Опарин А.А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя...

Часть 2. Лжеучения проникают в Церковь

Глава 1

Спасение делами

«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9)

 

Спасение делами — что это?

Спасение делами — что это? Это вера в то, что человек имеет достаточно сил и возможностей для самоусовершенствования. Этой идее столько же лет, сколько и человечеству. Библия говорит о том, что еще в Эдеме сатана использовал эту идею для того, чтобы увести человека от Бога, посеяв в человеческом разуме веру в то, что человек может своими усилиями сделаться «богом» (Быт. 3:5). На протяжении истории эта идея все глубже проникала в человеческое сознание, достигнув вершины в XX веке, в котором почти все планы своего развития человеческая цивилизация строит без Бога.

Причины безбожия на земле, как ни странно, в религии, которую исповедует большинство человечества.

Непонятным, на первый взгляд, кажется пророчество Иисуса о последнем времени: «…но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?»

Неужели в современном мире, в котором миллионы католиков, православных, мусульман, буддистов, протестантов, — нет веры?

Что значит религия без веры? Суть такой религии раскрывается в словах Иисуса: «Лицемеры!.. приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут меня языком; сердце же их далеко отстоит от меня; но тщетно чтут меня, уча учениям и заповедям человеческим» (Мф. 15:7—9). Это религия, основанная на форме поклонения, на человеческих традициях и предписаниях, на человеческих представлениях о святости, на приобретенном еще в Эдеме желании стать «богом» без Бога. Такая религия удовлетворяет миллионы верующих, т. к. не требует смирения гордыни, покаяния перед Господом, изменения характера, признания несостоятельности всяческих попыток достигнуть Царства Божия без Бога.

Такая религия учит людей тому, что внешнее благочестие, смирение, неукоснительное соблюдение правил, обрядов, норм поведения и есть праведная жизнь, угодная Богу.

Такая религия — коварная находка сатаны, который убедил людей, что грех — это просто поступок. В сознании многих глубоко укоренилось представление о том, что святая жизнь — это неделание плохих поступков. Сатана всяческими уловками старается увести людей от понимания того, что их поступки — это результат их греховной природы — гордой, себялюбивой, превозносящейся, самодовольной, самоуверенной, влюбленной в собственное «я». Христос охарактеризовал эту эгоистичную природу так: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).

Как может делать добро другим тот, кто любит только себя? Себялюбие порождает религиозную гордыню, тщеславие, дух осуждения других только за то, что они не таковы как «я».

Исцелить греховную природу человека может только Бог, когда мы поставим Его на первое место в нашей жизни. Подчиняя наше «я» Господу, мы даем Ему возможность преобразовать нас. Подчиняясь Господу, наше «я» наполняется Его любовью, очищаясь от себялюбия. Оно становится любящим Бога и ближнего. Внутреннее преобразование неизбежно приводит и к преобразованию внешнему — добрые поступки становятся естественными для обращенного человека, он излучает свет и добро.

Вот почему цель сатаны — отвлечь внимание людей от Бога, побудив их сконцентрировать его на поступках. Это законническая религия, которую исповедовали религиозные вожди Израиля во времена жизни Иисуса на земле. В своем желании показного благочестия они не нуждались в Господе. Иисус сказал о них: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь крашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27, 28).

 

Доктрина о спасении делами в начале христианства

Христиане первых веков отличались любовью к Господу, желанием прославить Его. Постоянная связь с Иисусом в молитвах наполняла их сердца божественной любовью, стойкостью в перенесении гонений, обрушившихся на церковь со стороны римских властей. Глубокая личная вера этих людей в Иисуса вызывала восхищение многих их гонителей и способствовала обращению тысяч к Иисусу.

После прихода к власти императора Константина, который способствовал тому, что христианство стало государственной религией, исповедовать которую вменялось в обязанность чиновникам государственного аппарата, христианство стали принимать сотни тысяч людей, не имеющих понятия об его сути. Отсутствие Бога в сердце стремились компенсировать внешней пышностью служения, огромным количеством разнообразных обрядов, таинств. Это была благодатная почва для расцвета религии дел. Красота храмов, богослужений, одеяний священников вытеснила из сердец Бога. Церковь разработала целую систему предписаний, считая, что их выполнение необходимо и достаточно для спасения. Последствия такого шага были предсказаны в Священном Писании: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1:28). В церковь проникли языческие обряды и понятия, которые мы рассмотрим далее.

 

Три учения о спасении

В истории религии всегда существовало три учения о спасении. Кратко рассмотрим каждое из них:

I. Спасение только делами

Такая религия присуща только языческим вероучениям, т. к. в них размыто само представление о Боге. Бог язычников — это пантеон различных богов, божков, полубогов, которые наделены свойствами человеческого характера, отвечают за различные природные стихии. Эти божества в представлениях верующих язычников часто очень коварны, жестоки, кровожадны. Например, у племени майя в Америке существовал страшный обряд принесения в жертву богу дождя самых красивых девушек племени. Для того, чтобы задобрить злого бога, этих девушек бросали в огромный колодец в горах. Известны сотни других случаев человеческих жертвоприношений языческим богам. Естественно, что от таких богов ничего кроме суровой жестокости нельзя и ожидать. Поэтому у людей оставался один выход: тщательно, с глубочайшим смирением выполнять все предписания религии, которые устанавливали обряды, задабривая богов. Такие религиозные представления присущи в основном западным языческим религиям.

На востоке же в некоторых религиозных системах существовало несколько другое представление о спасении. В основе религиозных представлений йоги, даосизма лежит философия вселенского духа или Абсолюта, из которого происходит все материальное. По мере понижения уровня этих производных Абсолюта, они все менее духовны и все более материальны. Задача человека по этим вероучениям — освободить свой дух из плена материи (тела), после чего, сливаясь с Абсолютом, дух обретает наивысшее блаженство. Эти системы даже нельзя в полной мере назвать религиозными, они более базируются на философских идеях. В этих системах вся роль в совершенствовании отводится человеку. О спасении как о таковом не говорится, т. к. отсутствует само понятие греха. Никакого греха нет, есть просто несовершенные люди, которые совершают ошибки из-за малых познаний об окружающем мире. Следуя постулатам йоги или учению даосов, пребывая в постоянной медитации (отключении сознания), человек, якобы постигая духовные законы Вселенной, освобождает свой дух и становится совершенным. Это типичная вера в то, что человек, прикладывая собственные усилия, может стать совершенным.

Еще одной разновидностью вероучений Востока является буддизм. В основе этого учения лежит понятие о жизни как о периоде страданий. Причем страдания приходят к человеку из-за привязанности к миру. Выход — уход в нирвану, выход из реального мира посредством медитации и определенной системы обрядов.

В Китае весьма распространено конфуцианство — религиозно-философская система, указывающая на то, что посредством выполнения определенных предписаний, норм и правил, человек дисциплинирует свой ум, а через ум и тело. Таким образом он достигает совершенства.

Как видим, в религиозных представлениях Востока Бог или же вообще отсутствует, или же выступает в роли стороннего наблюдателя. Судьба человека в этих системах в его руках. Своими усилиями, а не с помощью Господа, человек может достичь совершенства Бога.

Все эти выводы противоречат самой сути Библии, в которой говорится о том, что только уповая на Бога, доверив Ему свою жизнь, человек побеждает свою греховность.

II. Вера плюс дела

В вероучении католической церкви спасение достигается не только верой, но и выполнением церковных предписаний, таинств. Особое внимание уделяется поклонению мощам или изображениям святых, паломничеству в святые места. Таким образом веры в искупительную жертву Христа еще недостаточно для спасения. Не менее важно заработать спасение собственными усилиями. Корнями это учение уходит в далекое прошлое — начало христианства, время массового крещения язычников, для которых очень много значили дела — обряды, предписания.

Принцип спасения по формуле «вера + дела» был отличительной чертой фарисейского учения, в основе которого лежало соблюдение не духа, а только буквы закона. Дела, кажущиеся внешне благочестивыми и добрыми, но сделанные без Бога, привели к формированию религиозного лицемерия и формализма. Акцент и забота только о внешнем виде человека привели к тому, что была разорвана связь с Богом, потеряна живая вера, и внутренность человека при внешней благопристойности осталась порочной. Слова Христа, обращенные к фарисеям, относятся сегодня и к каждому из нас, желающему спастись своими делами и очищающему себя лишь внешне.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» (Мф. 23:3—7).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:13—15).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь крашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы до наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27, 28).

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам; не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:37—39).

Одной из разновидностей формулы «вера + дела» было монашество.

Краткий очерк по истории монашества

Зарождение монашества

С III века по Р. Хр. в церковь начали проникать многочисленные заблуждения, противоречащие Библии. Забыв слова Иисуса Христа: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15), многие верующие посчитали, что путь к спасению лежит через уход от мира. Желая спастись путем соблюдения суровой и полной аскезы, а также желая выразить протест против начавшегося в церкви сближения с миром, многие начали селиться в уединенных местах и пустынях. Селились вначале в одиночку, откуда и произошло название «монах», т. е. в переводе — «одинокий». Возникновение монашества неразрывно связано с именем Антония Великого. Антоний родился в 250 году в деревне Кома, в Среднем Египте, на севере Фиваиды, в зажиточной христианской семье. В 20 лет он распродает все свое имущество и вступает на путь отшельничества. Около 20 лет он живет в гробницах и пещерах на берегах Нила, почти не общаясь с людьми, которые начали стекаться к нему, видя в нем прообраз древнего пророка. Спустя некоторое время Антоний начинает принимать учеников, вместе с которыми образует общину с суровым уставом. Слава о необыкновенном отшельнике распространилась так далеко, что Александрийский епископ Афанасий в 335 году приглашает Антония в Александрию для борьбы с арианством. Умер Антоний в 355 году 105 лет от роду, из которых 85 провел в пустыне. Со смертью Антония его община распалась, так как поддерживалась прежде всего его личностью и авторитетом. Первым, кто решил превратить свободных отшельников в жесткую, религиозную, отчужденную от мира общину, был Пахомий (292—346). Принцип беспрекословного подчинения власти наставника и устранение какой бы то ни было индивидуальности был положен в основу организации. Тогда же, в IV веке по Р. Хр., по распоряжению Василия Великого монастыри начинают создаваться и в городах.

Монашеские ордена

Через 100 с лишним лет после описываемых событий Бенедикт Нурсийский (480—540) основывает первый будущий монашеский орден, базирующийся на строжайшем уставе, состоящем из 73 статей, в основу которого были положены принципы бедности и целомудрия, послушания и оседлости. Однако, если в период раннего средневековья (V—VIII века) монахи зарабатывали на жизнь своим собственным трудом, занимаясь сельским хозяйством и ремеслами, то затем, благодаря постоянным пожертвованиям, такая необходимость отпала. Постепенно из отшельнической общины монастыри стали превращаться в крупнейших феодалов. Некогда скромным кельям и рясам стали предпочитать золоченые одежды и роскошные покои. Праздность, начавшая процветать среди монахов, привела к страшному разврату, превратив многие монастыри в общества содомитов. Папа Мартин Первый (649—655) в письме к Амону, епископу Маастрихта, писал: «С великою скорбью мы замечаем, что почти везде священники, диаконы и прочие клирики впадают в позорные грехи разврата содомии и скотоложства» (Цитата из кн. Лео Таксиля «Священный вертеп». К., 1985, стр. 21). Подвластные монастырям деревни изнывали от деспотизма «святых» отцов, которые выжимали последние средства из мирян и соблазняли мужчин и женщин к разврату. Наряду с оседлыми монахами были и нищенствующие, которые слонялись без дела по городам и селениям, увлекая за собой молодежь, предаваясь всевозможным порокам. Эти монахи стали ужасным бичом европейских стран. Одновременно с этим монахи проповедуют, что спасение достигается путем пожертвований средств в монастырь, а также истязаниями тела. Подвергнуть себя бичеванию кнутом до костей или морить целыми неделями голодом считалось гарантией получения пропуска в небесное царство. В XIII веке на сцену истории выходит зловещая фигура Доминика (1170—1221), основателя ордена доминиканцев. Слепой фанатик и ярый приверженец папства, он решает, что меч и пытка — единственный путь упрочения авторитета папского престола и искоренения ереси. В 1216 году папа Гонорий Третий утверждает создание ордена доминиканцев, которому с 1232 года поручает руководство инквизицией. Монахи, называющие себя истинными последователями Иисуса Христа, возглавляют сатанинский институт инквизиции. Мы думаем, что не следует останавливаться на описании этой организации, отметим лишь, что «святые» доминиканцы за несколько столетий уничтожили около сорока миллионов (!) человек. О лицемерии этих людей, которых даже и людьми назвать нельзя, а не то что последователями Бога, сущность Которого — любовь, можно судить хотя бы по такому факту: аутодафе, т. е. сожжение на костре, самая мучительная казнь, была введена монахами только, якобы, затем, чтобы не проливать кровь осужденного и тем самым спасти его душу. Так «заботясь» о человеке, они специально медленно сжигали его на костре. Доминиканцы разработали на своих съездах инквизиции, юнтах, целые статьи и документы о проведении допросов и пыток. Читая эти зверские записи легко можно угадать их подлинного автора — сатану, князя тьмы. Один лишь великий инквизитор Испании монах-доминиканец Томас Торквемада (1420—1498) сжег на костре 8800 человек. Его же преемник Диего Деца «уступал» своему предшественнику, осудив на костер 2592 человека. Любой донос, в независимости на кого он был направлен, на герцога или нищего, означал смерть этого человека. Причем, монахи умерщвляли затем и доносителя, присваивая себе имущество обоих. Ханжество и фарисейство в сочетании с жестокостью и развратом были характернейшими чертами монахов-доминиканцев. Другой большой группой монашеских орденов были духовно-рыцарские, такие, как ордена Меченосцев (1202), Ливонский орден, Тевтонский (1128), орден Тамплиеров (1119). Монахи этих орденов являлись солдатами, которые во Имя Христа сжигали и убивали славян, евреев, мусульман и многих других. Причем в отличие от других военных государственных частей того времени эти ордена отличались особенной жестокостью. Именно с тевтонами боролся и русский князь Александр Невский (1252—1263). Представители этих орденов совершали крестовые походы, во время которых разграблению подвергались не только мусульманские, но и христианские города (так в 1204 году они захватили Константинополь, произведя в нем страшные грабежи и зверства). Христова заповедь «Не убивай» была грубо и открыто попрана монахами, собственноручно истреблявшими миллионы людей, присваивая себе их имущество.

Еще одним монашеским орденом, название которого стало синонимом коварства и жестокости, был орден иезуитов. Основанный в 1540 году для борьбы с Реформацией Игнатием Лайолой (1491—1556) орден провозгласил своей целью: «Распространение верховного владычества папы над всем миром, истребляя ереси…». Главным условием поступления в орден был отказ от свободы воли и беспрекословное, хотя бы до смерти, подчинение вышестоящему. Вступая в орден, человек не имел права видеться с близкими, не имел права заводить дружеских отношений ни с кем, даже с членами ордена, своими духовными братьями. Человек обязывался доносить на своих собратьев, если видел, что те хотя бы мыслями противоречат начальству. Орден по своей структуре имел шесть классов: 1. Послушники; 2. Ученики; 3. Светские кандидаты; 4. Духовные кандидаты; 5. Исповедники трех обетов; 6. Исповедники четырех обетов. Во главе ордена стоял генерал, избираемый пожизненно. Во всех странах Европы имелись тайные представители ордена, оказывающие огромное влияние на политический ход истории. Орден имел в своей структуре министерства, комиссии. Государства мира были разделены на орденские провинции, главы которых несли ответственность за проходившие в этих странах события, если они были не во благо ордену. Сила и влияние ордена были так велики, что порой им ставился на престол римский папа. Вообще, на протяжении всех четырех веков отделить политику ордена от политики папства невозможно.

Генералы ордена иезуитов

1. И. Лайола (1541—1556)
2. Я. Лайнес (1558—1565)
3. Ф. Борджиа (1565—1572)
4. Э. Меркуриан (1572—1580)
5. К. Аквавива (1580—1615)
6. М. Вителлески (1615—1643)
7. В. Караффа (1643—1649)
8. Ф. Пикколомини (1649—1651)
9. А. Готифредо (1651—1652)
10. Г. Никкель(1652—1664)
11. Д. Олива (1664—1681)
12. Ш. де Нойелль (1681—1686)
13. Т. Гонзалес (1686—1705)
14. М. Тамбурини (1705—1730)
15. Ф. Ретц (1730—1750)
16. И. Висконти (1750—1755)
17. Л. Чентуриони (1755—1757)
18. Л. Риччи (1757—1773)

После смерти Риччи иезуиты выбирают двух генералов, один действительный, «тайный», проживавший где-то в Америке, второй подставной, живший открыто в Риме. Свободная воля, данная Господом человеку при творении, была отнята у людей иезуитами. Кровь и убийства, предательство и коварство, ханжество и разврат наполняют историю этой просатанинской организации.

История монашества и его орденов доказывает еще раз то, что уход от Божественного Слова ведет к трагедии. Первые отшельники, начавшие зарабатывать спасение делами вопреки библейскому учению о спасении через праведность Иисуса Христа, не желая и не ведая того, привели к образованию орденов доминиканцев, иезуитов, тевтонов и многих других. Из одинокого пустынника и отшельника вырос монах-инквизитор, монах-солдат. Говоря о монашестве у славян, и особенно на Руси, необходимо отметить его положительную роль в том, что благодаря монастырям уцелели многие национальности (сербы, болгары), что при монастырях были школы, а также велись летописи. Говоря о монашестве, мы не должны забывать, что там были во все века и во всех странах прекрасные и добрые христиане, бессовестно обманутые отступившей от Бога и Его заповедей церковной верхушкой. Отвергая институт монашества, как противоречащий учению Христа, мы не должны и не имеем никакого права осуждать людей, ибо Судия всем только Господь.

III. Библейское учение о спасении

В заключение рассмотрим библейское учение о спасении.

Священное Писание никогда не отрицало важности добрых дел, более того, они необходимы. Но эти дела не дела сами по себе, но дела веры. Верою принимая Господа в сердце, отдавая себя в Его распоряжение, покоряясь Христу, мы даем Ему возможность преобразовывать наше естество. Совершенствуясь в вере в Иисуса, мы все более и более становимся способными к добру. Апостол Павел так и пишет: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8—10).

Об этом же пишет и апостол Иаков, когда напоминает о путях веры Авраама: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства!» (Иак. 2:21, 22).

Только настоящая вера в Господа рождает и настоящие дела. Только личная, тесная, постоянная связь с Богом в молитве, в изучении слова с глубоким раскаянием и осознанием величия Божественной любви могут преобразовать нас и принести радость в наши сердца, наполнив их верою, надеждою и любовью.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования