Опарин А.А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя...
Часть 2. Лжеучения проникают в Церковь

Глава 6

Поклонение святым

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5)

 

Краткий очерк по истории вопроса

Одновременно с внедрением икон в христианство начало проникать и поклонение многочисленным святым и мученикам. Сходство с язычеством усиливает и тот факт, что каждый святой со временем превратился в покровителя той или иной профессии или ремесла, подобно языческим богам — войны, торговли, медицины, кузнечного дела и т. д. Более того, даже памятные дни большинства святых удивительным образом совпадают с датами торжеств в честь языческих богов и богинь. Первые свидетельства о поклонении останкам людей мы находим в середине III века по Р. Хр., когда в Риме верующие начали посещать места захоронения апостолов Петра и Павла. У этих мест впервые к умершим героям веры начали возноситься молитвы и прошения. Спустя 100 лет на востоке империи начали «обнаруживаться» могилы или останки других апостолов и служителей ранней христианской церкви — Луки, Андрея, Тимофея, к которым также начались нескончаемые процессии верующих. А около 400 года вообще произошло «чудо» — были найдены останки израильского пророка, судьи и первосвященника Самуила, умершего 1500 лет назад. Это известие вызвало такое возбуждение в народе, что люди образовали живой коридор, тянувшийся на десятки километров, по которому из Палестины в Константинополь перевозили останки древнего пророка. После этого подобные находки стали появляться в таком количестве, что уже почти каждая церковь имела в своем распоряжении если и не целиком останки того или иного святого, то, по крайней мере, какую-то их часть — палец, ступню, волосы и др. Эти реликвии притягивали простодушных верующих, с которых монахи и священники обильно взимали деньги за то, чтобы помолиться за них у святынь. Как мы уже отмечали, подавляющее большинство этих реликвий было подделкой, причем, чаще всего довольно грубой, которые изготовлялись специальными церковными мастерскими целыми партиями. Когда же святых в той или местности не было, их просто придумывали, равно как и чудеса, будто бы свершавшиеся на их могилах. Последние очень быстро и умело распространялись в массах людей, ибо наличие чудес в том или ином монастыре или на гробнице того или иного святого притягивало людей еще больше, чем его останки. Если подсчитать и суммировать количество таких чудес, то получится, что в каждой без исключения церкви империи они составляли многие десятки, включая даже Воскресение умерших. В Библии, в Евангелии от Матфея в 16 главе, с 1 по 4 стих написано, как Бог относится к стремлениям людей лицезреть чудеса: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: …Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел». Эти слова были сказаны Господом Иисусом Христом, и не требуют комментариев.

Бог никогда не требовал от людей исполнения обряда по букве, по форме, как никогда не требовал поклонения человека человеку, безропотного доверия словам людей и слепой веры. Господь ожидает от каждого разумного служения, основанного на доверии Богу, которое невозможно без знания характера Бога, Его любви. Его милости и долготерпения к людям, без знания воли Божьей и пути, по которому Он желает направить каждого, и конец которого — жизнь вечная. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иерем. 6:16). Для этого и был дан людям единственный вернейший путеводитель — Библия, единственный маяк, который приведет каждого в безопасную гавань — к Иисусу Христу. Всю свою жизнь — свои побуждения, поступки, мысли, а также услышанную проповедь пусть даже очень уважаемых служителей церкви человек должен сверять с Божьим Словом. В Библии, в книге Деяния 17:11 мы читаем: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так…».

Заметьте, дорогие читатели, что речь идет о проповеди Павла, человека, избранного Самим Богом на служение, но тем не менее, всего лишь человека, и даже слово этого величайшего проповедника следовало сверять с Библией! Цель истинного христианства — не в обрядности, а в живой связи каждого человека с Богом! Где отсутствует такая живая связь, там начинается отступление, выполнение мертвых обрядов, служение не живому Богу, а неодушевленным предметам, и именно это имел в виду апостол Павел, когда писал в Послании к Римлянам 1:21—23: « Но как они, познавши Бога, не прославили Его… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку…». Многочасовые служения, сопровождающиеся воскурением фимиама, изнуряя тело, не приносили удовлетворения душе. Вместо поклонения одному Богу люди стали поклоняться тысячам святых. Религия стала сводиться к выполнению многочисленных обрядов и предписаний, которые не открывали людям Бога, не приближали к Нему, а, напротив, удаляли человека от Бога.

 

Причины культа святых

Во всех языческих религиях есть культ основателя племени или рода, дух которого якобы хранит всех членов рода в случае благоговейного их отношения к нему. Тысячелетиями люди собирались вокруг изображений или могил знаменитых людей своего племени для совершения жертвоприношений — цель которых — умилостивить дух усопшего, побудить его хранить племя или народ.

 

Святые в христианстве

Языческое почитание знаменитых людей в христианстве было заменено почитанием святых, обычаем прибегать к их заступничеству. Как и герои языческой древности, мученики первых веков христианства, погибшие за веру, стали покровителями христианских общин. На их гробницах проводились богослужения. Канонизация как официальное причисление к лику святых — явление сравнительно позднее. Восточная церковь не установила четкого порядка канонизации. Она санкционировалась патриархами, епископами, соборами, синодами и даже царями. Большинство святых церковного календаря не были формально канонизированы: их почитание верующими вначале было стихийным, и лишь после этого их имена вносили в месяцеслов.

В католической практике канонизации предшествует определенный процесс, который должен подтвердить достоверность свидетельства о праведной жизни лица, причисляемого к лику святых, и о чудесах, совершившихся по его предстательству.

Дни памяти святых обычно связаны с датами их кончины или прославления. В тех случаях, когда даты были неизвестны, церковь относила торжество к какому-либо древнему языческому празднику. Например, день Иоанна Крестителя предназначен был вытеснить языческий праздник бога Солнца (день Ярилы или Купалы).

Рассматривая данный вопрос в главе «Идолы в церкви», мы уже видели, что никакого подтверждения канонизации «святых» в Библии нет. Более того, и апостолы, и пророки и даже ангелы отказывались от поклонения себе.

Принятие доктрины об абсолютном праве государственной церкви на истину привело к тяжелым последствиям, в средние века церковь приговаривала тысячи людей к смерти за несогласие с ее учением. Церковь наделила себя полномочиями Бога. Решения церковных соборов также авторитетны для католиков и православных, как и Библия.

Библия указывает на то, что все согрешили и лишены славы Божией, нет праведного ни одного. Ни один человек не может достичь святости своими собственными усилиями, святыми в глазах Божиих люди становятся только тогда, когда, покаявшись перед Господом, верою принимают Христа как личного Спасителя. В этом случае они открывают свое сердце Иисусу, преобразуются под воздействием Святого Духа и святость Иисуса становится также и их святостью.

Таким образом, согласно Библии, все, принявшие Христа верою, святы: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2:9, 10).

Но как мы уже рассмотрели, с древнейших времен в церковь проникло учение о спасении делами. По этому учению одной веры в Иисуса недостаточно, нужны еще и добрые дела человека. Такое учение крайне опасно, т. к. умаляет жертву Христа на Голгофе, делает ее недостаточной для спасения. Именно это дало право церкви возводить в ранг святых за личные заслуги. Как было сказано выше, почитание героев племени было привычно для язычников, поэтому, вливаясь в церковь, они не удивлялись необходимости заменить своих героев на святых и воздавать им почести как полубогам. Вплоть до 300 года поминки на могилах святых состояли лишь из молитвы за их упокой, однако в 590 году молитва за святых трансформировалась в молитву обращения через них к Богу. У могил строились церкви и часовни. Со смертью святых связывались церковные праздники, быстро распространялись легенды о связанных с их служением чудесах. Появилось так много людей, продававших их мощи, волосы, зубы, кости, что в 381 г. эту торговлю пришлось запретить. В Священном Писании сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Но постепенно, утвердив учение об абсолютном праве церкви на истину, — церковь, а в дальнейшем и культ святых взяли на себя роль посредников. Обращаться к Богу теперь можно было не только через Иисуса, но также и через Св. Марию, св. Николая, св. Георгия и т. д. Это лживое учение обесценило жертву нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который умер за грехи всего человечества и Один во Вселенной является Спасителем людей.

В Священном Писании сказано об имени Иисуса: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Воздадим славу Иисусу, ибо только во имя Его мы имеем доступ к престолу Божию и жизнь вечную.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования