Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 12

Вражда столетий

Время шло, а обетование Божье о наследнике не исполнялось. И чем дальше шло время, тем больше вопросов рождалось в душе Авраама. И тогда патриарх и его жена решили «помочь» Богу: «И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара… служанку свою, Египтянку Агарь… и дала ее Авраму, мужу своему, в жену… она зачала… стала презирать госпожу свою» (Быт. 16:2-4).

Пожалуй, терпение является одной из самых редких черт характера у людей. Мы больше всего не любим ждать, и желаемое хотим получить сразу же. При этом мы не хотим учитывать ни планы, ни намерения Бога, ни интересы других людей. Желания у людей и в прошлом и в настоящем — самые разные: у одних — получить хорошо оплачиваемое место работы, у других — купить машину, квартиру, и пр. И если эти наши желания не находят своего исполнения, то мы склонны обвинять и Бога, и всех окружающих, и обстоятельства, но только не самих себя. Почему же Бог не удовлетворяет всех желаний людей? «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших? … Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3). Итак, первая причина того, что Бог не может удовлетворить желаний наших, состоит в том, что мы «просим на зло». Вторая причина часто состоит в том, что часто мы просим то, что принесет нам вред или несчастье, и поэтому Господь не дает нам просимое. Здесь можно вспомнить семью последнего Российского императора Николая Второго, в которой долгое время не было сына. Но царь хотел иметь наследника, и долго и упорно он и его семья молили Бога об этом (здесь следует оговориться: настойчивость в молитвах к Богу — это прекрасно, но при этом нужно не навязывать Богу свою волю, но, прося желаемое, отдавать решение вопроса на волю Божью). И вот после четырех дочерей родился, наконец, выпрошенный у Бога мальчик… больной тяжелой формой гемофилии. Вся жизнь маленького царевича Алексея была несчастьем и трагично закончилась в 14-летнем возрасте в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.

Третья причина состоит в том, что, не давая сразу просимое, Бог укрепляет нашу веру, воспитывает нас, делая пригодными для Его вечного Царства. Учит нас доверию Ему и твердой уверенности в Его обетованиях: если Бог обещал, то непременно исполнит (Римл. 5:3-5). Итак, терпение производит опытность, надежду и совершенство. Без терпения нет веры (доверия к Богу). Терпению научиться непросто, и во многом это обусловлено тем, что научиться терпению можно только на своем собственном опыте. Здесь важно помнить, что без личных взаимоотношений с Богом это невозможно.

Христианское терпение — это не унылая пассивная обреченность, проповедуемая восточными религиями. Христианское терпение, кроме спокойствия и уверенности приносит человеку мир, радость и силу. С ним побеждают, а не умирают: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Пр. 16:3). Доверив Богу свое дело, проблему, мы не должны более волноваться и думать, что и как будет, и будет ли вообще.

Но терпению учиться тяжело и к Аврааму оно также пришло не сразу. Они с Сарой решили помочь Богу и ускорить исполнение того, что обещал Бог: очень уж тяжело было так долго ждать. Они взирали на проблему по-человечески, ведь с каждым годом они становились старше и вероятность рождения ребенка уменьшалась. И с плотской точки зрения они были правы. Но на любую проблему, даже на самую неразрешимую с нашей точки зрения, надо научиться смотреть духовными глазами и твердо верить, что для Бога ничего невозможного нет. Тем более, что Сам Господь обещал патриарху наследника от Сарры. Но Авраам не проявил терпения, и плоды его решения сразу же сказались: «Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою… а она… стала презирать меня…» (Быт. 16:4-5). Сарра, еще недавно бывшая инициатором второго брака Авраама, становится жертвой своей же инициативы. Отношения между двумя женщинами становятся невыносимыми, пока Сарра фактически не изгоняет Агарь. Изгнанная беременная девушка, терзаемый угрызениями совести Авраам — вот первые плоды человеческого нетерпения. В нашей современной жизни мы так же сталкиваемся с подобными явлениями: желание вступить в брак или интимные добрачные отношения побеждают иногда доводы рассудка, результатом чего становятся разбитые семьи, брошенные дети, одинокие женщины, нежелательные беременности, самоубийства, болезни.

Но Господь не забыл Агарь. Он посылает ей ангела, который утешает ее и побуждает вернуться к госпоже, обещая Божью помощь и благословения для ее будущего сына.

У Агари рождается Измаил, который в будущем становится родоначальником арабов.

Включая сегодня наши телевизоры, мы можем наблюдать за ситуацией в Палестине — за арабо-израильским конфликтом, точнее, за кровавой войной, террористическими актами, которым не предвидится конца, и которые ведут два родственных народа друг против друга, впитав с молоком своих прародительниц, Сарры и Агари, взаимную зависть и ненависть. И это является плодом нетерпения Авраама, посеявшего тем самым вражду столетий между двумя народами, произошедшими от него.

Хотел ли этого Бог? Нет! Бог дал обетование (обещание) Аврааму: «…Я произведу от тебя великий народ…» (Быт. 12:2). Аврааму оставалось только с терпением ожидать, когда Бог выполнит Свое обещание. Свое решение данного вопроса принесло Аврааму горькие плоды, и не только ему, но и двум большим народам.

Не принесет ли и наше нетерпение, наше неумение и нежелание ждать горькие плоды в жизни наших потомков?


Археологический комментарий

Наследник — сын рабыни

Читая главу шестнадцатую, вы, наверное, обратили внимание на следующий текст: «сказала Сарра Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сарры» (Быт. 16:2).

Содержание этого места Библии у нас, жителей уже 21 века вызывает порой недоумение. Атеисты в недавнее прошлое любили приводить этот текст как пример чуть ли не безнравственности и дикости нравов у Авраама и Сарры, и многим было действительно трудно дать объяснение этому тексту. И вновь, в который раз, когда умолкали люди в недоумении, возопили камни.

 

Камни царя Хаммурапи

Читая древние книги Библии, такие, как Бытие, и другие, важно знать, в какие времена они были написаны, учитывать историческую обстановку того времени и обычаи, которые тогда существовали, и все встанет на свои места. То, что кажется непонятным и странным для нас, было самым обычным для жителей востока тех древних лет. «Печальная история Агари тоже находит объяснение в месопотамских обычаях, зафиксированных в законодательстве Хаммурапи. Закон четко определил место наложницы и ее детей в семье. Наложница должна была рожать на коленях у бездетной супруги. Это был акт формального признания сына рабыни законным наследником рода» [1].

Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Хр.) был царем древне-вавилонского царства и знаменит не только созданием великой империи, но и разработкой свода законов, который был высечен на двухметровом столбе из черного базальта. В его верхней части высечено изображение царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем. Свод законов включал в себя 282 статьи, регулирующие практически все стороны жизни тогдашнего общества. Этот памятник одного из древнейших законодательств был обнаружен в Сузах в 1901-1902 гг. нашего столетия французской археологической экспедицией.

Вот что в этом своде законов сказано по интересующему нас вопросу: «Если человек взял в жены надитум, а она не дала ему иметь сына, и он захочет жениться на шугетум (служанке, рабыне), этот человек может жениться на шугетум и ввести ее в свой дом; эта шугетум не должна равняться с надитум. Если человек взял в жены надитум, а она дала своему мужу рабыню и та родила сыновей, а затем эта рабыня стала равнять себя с госпожой, то… наложить на нее (на рабыню — прим. А. О.) рабский знак и причислить ее к рабыням» [2]. Спустя полвека после открытия стелы Хаммурапи было сделано еще одно открытие, касающееся рассматриваемой нами проблемы. В 15 км к юго-западу от Керкука, под холмом Иорган-Тепе был обнаружен хурритский город Нузи, входивший в царство Митанни. Наибольший интерес представлял собой не столько сам Нузи, сколько его архив. Благодаря этому архиву многие Библейские истории получили документальное подтверждение. В частности, в развалинах дома купца Тегаптилли был обнаружен брачный договор, относящийся к 16 веку до Р. Хр., в котором, в частности, говорилось: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей не будет, она сама выбирает мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза, воспитает, как своих собственных».

Итак, Сарра действовала в строгом соответствии с законами своего времени, которые, кстати, не только не были безнравственными, но весьма жестко регулировали отношения между людьми [3]. Многие статьи этих древних законов выглядят намного гуманнее современных. Мы уже подчеркивали, что Бог относился и относится к человеку с учетом обстоятельств жизни, времени в истории, обычаев той страны, где он живет, и, наконец, по мере открытого ему света истины. Так же и мы, люди сегодняшнего времени, должны рассматривать события древности с учетом этих факторов. И тогда нам легче будет понять того же Авраама, Сарру, Агарь, то время и те древние обычаи, и тогда уроки веры, которые нам хочет преподать Бог со страниц Библии, станут действенными для нас.


Сквозь тысячелетия

Сыны Измаила в пророчестве

Исследуя 16 и 17 главы книги Бытия, мы увидели Божью любовь к Агари и Измаилу.

Но помимо этого, в Библии есть посвященное Измаилу великое пророчество: «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20).

Рассмотрим вначале генеалогию Измаила, приведенную в книге Бытие 25:13-16 в контексте истории происхождения народов.

	| НАВАИОФ - набатеи
	| КЕДАР - кедаряне
	| АДБЕЕЛ - адбееляне
	| МИВСАМ - мивсане
	| МИШМА - мишмане
ИЗМАИЛ -| ДУМА - думафяне
	| МАССА - масани
	| ХАДАД - хатт
	| ФЕМА - фемане
	| ИЕТУР - иетуряне
	| НАФИШ - нафишане
	| КЕДМА - кедемофяне

• НАВАИОФ стал родоначальником племени набатеев, которые с 4 века до Р. Хр. по 106 год по Р. Хр. создали свое царство Набатея с центром в Петре (подробно об этом см. главу «Орлиное гнездо»).

• КЕДАР, его потомки кедаряне были воинственным кочующим народом, обитали от границ Вавилонии до юго-западных границ Эдома.

• АБЕЕЛ и МИФСАМ. Место обитания племен, произошедших от них, не установлено. Известно лишь, что они стали в числе других племен родоначальниками современных арабов.

• МИШМА, родоначальник бедуинского племени, кочующего на северо-востоке от Медины.

• ДУМА, его потомки жили в восточном Авране, между Аравией и Сирийской пустыней.

• МАССА, от него произошло арабское племя масани, точное место обитания которого не установлено.

• ХАДАД, племя хадаров обитало между Оманом и Багреном.

• ФЕМА, место обитания его потомков было невдалеке от Дамаска.

• ИЕТУР, это племя дало название области Итурея, находящейся на северо-востоке Палестины. Его народ отличался дикостью и вероломством.

• НАВИШ, первоначальное место обитания по течению Иордана.

• КЕДМА, потомки его обитали в пустыне Кедемоф, которой и дали название.

Как видим, дальнейшая история потомков Измаила крайне скудна и позволяет лишь с трудом определить первоначальные места обитания племен.

Воистину, звездный час потомков Измаила наступил в 7 веке по Р. Хр. когда на арену истории вышел пророк Магомет (Мухаммед). Кстати, его появление было предсказано в книге Откровение 9:1-12 [4].

Основанное им государство арабов, получившее вскоре название Арабский халифат, считается в истории одной из величайших империй. Его территория включала территории нынешних Испании, Португалии, Марокко, Алжира, Ливии, Туниса, Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Армении.

Около 10 века по Р. Хр. халифат начал распадаться на отдельные государства Тулунидов, Фатишидов и Эйюбидов в Египте, Идрисидов в Марокко, Багдадский халифат в Сирии и Иране, Аглабидов в Алжире, Кариатов на юге Аравийского полуострова, Саффаридов в Пакистане и десятки других. Эти перечисленные страны, а также их преемники играли весьма видную роль в Средней и Новой истории.

Потомки Измаила понесли по всему миру знамя ислама, под которым существовали такие великие государства, диктовавшие свою волю многим народам, как Османская империя, Персидская империя, держава Тимура, государство Великих Моголов в Индии и многие другие.

Сегодня страны арабского мира, такие, как Иран, Ирак, Пакистан оказывают существенное влияние на мировую политику. А арабский исламский мир в целом стал после крушения СССР второй политической силой после США в современном мире.

От изгнанных из дома Агари и ее сына Измаила произошел народ, насчитывающий сегодня более миллиарда человек, создавший великие империи и имеющий ныне политическое могущество.

Кто бы из людей мог предугадать такое, глядя на плачущую в пустыне от горя и отчаяния Агарь и умирающего от жажды мальчика Измаила? Мог ли Авраам ожидать таких последствий от необдуманного своего поступка, когда он хотел самостоятельно, по-человечески, решить вопрос со своим потомством, не выдержав долгого ожидания обещанного сына от Бога? И до сих пор два народа, израильтяне и арабы, не могут решить тот давний конфликт, начавшийся в семье Авраама между Саррой и Агарью, продолжая спорить и воевать друг с другом. И те, и другие считают себя по праву потомками Авраама, но… израильтяне продолжают считать себя на голову выше, как избранный народ, а измаильтяне (арабы) также не желают уступать первенство, ведь Измаил был первенцем Авраама. И с человеческой точки зрения, конца у этой проблемы нет…

Не напоминает ли это вам, уважаемые читатели, ваши собственные поступки, когда вы что-то сделали или сказали сгоряча, не обдумав возможных последствий, и давным-давно сожалеете об этом, но обратной дороги нет, сделанного не воротишь, сказанное не сделаешь несказанным. Что посеет человек, то и пожнет. И жатва продолжается нередко всю человеческую жизнь, жатва обид, боли, душевных ран, искалеченных судеб, одиночества…

 

Вопросы для размышления:

1. Не пытаешься ли ты «помочь» Богу, «поторопить» Его в исполнении того, что Он обещал?

2. Достигнув какого-либо положения, не начинаешь ли ты презирать других людей?

 

Постскриптум:

Нельзя допускать спешку и неосмотрительность в решении серьезных вопросов, опасно решать проблемы за Бога, не дожидаясь Его ответа.

На следующих страницах мы увидим, благодаря чему существует мой город, в котором я живу, а так же как мы можем способствовать процветанию его и всей своей страны.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 12 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 75.

[2] Хрестоматия по истории древнего востока под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И., Кузищина, 1980, с. 163-164, Параграф 145-146.

[3] Законодательство Хаммурапи в указ. соч.

[4] Опарин А. А. Всемирная история и пророчества Библии, Харьков, Факт, 1996, с. 136-142.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко