:8-10). Итак, Онан решил поступить по-человечески мудро: зачем ему восстанавливать род (семя) своего брата, ведь тогда он лишится своей доли в наследстве Ира. А что станет с Фамарью, ему было все равно. Не руководствуемся ли порой и мы в своей жизни подобной же философией, оказывая помощь только тогда, когда нам это выгодно. Писание советует нам: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24). Перед нами открываются два пути: конец одного из них — смерть Онана, другого — спасение, счастье и мир в Боге. Но будем помнить, что очень мудрый человеческий расчет онанов рано или поздно, но обязательно приведет к смерти. Итак, Иуда, после смерти второго сына, следуя иудейскому законодательству, обещает Фамари со временем руку своего младшего сына, но когда тот повзрослел, то Иуда «забыл» о своем обещании. Как эта ситуация похожа на те, которые случались с каждым из нас. Мы всегда помним обещания других людей и не прощаем их «забывчивости», но часто забываем свои собственные слова и обещания. Слово является одной из величайших сил на земле. Словом можно убить и воскресить. По слову начинались войны, раздоры, распри, по слову и утихали. Наши мысли более всего в течение дня заняты анализом того, что и кто нам сказал, по какому поводу, и что за всем этим скрывается. Более того, в некотором смысле слово является более значимой силой, чем все физические силы вместе взятые. Ибо если люди научились контролировать физические силы, то свои слова крайне редко кто научился держать под контролем. Один мудрый человек сказал, что два года достаточно человеку для того, чтобы научиться говорить, и всей жизни не хватает, чтобы научиться держать язык за зубами. Более того, со словом напрямую связано наше спасение: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37); «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притчи 18:21). Вдумаемся, что наша жизнь и смерть зависят от того, что мы с вами говорим. Иуда же, подобно и многим из нас, забыл об этом. Но о его словах не забыла Фамарь, страдающая много лет от несправедливости. И тогда, видя, что свекор не собирается выполнять своего слова, решается на необычайный поступок. Узнав, что Иуда находится вблизи от места, где она живет, она одевается в одежду блудницы и садится у ворот города Енаима, через который лежал путь сына Иакова. «И увидел ее Иуда, и почел ее за блудницу; потому что она закрыла лицо сое. Он поворотил к ней, и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей, и вошел к ней? и она зачала от него» (Быт. 38:15, 16, 18). Женившись на хананеянке, Иуда совершил духовное прелюбодеяние, ибо нарушил волю Божию. Теперь же он пошел по прямому пути нарушения седьмой заповеди, которая гласит: не прелюбодействуй. «Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде… Фамарь, невестка твоя… беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья это печать, и перевязь, и трость» (Быт. 38:24-25). Грех открылся. Для Иуды это был тройной позор. Во-первых, стало явным его прелюбодеяние, во-вторых, прелюбодеяние с родственницей, в-третьих, стало очевидным то, что патриарх не держит своего слова (обещание Фамари дать ей в мужья Шелу). Это говорит нам, что каким бы завуалированным не было наше преступление, оно рано или поздно откроется и станет предметом всеобщего достояния. И вот в такой критический момент Иуда, вчерашний духовный отступник, прелюбодей, обманщик, оказывается на высоте: «Иуда… сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему…» (Быт. 38:26). Иуда не стал ловчить, увиливать от ответа, обвинять Фамарь, он честно и открыто признал свою вину и грех. С помощью Божьей он пришел к покаянию, и Господь простил его. Эта история имеет очень интересное продолжение: один из родившихся близнецов, сын Фамари и Иуды, Фарес, вошел в родословную Иисуса Христа. Итак, Иуда учит нас УМЕНИЮ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ. Ибо прощение от Бога мы получим только тогда, когда научимся честно признавать свои грехи, называя их по имени. Бог не услышит нас, если мы находимся в ссоре с ближними. Библия каждому говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). В приведенных строках, быть может, читателю непонятно, причем же тут жертвенник. Другое место Библии объясняет это: «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Иными словами, жертвенник (жертва) означает наши молитвы к Богу, которые Господь, как уже было сказано, услышит при том условии, если мы наладим отношения друг с другом. Сегодня Бог каждого из нас призывает признать и исповедать пред ним свои грехи, попросив при этом прощения у тех, перед кем мы были виноваты. Хватит ли у нас, как у Иуды, силы и решимости сделать это? Если мы будем просить у Бога дара покаяния, то Бог даст и нам силы, и благословит нас так же, как благословил Иуду. Выбор, как всегда, остается за нами.


Археологический комментарий

Город необычного прелюбодеяния

На востоке положение женщины всегда отличалось бесправием. И если даже сегодня, в начале третьего тысячелетия, оно во многих странах до сих пор мало в чем изменилось, то что уж говорить о ситуации, возникшей в древности.

В те далекие времена женщина незамужняя или оставшаяся вдовой была беззащитна, так как при отсутствии мужа она была лишена не только кормильца, но и защитника ее доброго имени. Поэтому женщина одинокая не только не могла себя прокормить, но и защитить.

Во многом обусловленная этим, в странах древнего востока существовала полигамия (многоженство), ибо численность женского населения преобладала над мужским. И в свете этого жестокий, как кажется сегодня многим, обычай, согласно которому жена умершего старшего брата становилась женой младшего брата, предстает гуманным, ибо он был призван защитить интересы женщины, не оставить ее без средств к существованию и без защитника.

Учитывая это, нам становится более понятным поступок Фамари, облачившейся в одежду блудницы и проучившей своего свекра.

Действие 38 главы книги Бытие происходит в Енаиме, который в отличие от большинства городов, упоминаемых в книге Бытие, сохранился до нашего времени. За свою долгую историю он сменил ряд названий: Енаим, Гаенам (в переводе — двойной источник) и нынешнее — Бейт Еиан. Этот город находится к северо-востоку от Иерусалима, по дороге между Одолламом и Фамной. От времен Иуды и Фамари практически ничего не сохранилось, не считая обломков многочисленной керамики и остатков оснований домов. Енаим никогда не играл особой роли в истории Палестины, оставаясь всегда небольшим заштатным городком, мало чем отличаясь от тех времен, когда Фамарь села у его ворот в одежде блудницы [1].

Не может ли повториться подобная история и сегодня в том же Енаиме, или, быть может, в том городе, где живете вы, уважаемый читатель? И не можем ли мы вольно или невольно принимать участие в подобной истории, то ли как Иуда, или Фамарь, или Онан, или Хира…

Держим ли мы данное кому-то слово при всех обстоятельствах, даже самых для нас неблагоприятных? Всегда ли мы честны и порядочны в нашей жизни? Не испытаем ли мы жгучий стыд в День Суда, когда все тайное в нашей жизни станет явным для всех, как явно оно сегодня перед Богом? Здесь есть о чем призадуматься каждому…

 

Вопросы для размышления:

1. Как часто ты не выполняешь данное слово?

2. Умеешь ли ты искренне признавать свои ошибки, сожалеть о них и извиняться?

3. Не прибегаешь ли ты в поисках правды к сомнительным методам?

4. Не приходилось ли тебе спустя много лет пожинать горькие плоды давно содеянного греха?

 

Постскриптум:

Мы должны научиться признавать свои ошибки, как бы тяжело это ни было.

На следующих страницах мы узнаем о сне, который приснился в одной древней египетской тюрьме, и который оказал большое влияние на ход истории, вплоть до наших дней.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования