Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 11

Самый главный ключ

Говоря о времени, предшествующем Своему Второму Пришествию, Господь предупредил о том, что люди тогда будут «издыхать от страха и ожидания бедствий» (Лк. 21:26). И сегодня мы видим исполнение этих слов Христа в нашем мире.

СТРАХ стал одной из болезней начавшегося 21 века. У одних — это страх перед стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями, пожарами, ураганами), количество и сила которых возрастает не по дням, а по часам. У других страх перед войнами, террористическими актами. Мы хорошо помним, какой страх объял Москву после террактов, организованных чеченскими экстремистами. Третьих преследует страх перед завтрашним днем: как и на какие средства жить, если зарплаты, пенсии, стипендии задерживают месяцами? У матерей — страх за судьбу своих детей, особенно если они задерживаются вечерами, так как все более и более опасным становится находиться на улице, особенно в темное время суток. У некоторых, особенно «новых русских», почти постоянен страх за свою жизнь и жизнь своих близких, ибо частые заказные убийства бизнесменов создают для этого почву. Очень для многих характерен страх за свое здоровье и жизнь в наше время из-за экологических катастроф. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Страх, какой бы природы он ни был, не только отравляет жизнь человека, лишая его счастья, покоя и радости, но и в прямом смысле убивает человека, ибо чувство страха сопровождается выделением многочисленных гормонов и других биологически активных веществ. Так во время волнения у человека адреналин выделяется в таком количестве, что эквивалентная доза этого вещества способна убить быка.

Страх и вызванный им стресс является первопричиной таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца (в т. ч. инфаркты), язвенная болезнь, атеросклероз, онкологические новообразования и пр. И вот исследуемая нами сейчас 15 глава книги Бытие дает рецепт, каким образом победить страх, как от него избавиться.

«…было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит…» (Быт. 15:1). Сегодня этими словами Бог обращается к каждому человеку, который принимает Его всем сердцем. И поэтому если мы принимаем Христа своим Господом и Спасителем, то каждый из нас может поставить свое имя вместо имени Аврам, и быть уверенным, что Он также и наш щит: Алексея, Ивана, Александра, Татьяны, Надежды, Валентины и т. д. Господь обращается к нам с призывом не бояться, ибо он наш щит. Маленький ребенок ничего не боится, когда он на руках у своей мамы. И даже если находящиеся с ним взрослые впадают в ужас от происходящего, малыш остается спокойным, ибо он уверен, что мама всегда его защитит. Более того, он и на опасность смотрит спокойно, например, его мало трогает, если на море разыгрался шторм или налетел ураган. Так и мы, если находимся под Божьей защитой, а это так, если мы отдали себя и своих близких в Его надежные руки, то нам не нужно страшиться завтрашнего дня, экономического кризиса, неблагосклонности руководства на работе, стихийных бедствий, несчастных случаев, террактов. Наш Господь говорит вам и мне: «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:31-34). Когда мы через крещение заключаем с Богом договор, то мы обещаем Ему свою верность и послушание, признавая Его своим Господом и Спасителем, а наш Творец распространяет на нас Свою юрисдикцию и защиту. То есть происходит нечто подобное тому, как если бы мы принимали подданство или гражданство какого-либо государства, то должны были бы соблюдать его законы и Конституцию, а государство, в свою очередь, распространяло бы на нас свою защиту и оберегало бы наши права. Бог обещает нам Свою защиту в самых экстремальных и безнадежных с человеческой точки зрения ситуациях: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя… не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:1-2). Но помимо этого Господь обещает Своим детям и весьма великую награду, благословения, как в этой жизни, так и в вечности. Но, несмотря на эти прекрасные обетования, мы часто подобно Аврааму спрашиваем: «…Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска» (Быт. 15:2). Авраам имел вроде бы все, к чему сегодня так стремятся люди: богатство, авторитет, положение, незаурядный ум. Но у него не было сына. На востоке же, как в древности, так и теперь, это считается большим несчастьем, а в некоторых странах и позором. Да и в европейских странах люди, не имеющие детей, хотя и достигшие многого в жизни, испытывают горечь в конце жизненного пути: нет продолжателя рода, семьи. В среде же народа, который хранил верность Господу и к которому принадлежал Авраам, иметь сына было важнейшим преимуществом еще и потому, что согласно обетованию, Мессия должен был родиться от жены (Быт. 3:15). И поэтому патриарха более всего волновал этот вопрос. Мы же сегодня часто задаем Господу вопросы, наиболее мучающие нас: «можешь ли Ты излечить неизлечимое сегодня заболевание?», «Разве Ты сможешь помочь мне найти работу, когда сегодня такое количество безработных по моей специальности?», «Разве Ты можешь решить мои финансовые проблемы, когда мне месяцами не выплачивают зарплату?». По-человечески и Авраама, и нас понять можно. Действительно, как все обстоятельства в свое время были против Авраама, так и сегодня они нередко против нас. Вспомните свои неразрешимые проблемы, какие возможно у вас есть сегодня: никакого выхода из них нет и не предвидится, все возможные попытки их разрешить были безрезультатными и вы пришли в тупик: и вот здесь мы встречаемся с понятием ВЕРЫ: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).

Что же такое вера? «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Итак, вера — это уверенность в невидимом для человеческого глаза, противоречащее порой человеческому уму. Это упование на Бога, Его Слово, силу могущество и любовь. Вера — это полное доверие Господу, сравнимое разве что с полным доверием маленького ребенка к матери в любой самой критической ситуации. Вера — это упование на спасение во Христе, ибо своими силами ни один человек сам себя спасти не может. Вера — это рука, соединяющая нас с Богом.

Поверить и трудно, и легко. Многие говорят: покажите нам Бога, и мы поверим в Него. Но эти люди лукавят, ибо если непредвзято подойти к этому, то Творца увидеть очень легко. Во-первых, «…невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы…» (Римл. 1:20). Посмотрите на звезды, как Авраам, на восход и закат солнца или луны, на так чудесно устроенную вселенную, природу, мир, и вы увидите руку Божью во всем этом. Вглядитесь в анналы истории, проанализируйте ход событий, и вы вновь увидите Бога. Исследуйте Библейские пророчества о царствах и народах, в которых с поразительной точностью за много веков была предсказана их участь. Читая Библию, вы найдете ответы на самые животрепещущие для нас вопросы, обретете мир, покой, счастье и радость. Наконец, просто проанализируйте свою жизнь, и вы увидите не одно чудесное происшествие, не одно неожиданное благословение, не один выход из тупиковой для вас ситуации. Сравните судьбу народов, исповедующих христианство с судьбой народов, придерживающихся других вероисповеданий (буддизма, конфуцианства, ислама), и вы увидите разительный контраст [1]. Посмотрите на жизнь отдельных людей, искренно принявших Господа, как изменился их характер, образ жизни, общий настрой. Суммируя все сказанное, можно сделать вывод: причин для неверия практически нет. И, наконец, просто попросите у Господа дара веры, сделайте этот шаг, позвольте Ему войти в вашу жизнь и преобразовать ее.

И тогда вашу веру, доверие к Нему, Господь и вам вменит в праведность, как вменил Аврааму. Договор между Богом и Авраамом был скреплен жертвоприношением, указывающим, как мы уже говорили в предыдущей главе, на искупительную кровь Христа, которая должна была пролиться на Голгофе за каждого из нас. Многие, читающие 15 главу книги Бытие, нередко недоумевают и спрашивают, а с какой целью Бог отдал Аврааму такое странное распоряжение: «…возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой…» (Бытие 15:9-10). Бог всегда говорил с людьми на понятном им языке. И поэтому договор был скреплен по обычаям того времени, а именно так заключали договор между собой люди во времена Авраама: рассекали животных пополам, складывали рассеченные части одну напротив другой и проходили между ними. Это символизировало нерушимость договора между людьми, а также и то, что если какая-либо сторона нарушит условия договора, то с нею будет то же, что с рассеченным животным (см. Археологический комментарий). Вы, конечно же, обратили внимание на перечисление жертвенных животных — телица, коза, ягненок, голубь. Вроде бы незначительная деталь, но в Библии лишних слов нет, поэтому и перечисление животных не случайно: оно подчеркивает, что заключить договор с Богом может любой человек, вне зависимости от своего достатка и общественного положения. Богатый может принести овна, а бедный человек — голубя, и каждый из них может быть уверен, что Бог примет жертву того и другого, и в глазах Божьих они оба равны. Как это не походит на другие современные Аврааму, да и более поздние религии, где богатство и общественное положение играли далеко не последнюю роль. Так в Египте позволить себе бальзамирование, необходимое, по мнению египтян, для загробного счастья, могли лишь богатые люди. В индуистской Индии общество делилось на несколько каст, принадлежность к которым определяла не только земное существование, но и последующую участь. Другие языческие культы утверждали, что чем больше жертв, тем боги будут ближе к вам. В католической Европе индульгенции, отпускающие грехи, могли купить только состоятельные люди, а индульгенции, отпускающие одновременно и прошлые, и настоящие, и… будущие грехи были доступны весьма немногим. Как это не похоже на религию Авраама, дающую надежду на спасение всем без исключения людям, желающим ее принять. Господь в виде огня прошел один между жертвенными животными, показав этим, что дело спасения полностью совершил Он. В других религиях от человека требуется заработать, заслужить спасение своими делами. Господь же на страницах Священного Писания показал, что спасение дается даром, через веру в Иисуса Христа, и вера основывается не на страхе перед Богом, как во многих других религиях, а на любви Бога к человеку. Многие религии требовали человеческих жертв, чтобы умилостивить разгневанных богов, но Господь отдал Свою Жизнь за человека, пролил кровь, очищающую каждого, кто с верой принимает жертву Христа, от грехов. Поэтому жертвоприношение животных после Голгофы было прекращено, ибо жертвенные животные были символом будущей смерти Господа на Кресте. На примере Ветхозаветного жертвоприношения мы можем понять соотношение веры и дел: это не две составляющие спасения, как учат сегодня некоторые конфессии, применяя формулу: вера + дела, а неразрывное целое; «…вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). Погибшее животное при совершении жертвы не могло само по себе очистить от греха человека, но вера в то, что грехи его возьмет на себя грядущий Мессия (Христос), умерев вместо человека за его грехи на Голгофе, очищала от греха. Человек спасался верой и только верой, но подкрепленной не словами, но соответствующими делами. Так и сегодня наша вера в то, что Христос умер вместо нас и даровал нам прощение и спасение должна выражаться в соответствующих делах: нашем послушании Десяти Заповедям Того, Кто все сделал для того, чтобы мы обрели вечную жизнь.

Сам Бог отдал Свою жизнь ради нас, грешных людей. Один раз одного путешественника-христианина на Востоке попросили рассказать о его Боге. Он долго думал, а потом вместо слов нарисовал картину, изображавшую Вечерю Господню, на которой Иисус Христос накануне Своего распятия омывал ноги Своим ученикам, в том числе и Своему предателю Иуде, как это делал на Востоке слуга. И это самая красноречивая характеристика любящего Господа, Который сделал со Своей стороны всё для нашего спасения, в том числе и для Иуды, который вскоре предал Его, отвергнув тем самым драгоценный дар Божий. От нас же требуется лишь принять дар спасения, открыв доступ к нему КЛЮЧОМ, КОТОРЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРА. Этим ключом открывается дверь в счастье, мир, благословения, познания характера Бога, личное знакомство с Богом, наконец, в вечную жизнь.


Сквозь тысячелетия

400 лет неволи

«И сказал Господь Аврааму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15:13-14). В этом пророчестве еврейскому народу предсказывается скитание, а затем и порабощение. И после этого неожиданно говорится о счастливой развязке. Не бывает ли в нашей жизни, что мы взираем только на сиюминутные трудности и проблемы. И нашей веры, порой, не хватает, чтобы поднять глаза на небо и увидеть за всеми невзгодами Христа и тот мир, который он несет. Нам часто не хватает терпения, и мы ропщем, выходим из себя, не ведая, что конец нашим испытаниям и переживаниям у самых дверей, а мы не выдерживаем нескольких мгновений. В судьбе древнееврейского народа произошло подобное этому, и многие не выдержали испытаний и отпали от Бога. Итак, выше приведенный текст из книги Бытие был впервые произнесен около 1950 года до Р. Хр. В стихе 15 говорится, что к Аврааму данное пророчество отношения не имеет, ибо он будет «…погребен в старости доброй». Значит, хронология пророчества должна начаться уже при его сыновьях. На древнем Востоке огромное значение придавалось рождению сына. С этого момента его отец становится уже главой своей семьи, а не просто входит в состав семьи своих родителей. Так, после рождения Иакова, Исаак является не просто сыном Авраама, но уже главой своего семейства. Иаков родился в 1848 году до Р. Хр. и значит, с этого года, когда сын Авраама Исаак становится главой своего рода, и начинается его путь как патриарха, а мы правомочны считать этот год началом исполнения пророчества. От 1848 года следует отнять 400 пророческих лет, и мы придем к 1448 году до Р. Хр. (вычесть, так как дело происходило до Р. Хр.). А ведь именно в этот год произошел выход евреев из Египта. В этих временных рамках израильский народ прошел путь скитаний — при Исааке и Иакове, а затем пребывание в Египте, приведшее к рабству (приблизительно с 1706 по 1448 гг. до Р. Хр.). В 1448 году до Р. Хр. под руководством Моисея иудеи покидают Страну Пирамид, и покидают ее действительно с большим имуществом, направившись в землю обетованную: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах Египтян; и она давали…» (Исход 12:35-36). Так нашло свое исполнение в истории и это пророчество, которое учит каждого из нас не только доверию к Библии, как к пророческой Книге, но главное, доверию к Богу, ведущего нас, порой, через тяжелые испытания и трудности в обетованную землю, Ханаан Небесный.


Археологический комментарий

«Резаный» договор

В наш уже 21 век мы привыкли, что договоры подписываются высокопоставленными сторонами в роскошных залах под объективами фотокамер. Президенты сидят в мягких креслах, а перед ними лежат папки, тисненные золотом, с подписываемыми документами. После их ратификации происходит обмен экземплярами договора. Но в Древнем мире договоры заключались совсем не так. «Так у греков существовали такие обороты речи, как «резать клятвы», «резать договоры», смысле «произносить клятвы», «заключать договоры». Подобные словоупотребления, как и соответствующие им еврейские и латинские выражения, несомненно, произошли от обычая жертвоприношения и разделения жертвы на части в качестве способа придать клятве или договору формальную силу. Например, когда Агамемнон собирался повести греков против Трои, прорицатель Калхас заклал борова на городской площади и разрезал его на две части, положив одну к западу, а другую — к востоку. Затем каждый воин с обнаженным мечом в руке проходил между обеими частями борова, причем лезвие его меча смачивалось кровью животного… Подобные обряды… существовали также у нецивилизованных народов древнего мира… молоссов, скифов… племен Африки и Индии… горные племена Ассама… в ассирийской надписи… для объяснения этих обрядов было выдвинуто две теории: одну из них можно назвать теорией возмездия, а другую — … очистительной. Рассмотрим сначала первую…: убийство животного символизирует убийство клятвопреступника… очистительный… смысл таких обрядов в значительной степени подтверждается обычаями моавитских арабов, которые и теперь еще в годину всеобщих бедствий, таких, как засуха или эпидемия, прибегают к подобным обрядам… Если, например, среди племени начинает свирепствовать холера, то шейх становится среди кочевья и восклицает: «Искупайте, люди, свои грехи»… Вслед за этим каждая семья приносит в жертву овцу, режет ее пополам… После этого все члены семьи проходят между обеими частями жертвы… Люди, которые стояли и проходили между частями жертвы, считали, что связывают себя с жертвенным животным» [2]. Как видим, не только внешняя форма, но и смысл обряда почти тождествен Библейскому.

 

Вопросы для размышления:

1. Веришь ли ты Богу?

2. Доверяешь ли ты Божьим обетованиям, если все обстоятельства твоей жизни свидетельствуют против них?

 

Постскриптум:

Человек оправдывается верой и только верой.

В следующей главе мы узнаем причины современного арабо-израильского конфликта, о необычайной длящейся века Вражде Столетий.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 11 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Опарин А. А. Религии мира и Библия, Харьков, Факт, 2000.

[2] Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 174, 175, 178, 182-184.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко