Опарин А.А., Молчанов С.Б. Но как было во дни Ноя...
Часть 2. Лжеучения проникают в Церковь

Приложение

Христианство на Руси

«За то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы Мои, и глаза их обращались к идолам отцов их» (Иез. 20:24)

 

История раскола в христианстве

Прежде, чем мы рассмотрим историю русской церкви, обратимся к истории христианства, принципам раскола на католическую и православную церкви.

Причина раскола была в том, что христианство, начиная с IV века, все более и более соединялось с государством, впитывая дух этого проязыческого государства. Т. к. католическая церковь возрастала на римских традициях, то она все более и более тяготела в своем учении к практичности и жестокости Рима.

Золотые куполаПравославие, впитав дух Византии, более тяготело к возвышенному философствованию греков.

Таким образом, две традиции, уходя своими корнями в два различных мира — греческий и римский — все более отдалялись друг от друга.

Католическая церковь, взяв за образец структуру Римской империи, тяготела к централизации, основав центр в Риме с верховным владыкой всех католиков — папой, наделенным императорской властью.

Православие же, напротив, приняв греческий дух, а греки никогда не имели централизованного мощного государства, также не имело единого церковного центра, т. к. с самого начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена в руках четырех патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, причем Константинопольский, хотя и именовался вселенским, являлся всего лишь первым среди равных. По мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные православные церкви возникли и в других странах — главным образом на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Вероисповедную основу Православия составляют Священное Писание (Библия) и священное предание (решение первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви II—VIII вв.). Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах символа веры, принятого на первых двух вселенских соборах в Никее и Константинополе. Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Формально считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, и включают в себя множество ритуалов. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия); епископом может стать только монах; высшим епископским чином является патриарх. В настоящее время в православии имеется 15 автокефальных — Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская и 4 автономных церкви — Синайская, Финляндская, Критская, Японская.

Основой Священного Предания православной церкви, выраженного в трудах отцов церкви, является православная философия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин и патриарх Фотий предприняли попытку обосновать весь комплекс христианских представлений в соответствии с требованиями аристотелевской логики. Пагубность этой попытки сказывается многие столетия — желание философов втиснуть безграничное Божественное откровение, переданное через Священное Писание, в узкие рамки человеческой логики привело к искажению Священного Писания, изменению Слова Господа.

 

История принятия христианства Русью

На основании исторических данных русское православие начинается в Х веке, во времена Ольги. Далее приведены отрывки из «Повести временных лет, откуда пошла земля русская» — летописи начала XII века.

Летом 959 года отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду (Константинополю). И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва. Царь, увидев красоту Ольги и удивившись ее разуму, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поняв смысл сказанного, возразила царю: «Я — язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, иначе — не крещусь». Царь и патриарх крестили ее.

После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как же ты хочешь взять меня, если сам крестил и назвал дочерью. У христиан не разрешается это. Ты сам знаешь». И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары, золото и серебро, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своей дочерью.

Она же, собравшись домой, пришла к патриарху и попросила у него благословения на возвращение, и сказала ему: «Люди мои — язычники, и сын мой тоже: да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха в древнейшие времена, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит от дьявола и от сетей его».

Патриарх благословил ее.

Ольга жила с сыном Святославом и хотела крестить его, но он пренебрег этим, но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над ним.

Владимир, внук Ольги, видя неспособность языческих верований объединить разрозненные племена и княжества, решил принять одну из основных монотеистических религий.

В 986 году он имел встречу с болгарскими мусульманами. Они сказали ему: «Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил их Владимир: «Какова вера ваша?» Они ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, вина не пить, по смерти же, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен, и изберет из них одну красивейшую, и воплотит в ней красоту всех. Она и будет ему женой. И здесь, говорит, можно предаваться вволю всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том». Владимир слушал с радостью, ибо сам очень любил блуд. Но не нравилось ему обрезание, запрещение есть свинину. А о вине отверг напрочь: «Руси есть веселие пить, не может без того быть».

Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И сказали ему: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера — свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги — суть дерево». Владимир же спросил: «В чем заповедь ваша?» Немцы ответили: «Прощение по силе. Кто пьет или ест — это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел». Владимир сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи. Владимир спросил их: «Каков ваш закон?» Они ответили: «Обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша?» Ему ответили: «В Иерусалиме». Вновь он спросил: «Там ли она?» Евреи ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам». Владимир возразил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям».

От греков пришел к Владимиру философ, который беседовал с ним несколько дней, изложив суть Священного Писания. Философ греческий почти убедил Владимира, сказав: «Если хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир сказал: «Подожду немного», дал ему дары и отпустил с честию великою.

В 987 году созвал Владимир бояр и князей на совет о выборе веры. Решили послать в страны, из которых приходили к Владимиру миссионеры, группу верных людей, разузнать на месте о каждой вере.

Когда посольство вернулось, Владимир созвал бояр и обратился к послам: «Говорите». Те сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Бояре сказали на это: «Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей».

Прошло лето 988 года, и пошел Владимир с войском на Корсунь (Херсонес) и после долгой осады по предательству жителя города Анастаса взял город. Затем он послал письмо в Константинополь царям Василию и Константину: «Взял уже ваш славный город. Слышал же, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». Цари ответили: «Не пристало христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное обретешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не отдадим сестру за тебя».

Услышав это, сказал Владимир посланникам царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Цари Византийские уговорили сестру свою Анну, и послали Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою тебе». Владимир ответил: «Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня».

Византийцы отослали Анну. На прощание она сказала: «Как в полон иду. Лучше бы мне здесь умереть». Владимир заболел в то время глазами. Анна послала к нему людей, чтобы передали: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей: если же не крестишься, то не избавишься от недуга».

Владимир, услышав это, сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ Херсонеса крестил Владимира. И когда возложил руку на него, Владимир прозрел. Он прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога!» Многие из дружины его, видя это, крестились. По крещении Владимира привели царицу на бракосочетание.

Возвратившись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов, затем послал по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный; или нищий, или раб, — будет мне враг». На следующий день собралось на Днепре множество людей, вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, попы совершали молитвы, стоя на месте.

Люди, крестившись, разошлись по домам. Владимир сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю. Взгляни на новых людей этих, и дай им. Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны… Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги. Господи». И приказал ставить церкви на месте бывших мест языческого поклонения.

Здесь были приведены слова из летописей, которые, конечно, приукрасили образ Владимира. История говорит о том, что он не окончательно изменил своему языческому прошлому, имел множество жен и наложниц, любил пиры, часто бывал очень жесток, необуздан. Но введение христианства имело огромное значение для Руси, многие, искренне приняв Христа, стремились к любви и грамоте.

 

История русского православия

Православная службаНа Русь христианство пришло через 1000 лет после Иисуса. Как мы рассматривали выше, оно уже было лишено первоначальной чистоты — богослужение состояло из множества непонятных обрядов, отличалось роскошью, помпезностью, было пронизано идолопоклонством, поклонением святым. Так же, как и во времена Константина, Владимир сделал православие государственной религией. Слова Иисуса: «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» нарушались от начала. Церковь была вплетена в государственную машину, зависела от государства и часто решала политические проблемы.

Особо церковь стремилась опереться на силу государства в периоды, когда раздавались голоса с требованием реформирования церкви.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) (1605—1681), седьмой патриарх московский и всея Руси, став патриархом, имея огромное влияние на царя Алексея Михайловича, потребовал от царя и бояр поклясться перед святынями Успенского собора: «нас слушаться во всем как начальника, и пастыря, и отца краснейшего». Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, Никон стал вводить и жестокую дисциплину внутри церкви. Все, независимо от сана, должны были безоговорочно подчиняться его власти. Только для того, чтобы доказать свою силу и власть, он ввел ничем не обоснованные реформы, касающиеся второстепенных незначительных вопросов. В этот период появляется старообрядчество, как протест против реформ Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на соборе 1666—1667 годов. Царское правительство обрушило на старообрядцев жестокие репрессии. Тысячи были казнены, десятки тысяч подвергались пыткам.

Старообрядцы настаивали на отказе от какого-либо общения с «мирскими», исступленно верили в близкий «конец света», строгий аскетизм, уповали на ведущую роль мирян, а не священников в церкви.

Рассмотрим попытку настоящей библейской реформы православия на Руси.

 

Неудавшаяся реформа, или протестантизм на Руси

В наше время, когда люди слышат слова протестантизм, реформация, то перед их глазами встает Средневековая Европа с образами Мартина Лютера, Кальвина, Цвингли, Гуса, гугенотов. Однако мало кто знает, что на Руси задолго до этого была осуществлена попытка церковной реформы, которая по своей глубине нисколько не уступала западноевропейской. Мало кто знает, что зародилась эта реформа в лоне православной церкви и была возглавлена самим Московским митрополитом, первосвятителем русской православной церкви (до 1589 года во главе православия на Руси стоял не патриарх, а митрополит), более того, великий князь Всея Руси Иван Третий Великий (1462—1505) также поддержал реформу. Предпочитают обходить молчанием и тот факт, что 27 декабря 1504 года в Москве пылали инквизиционные костры, на которых были сожжены высшие сановники церкви и государства. Рассмотрим же кратко это великое, но, к сожалению, почти забытое, событие в русской истории.

 

Реформаторы

Пришедшее на Русь уже в искаженном виде христианство продолжало обрастать языческими славянскими верованиями, и все более и более сближалось с государственной правящей верхушкой. Этот союз мирских правителей и церкви, а также все усиливающееся отхождение от чистых библейских евангельских истин вызывал недовольство у немалой части верующих. Это движение уходило своими корнями ко временам Владимира Первого (980—1015), оформилось к ХIII—XIV векам в протестантское движение стригольников, начавшись в Пскове, во главе которого становятся некие Карп и Никита. Официальная православная церковь уничтожила почти все документы, проливающие свет на их учение, сделав все, чтобы очернить его. Однако, несмотря на это, известно, что стригольники основывали свою веру только на Слове Божьем — Библии, отрицая так называемое священное предание, не признавали бессмертие души, осуждали богатство и роскошь духовенства. В 1375 году в Новгороде Карп и Никита были казнены, а их последователи подвергнуты гонениям. Однако эти репрессивные меры православной церкви привели лишь к еще большему распространению протестантизма. Последнему в немалой степени способствовала и близость Новгорода и Пскова к европейским странам, где получили распространение работы Яна Гуса и Уиклифа. К середине XV века в Новгороде оформляется протестантское движение жидовствующих (так они были пренебрежительно названы православной церковью за их соблюдение установленной Богом Субботы), во главе которого становятся протопопы Алексий и Дионисий. Посетив Новгород, Иван Третий ознакомился с их учением и после размышления взял проповедников нового учения в Москву, где оно получило широчайшее распространение, особенно в среде духовенства и сановников. В его основе лежало отрицание бессмертия души, отказ от исповеди перед священником, ибо, как написано в Библии, «…един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5), соблюдение Субботы и всех других заповедей Закона Божьего, отрицание священного предания и икон, признание свободы совести, вера в историчность библейских пророчеств, отказ церкви от земель и роскоши, признание Библии единственным основанием для веры. Реформаторы уделяли первостепенное значение искупительной смерти Иисуса Христа и вере в деле спасения человека. Как мы видим, взгляды русских протестантов полностью соответствовали Божественным предписаниям, изложенным в Библии. Новое учение принимает значительная часть духовенства во главе с митрополитом Зосимой, главой русской православной церкви. Это учение принимает невестка Ивана Третьего Елена (дочь господаря молдавского Стефана) и ее сын Дмитрий. Это учение деятельно поддерживают высшие сановники государства во главе с канцлером Федором Курицыным, одним из мудрейших людей своего времени. Казалось, что великое по значимости правление Ивана Третьего (во время которого произошло свержение золотоордынского ига, объединение русских земель в единое государство, судебная и административная реформы, успешные войны с Литвой, международное признание России как великой державы) ознаменуется и религиозной протестантской реформой, чему должно было способствовать и венчание внука Ивана, Дмитрия, на царство, который еще при жизни деда был объявлен его наследником…

 

Русское аутодафе

Однако силы князя тьмы века сего не дремали. Через жену великого князя Ивана, греческую царевну Софью Палеолог, воспитанную в Италии католическими епископами, сатана начал проводить свою политику. Пользуясь прогрессирующей болезнью Ивана Третьего, разбившей его физически, Софья вынуждает Ивана заточить в тюрьму его невестку Елену и Дмитрия (отцом которого был сын Ивана Третьего от первого брака Иван, отравленный по приказу Софьи), объявив наследником престола своего сына Василия. Последний, встав во главе консервативной церковной партии и пользуясь болезнью отца, начинает страшные гонения на реформаторов, итогом которых стал церковный собор, на котором все вожди русской реформации были приговорены к сожжению на костре. В первый раз за всю свою тысячелетнюю историю столица, а вместе с ней и вся Россия, увидела аутодафе. В железных клетках были сожжены министры и архиепископы, главными из которых были Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде такой же участи подверглись сановники и епископы Иван Рукавов, Кассиан, Иван Самочерный, Дмитрий Пустоселов и Гридя Квашня.

По смерти Ивана Третьего на престол вступил Василий (1505—1533), продолжив истребление «ереси», начатое им еще при жизни отца. Но несмотря на это, из веков доходят до нас сведения о протестантах, людях, служащих более Богу, Его Святому Слову и Закону, а не людям, с их человеческими уставами и преданиями, ибо Сам Иисус Христос сказал: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… Устраняя слово Божие преданием вашим…» (Мк. 7:7, 8, 13).

И поэтому, когда Трехангельская весть в 1886 году достигла России, она была с радостью принята тысячами и тысячами людей.

 

Во времена царя Петра

Во времена Петра церковь окончательно была подчинена государству. Одним из высших государственных органов был организованный в 1721 году синод, который ведал делами православной церкви (в частности толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлял его обер-прокурор, назначенный царем. В 1917—1918 гг. синод переименовывается в Священный синод.

 

Православие сегодня

Тесно слившись с государством, русская православная церковь выполняла «государственную» задачу, оберегая «русскую идею». В наше время союз церкви и государства стал еще более крепким. Государственные лидеры стали аккуратными прихожанами храмов, а церковные лидеры — завсегдатаями парламентов, съездов и других политических мероприятий.

В журнале «Огонек» №21 за май 1995 г. мы читаем: «Когда снаряды начали рваться в ограде православной церкви Михаила Архангела в Грозном, настоятель этого храма отец Петр обратился с письмом к патриарху Алексию с просьбой припасть к ногам руководителей России, чтобы остановили кровопролитие. Патриарх на письмо не ответил и к ногам не припал. На встрече в МГУ митрополит Кирилл, говоря об ответственности военных в Чечне, заявил, что «сам военный, в силу присяги, клятвы, которую он дает, освобожден от этих нравственных вопросов». Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн сказал, что войска в Чечне, «полагая жизнь свою за Родину, идут вслед мучеников к нетленному вечному венцу».

 

Языческие корни

Само православие веками служило составной частью идеологии московского государства, смотревшего на человека, как на ничтожный винтик имперской машины.

Трудно найти в Библии хотя бы упоминание о православных праздниках, введенных церковью. Все эти праздники имеют ярко выраженные языческие корни.

Александр Мень в книге «Православное богослужение» пишет: «В нашем церковном календаре можно найти отголоски иудейских и языческих праздников, однако духовная основа их строится на Евангелии и церковной истории. Может возникнуть вопрос: если вполне естественно, что церковь использует прообразы Ветхого Завета, то какое отношение имеют к ней языческие праздники и ритуалы? Ответ заключен во вселенском характере самого христианства.

Борясь с многобожием, оно отнюдь не зачеркивало всех ценностей, которые содержатся в дохристианских учениях; иначе пришлось бы допустить, что миллионы людей, созданные по образу и подобию Божию, тысячи лет были во власти лжи и самообмана.

Праздники Древнего Востока и греко-римского мира порой заключали в себе глубокое мистическое содержание; в то же время они породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Поэтому христианство сочло возможным и даже необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом.

Наложение церковных праздников на священные времена древних культур святые отцы рассматривали как сознательный акт церкви, желавшей увязать элементы этих культур с новым христианским образом жизни (Ал. Мень. «Православное богослужение». Изд-во «Слово», Москва, 1991 г., с. 51—53).

Странное объяснение отца Александра. Ведь Библия вся пронизана мыслью о несовместимости христианства с язычеством. Апостол Павел пишет: «…но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами, не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:20, 21).

Еще более удивительными кажутся слова отца Меня по поводу православной Пасхи. Он пишет: «Хотя обряды иудейской Пасхи отобразились в христианской Литургии, однако сама Пасха Христова по существу уже совсем иной праздник, не имеющий аналогии в библейской традиции».

Глубоко языческие корни праздника Рождества. Дело в том, что дата этого праздника 25 декабря (7 января по старому стилю) вызвана стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского бога Митры, рождение которого отмечалось 25 декабря.

 

Православие на Украине

Православие Украины на протяжении веков имело свою специфику. Так как католическая церковь стремилась подчинить Украину своему влиянию, папские нунции (представители) наполняли страну. Особо отличался коварством орден иезуитов. В Украине с 1596 г. существует греко-католическая церковь, объединившая православие с католичеством на условии признания главенства папы римского. Условия объединения предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиции, обряды и язык богослужения, однако признают власть папы и католическую догматику.

Православная церковь Украины в наше время разделилась на две, имеющие общее вероучение, но различное подчинение, — Украинская православная церковь Московского патриархата и Украинская православная церковь Киевского патриархата.

Разделение церквей является результатом их политизации, т. к. процессы в церкви отражают политические процессы в Украине.

Таким образом, мы видим, что 1000-летняя история православия на Руси не изменила ее сути, языческих корней, стремления к политической власти, великодержавных стремлений и т. д.

 

Заключение

В заключение хочется сказать несколько слов о положительном влиянии православия. На заре Руси православие сыграло огромную положительную роль в деле объединения славянских племен, явившись стержнем этого объединения. Православие послужило просвещению народа. В средние века желание читать Библию побуждало народ изучать древние языки. Во времена Сергия Радонежского было введено обязательное изучение древнегреческого и древнееврейского языков в начальных школах. Православие способствовало открытию учебных заведений с высоким уровнем образования, в частности Киево-Могилянской Академии. Православие способствовало духовному и культурному развитию некогда языческой Руси.

Православие оказало огромное влияние при преодолении междоусобиц и объединении князей для свержения татаро-монгольского ига.

Православная вера открыла многим путь к Богу, к Библии, к вечным принципам Евангелия.

 

Русские митрополиты

(990—1589)

1. Михаил Первый (990—991)
2. Феофилакт (991—997)
3. Леонтий (997—1008)
4. Иоаннн Первый (1008—1038)
5. Теопенит (1038—1051)
6. Илларион (1051—1054)
7. Ефрем (1054—1055)
8. Юрий (1062—1073)
9. Иван Второй (1073—1089)
10. Иван Третий (1089—1090)
11. Ефрем Второй (1090—1097)
12. Николай (1097—1101)
13. Никифор Первый (1103—1121)
14. Никита (1121—1126)
15. Михаил Второй (1130—1145)
16. Климент (1147—1154)
17. Константин Первый (1156—1158)
18. Федор Первый (1160—1163)
19. Иван Четвертый (1164—1166)
20. Константин Второй (1167—1172)
21. Никифор Второй (1182—1197)
22. Матвей (1201—1220)
23. Кирилл (1223—1233)
24. Иосиф Первый (1236—1243)
25. Кирилл Третий (1243—1281)
26. Максим (1283—1305)
27. Петр Святой (1308—1526)
28. Феогност (1528—1353)
29. Алексей Второй Святой (1353—1378)
30. Михаил Третий (1378—1380)
31. Пимен (1380—1381)
32. Киприан (1381—1385)
33. Пимен (второй раз) (1385—1390)
34. Киприан (второй раз) (1390—1406)
35. Фотий (1408—1431)
36. Иона (1431—1432)
37. Герасим (1433—1435)
38. Исидор (1435—1441)
39. Иона (второй раз) (1449—1461)
40. Феодосий (1461—1464)
41. Филипп Первый (1464—1473)
42. Геронтий Первый (1473—1489)
43. Зосима (Эосина) (1489—1494)
44. Симон (1495—1511)
45. Варлаам (1511—1521)
46. Даниил Первый (1521—1539)
47. Иосиф Первый (1539—1542)
48. Макарий (1542—1564)
49. Афанасий (1564—1566)
50. Герман (1566—1566)
51. Филипп Второй (1566—1568)
52. Кирилл Четвертый (1568—1572)
53. Антоний (1572—1580)
54. Дионисий (1580—1586)
55. Иов (1586—1589)

 

Русские патриархи

(1589—1700 и 1917 — по настоящее время)

1. Иов (1589—605)
2. Игнатий (1605—1606)
3. Гермоген (1606—1612)
4. Филарет (1619—1634)
5. Иоасаф Первый (1634—1640)
6. Иосиф (1640—1652)
7. Никон (1652—1666)
8. Иоасаф Второй (1666—1673)
9. Питирим (1673—1673)
10. Иокин (1673—1690)
11. Адриан (1690—1700)
12. Стефан Яворский — местоблюститель престола (1700—1721)
Святейший Синод (1721—1917)
13. Тихон Первый Святой (1917—1925)
14. Петр — местоблюститель престола (1925—1936)
15. Сергий Первый — местоблюститель престола (1936—1943)
16. Сергий Первый (1943—1944)
17. Алексий Первый (1944—1970)
18. Пимен (1970—1990)
19. Алексий Второй (1990 — по настоящее время)

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования