Опарин А.А. Всемирная история и пророчества Библии

Часть IV

Народы древнего Востока, кратко упоминаемые в Библии

Глава 1

Империя хеттов

«В тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» (кн. Бытие 15:18-21)

Часто, читая Библию, мы, доходя до перечисления городов или народов, пропускаем эти перечни, считая их чем-то не очень важным, непонятным, при этом забывая, что за каждым из этих названий стоит история целого древнего народа, а так же то, что правдивая история этих народов и стран, изложенная в Библии, подтверждает верность Слова Божьего.

До девятнадцатого века, ставшего веком великих археологических открытий, Библия была единственной Книгой, говорившей о многих народах, странах и цивилизациях, в то время, когда тогдашние ученые смеялись над этим, называя все это библейскими сказками. Одним из таких народов, существование которых вплоть до недавнего времени оспаривалось и о которых говорила только Библия, были хетты.

 

Народ хетты, или великая империя, канувшая в лету на 3000 лет

Хронологическая схема истории страны

Древнее царство (1740—15 век до х. э.)

1. Питхана (1740-1710)
2. Анитта (1710-1680)
3. Лабарна (1680-1650)
4. Хаттушиль Первый (1650-1620)
5. Мурсили Первый (1620-1590)
6. Телепин (1520-1490)

Среднее царство (15 век до х. э.)

Новое царство (14-12 век до х. э.)

1. Тухталия Третий (1400-1380)
2. Суппилулиум (1380-1346)
3. Мурсили Второй (1346-1306)
4. Муваталли (1306-1282)
5. Урхи-Телиуб (1282-1275)
6. Хаттушиль Третий (1275-1260)

Родоначальником хеттского народа был сын Ханаана, внук Хама, и правнук Ноя — Хет (Бытие 10:15). Древнейшая история этого народа покрыта мраком неизвестности, ясно лишь то, что в 20-18 веках до х. э. хетты не имели единого государства и представляли собой конфедерацию племен, нередко враждовавших друг с другом. Главными их городами были Куссар, Цалпа и Неса. Такое положение вещей продолжалось до того, пока правитель Куссара Анитта не начал проводить захватническую политику, в результате которой он подчинил своей власти другие хеттские города, сделав один из них, Несу, столицей нового государства [16]. При преемниках Анитты — Лабарне и Мурсили продолжается завоевательная политика. При Мурсили хетты совершили блистательные походы против Гиксосов — правителей Египта, разграбив их главный город Халпу. Эта победа во многом, правда, облегчалась и ситуацией, сложившейся тогда в Египте. Дело в том, что против племени гиксосов, которое около 1750 года до х. э. покорило Египет, в стране вспыхнуло освободительное восстание, возглавленное местной династией фараонов из южного Египта. Последние во многом и поддержали поход Мурсили против их общего врага — гиксосов. Следующим знаменитым походом Мурсили был поход против Вавилона. До хеттов доходили слухи, что некогда блистательная империя теперь начала клониться к упадку и в военном отношении стала очень слабой. Вступив в союз с хурритским государством Митанни, Мурсили захватывает Вавилон [16, 22]. Подвергнув город большому разграблению, хетты с победой возвращаются домой, где вспыхивают беспорядки, вызванные убийством Мурсили. В правление преемника Мурсили — Телепина в стране принимается новое законодательство, по которому наследником престола мог быть только прямой потомок царя, т. е. трон переходил от отца к сыну, при этом большую власть в стране приобретал совет (тулия), состоящий из родственников царя и высших сановников. Этот совет имел право наложить вето на ряд царских указов, причем, если царь продолжал упорствовать, он мог за это поплатиться головой. Таким образом, царская власть у хеттов, в отличие от остальных древних народов, была ограниченной. Играл в государстве роль и реформированный панк — совет воинов. Кроме того нужно отметить, что у хеттов большую свободу действия имела царица, что было крайне не характерно для восточных стран, где роль женщины была ограниченной. У хеттов же царица имела право вести даже политическую переписку и участвовать в переговорах. По смерти Телепина страна ввергается в полосу смут, из которой выходит лишь при Суппилулиуме, одном из знаменитых царей древности. Вступив на трон, новый правитель наводит порядок в стране и уже через несколько лет приступает к завоевательной политике, превратившей государство хеттов в империю. Под ударами Суппилулиума было сокрушено одно из мощных государств тогдашнего мира — Митанни, которое стало провинцией хеттской империи, затем были сокрушены сирийские и финикийские цари. В результате этих походов границы хеттского государства подошли к Египту [51, 16, 22]. Страх перед хеттами был так велик, что вдова Тутанхамона прислала к царю посольство, в котором предлагала свою руку и трон Египта его сыну. Казалось, что два государства сольются в одно, но… сын Суппилулиума, прибыв в Египет, был убит, и это вызвало новое нашествие хеттов. На этот раз Египет спасла от разгрома вспыхнувшая у хеттов эпидемия, унесшая жизнь огромного числа воинов [16, 17, 22]. Наследник Суппилулиума, его сын Мурсили Второй, хотел продолжить дело отца и окончательно покорить Египет. В течение последующих двадцати лет шла война, завершившаяся сражением при Ка в 1312 году до х. э. Хотя последнее закончилось вничью, но оно так подорвало силы хеттов, что они вынуждены были отказаться от дальнейшей завоевательной политики. Преемник Мурсили Второго — Хаттушиль Третий заключает с Египтом мирный договор, скрепленный браком Рамзеса Второго и дочери Хаттушиля, положив конец более чем столетней хеттско-египетской войне. Союзником хеттов в борьбе с Египтом была знаменитая Троя. В 13 веке до х. э. образовался союз «народов моря», состоящий из малоазийских племен, а также племен, обитавших на побережье Эгейского моря. Именно этот союз и сокрушил окончательно Хеттскую империю, уничтожив вместе с ее государственностью и память о ней более чем на 3000 лет. Среди племен, разгромивших хеттов, были, в частности, фригийцы и филистимляне [16, 17, 22, 21, 51].

 

Общие черты религии хеттов

Религия древних хеттов неотделима от магии и колдовства, которые оказали на нее большое влияние. На многочисленных табличках, найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и ворожбе. Особо были популярны гадания на внутренностях животных. Боги в понятиях хеттов, как и люди, нуждались в том, чтобы их кормили, поили, одевали, развлекали танцами и т. п. Поклоняться богам и видеть их в храме могли только высшие сановники, ибо даже само помещение храма не позволяло войти в него многим людям. Были популярны у хеттов и человеческие жертвоприношения, сведения о которых найдены в государственных архивах хеттов при раскопках. Причем, сведения о них имеют вид, как что-то само собой разумеющееся и необходимое. В религии хеттов были распространены всевозможные аморальные ритуалы, сопровождающие культовые служения богам. О жизни своих богов хетты судили по себе, приписывая им те же извращения и жестокости, что были свойственны им. Религия хеттов, подобно червю, подтачивала моральные устои народа, что сыграло далеко не последнюю роль в падении этого государства [16, 17, 22, 51, 33].

 

Хетты в Библии

Наиболее древнее упоминание о хеттах в Библии относится ко времени Авраама (Бытие, 23 глава). Именно у хеттских племен израильский патриарх купил пещеру для захоронения своей жены Сарры. С хеттским племенем вступил, вопреки Божьей воле, в родственную связь сын Исаака Исав, взяв себе в жены двух хеттеянок (Бытие 26:34,35; 27:46). Господь повелел не вступать в родственные связи с язычниками, чтобы Израиль не заразился идолопоклонством и развращенным образом жизни, который не предполагал никаких ограничений в выборе чувственных развлечений, доходивших часто до содомских грехов. Во времена Моисея часть хеттских племен обитала возле аморреев, славясь своей силой (Числа 13:30; Второзаконие 7:1). При Иисусе Навине эти племена хеттов не были уничтожены и продолжали жить среди евреев, которые перенимали от хеттов их образ жизни. С хеттами связана и жизнь Давида (1 кн. Царств 26:6; 2 кн. Царств 11 глава), ибо первым мужем Вирсавии был Урия, родом хетт. Остатки хеттских племен стали данниками Соломона (3 кн. Царств 9:20-21), который по примеру Исава взял себе в жены хеттеянок (3 кн. Царств 11:1). Даже спустя 600 лет после разгрома хеттской державы пророк Иезекииль, обличая грехи Израиля, назвал их матерью — хеттов (Иезекииль 16:3,45). Поистине велико было развращение этого народа, если спустя несколько столетий сохранилась память о его грехах среди людей. Сравнительно недавние «открытия» археологами цивилизации хеттов не только подтвердили историческую правдивость Библии, но и показали вновь всем, что происходит с народом, отступившим от Бога, а именно — полное его уничтожение и забвение [10, 11, 22, 33] [См. также Менамбе Э.А. Хеттское общество. - Тбилиси, 1965.].

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования