Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 18

Там должен был быть я

Евангельская весть

«Я так рассчитывал на его обещание найти мне работу», «Я поверила его слову жениться на мне», «Она так обещала помочь мне и подвела». Наверное, каждый из нас ни один раз в своей жизни становился жертвой обмана или непорядочности со стороны других людей. Порой и мы сами, давая обещания, не выполняли их, не сдерживали данного слова, быть может, случайно, искренне желая помочь, но, не сумев этого сделать, а порой и не намереваясь делать то, что обещали. И если в древности, особенно на Востоке, не сдержать слово считалось несмываемым позором, то сегодня это в порядке вещей. Более того, отказать прямо считается невоспитанностью, прямолинейностью, грубостью, а вот пообещать, обнадежить, а потом сделать вид, что ничего не произошло, считается признаком ума.

Но Бог не таков, как мы, Он никогда не забывает своих обещаний (обетований): «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Числа 23:19). На Его слово можно положиться, оно дает спокойствие и жизнь, оно исполняется всегда: «И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала, и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог» (Быт. 21:1-2).

Обетование, данное много лет назад, исполнилось. За эти годы ожидания Авраам изменился, стал другим человеком, он научился доверять Богу, став Его другом. Изменился его характер, помыслы. Все было так прекрасно, покой и счастье царили в доме Авраама, престарелые родители не могли нарадоваться на своего сына Исаака, который был их радостью и надеждой. И вдруг… «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).

Представьте себя на месте Авраама, что бы вы подумали, что бы ответили Богу?

Быть может, вы бы возмутились и отвернулись от Бога, Который проявил такую изуверскую жестокость, а может быть, вы бы подумали, что в этом проявился истинный характер Бога? На первый взгляд, произошла какая-то жестокая бессмыслица: вначале даровать обещанного сына, а потом забрать, да еще таким способом. Это место книги Бытие и сегодня является для многих камнем преткновения на пути к Богу. «Разве жестокость может соседствовать с любовью?» — говорят в этом случае некоторые.

Но как же отреагировал Авраам на указание Божье? На первый взгляд, самым невероятным и немыслимым образом: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял… сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3). Быть может, Авраам потерял разум, стал фанатиком, по типу современных сектантов, староверов, готовых уничтожить себя и своих близких, чтобы принести жертву Богу? Быть может, он находился в состоянии религиозного экстаза? Нет, патриарх не был ни фанатиком, ни в экстазе. В предыдущих главах мы видели Авраама как доброго и отзывчивого человека, неравнодушного к чужой беде и горю, как простого искреннего человека, запросто принимающего одиноких неизвестных путников, как смелого, решительного, но и бескорыстного воина, как заботливого отца и мужа, как справедливого нелицеприятного человека. Мы видели также, что свою веру в Бога Авраам строил не на нескончаемых изнурительных постах, не на утомительных бдениях, не на самобичевании, самоистязании, не на своих делах, а на ежедневном личном общении со своим Создателем, бесконечном доверии к Нему в различных жизненных ситуациях, которые разрешал вместе с Ним и полагаясь на Него, на доверии Его слову и Его обещаниям. Авраам ценой нелегких испытаний научился, наконец, доверять Богу, убеждаясь не раз, что порой мудрые на первый взгляд человеческие решения и планы всегда оборачиваются потом несчастьем, если не согласованы с Богом.

Патриарх не понимал столь неожиданного и бессмысленного на первый взгляд повеления Божьего, но он верил своему Искупителю и в этой страшной и критической ситуации, вера его не ослабела, но напротив, укрепилась — ведь еще ни разу не случалось, чтобы Бог не сдержал Своего Слова. И если Он пообещал Аврааму многочисленное потомство через сына его Исаака, то значит, так оно и будет.

Он прекрасно знал, что Господь не может противоречить Сам Себе. Его вера в то, что Исаак будет жить, проявилась в словах: «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, И ВОЗВРАТИМСЯ К ВАМ (выделено авт. — А.О.)» — Быт. 22:5. Здесь нам дан пример истинной безусловной веры, когда все обстоятельства против вас, но смотреть следует не на них, а на Бога и Его Слово (обетование, обещание). В этой истории проявилась вера не только старого Авраама, но и юного Исаака, ибо ему ничего не стоило убежать от своего престарелого отца, когда он понял, что жертвой будет именно он, посчитав его обезумевшим стариком или фанатиком. Исаак же безропотно позволил связать себя и возложить на жертвенник. Видимо он, как и его отец, ни минуты не сомневался, что Бог или не допустит его гибели, или в то же мгновение воскресит его, поскольку он верил обещаниям Божьим произвести от него народ. Мы знаем из 22 главы книги Бытие, что в последнюю минуту ангел остановил Авраама, и агнец, посланный Богом, был принесен в жертву. Для чего же Бог заставил Авраама пройти через это тяжелейшее испытание?

Несколько раз в своей жизни (мы говорили об этом выше) Авраам проявлял недоверие к Богу, дважды выдав Сарру за свою сестру, опасаясь, что Бог не сможет защитить его жизнь, кроме того, в некоторых обстоятельствах случалось Аврааму решать возникшие проблемы самому, без совета с Богом, и мы знаем, к чему это привело: до сих пор два народа — израильтяне и арабы воюют между собой, продолжая «войну» и соперничество своих праматерей — Сарры и Агари. Но ошибочно будет полагать, что данная ситуация была допущена Богом как наказание Авраама, нет. Дело в том, что прежде, чем произвести от него богоизбранный народ, Бог должен был всей вселенной показать готовность Авраама стать во главе этого народа, явить последующим поколениям прекрасный пример несгибаемой веры. И кроме того, Своему другу Аврааму и всем последующим поколениям людей Бог — Отец показал, что значило для Него отдать Сына Своего на незаслуженную смерть ради спасения грешных людей. Через 2000 лет на этом месте была совершена казнь, которая не была отведена чудесным образом, Христос погиб в страшных мучениях за вас и за меня, казнь, от которой содрогнулась вся Вселенная: Сын Божий Иисус был распят людьми, которым Он нес спасение и жизнь.

Именно Голгофа расставила все точки над «i», открыв истинный характер Бога и характер дьявола, претендовавшего со времен своего восстания на небе на правоту и обладание истиной и властью, который сделал все, чтобы страдания Христа были как можно ужаснее. Две тысячи лет, которые прошли от Авраама до Христа, пример с Исааком был символом грядущих событий, грядущей Голгофы.

Задумывались ли вы, дорогой читатель, что для вас значит Голгофа, благодаря которой вы живете сегодня? Приняли ли вы дар Божественной любви и милости, или же до сих пор продолжаете стоять в толпе народа, кричащего: «Распни Его, распни!»? Сознаете ли вы, что если бы не Христос, то мы с вами должны были бы висеть на кресте, причем совершенно заслуженно, за наши грехи? Сознаете ли вы, что наше с вами место на кресте занял добровольно, по великой любви к каждому из нас, наш Спаситель Господь?

Все меньше и меньше остается времени для того, чтобы принять Иисуса своим Господом и Спасителем и отдать свою жизнь в Его надежные любящие руки.


Археологический комментарий

Колодец Авраама

В древние времена, и особенно на Ближнем Востоке, вода ценилась на вес золота, а слово «колодец» в те времена было равносильно слову «клад». Поэтому строительство колодцев всегда отмечалось в летописях наравне с известиями о войне, голоде и смерти правителя. Не является здесь исключением и Библия, которая скрупулезно зафиксировала не только духовную сторону жизни патриархов, политическую ситуацию того времени, но и строительство колодцев. На первый взгляд — это незначительная деталь, вроде бы не требующая особого внимания. Но, во-первых, эти сообщения показывают точность Библии, а во-вторых, археологические памятники делают для нас близкими и реальными события глубокой древности.

Итак, в 21 главе книги Бытие рассказывается о колодце, который выкопали слуги Авраама и который чуть было не стал причиной военного конфликта между патриархом и филистимским царем. Город Вирсавия (Беершеба). РаскопкиСвидетельством истинности этой истории является и сам факт существования в истории города Вирсавии, который в переводе обозначает «колодец клятвы», о чем написано в Библии: «Поэтому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись» (Быт. 21:31). И если ко многим Библейским местам история была сурова, разрушив некоторые из них почти до основания, то колодец Авраама простоял века. Не испытал горьких превратностей истории и колодец, вырытый так же в Вирсавии его сыном Исааком: «В тот же день пришли рабы Исааковы, и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэр-шива до сего дня» (Быт. 26:32-33).

«Беэр-шива (Бир-эс-Саба — Львиный колодец) расположен приблизительно в 70 км к югу от Иерусалима. В средние века город был резиденцией епископа. Сегодня два древних колодца напоминают о Библейских временах Авраама и его детей» [1]. В настоящее время колодцы окружены каменными водопоями для верблюдов и стад, имея глубину около 15 метров. И сегодня, как и во времена патриархов, люди черпают их прекрасную воду. В Библии вода, живая вода, является символом спасения, и каждый из нас его, безусловно, обретет, если встанет на путь, по которому в свое время шли Авраам и Исаак.


Археологический комментарий

Пещера Махпела

На протяжении четырнадцати глав (с 11 по 25-ю главы книги Бытие) мы вместе с вами, уважаемый читатель, исследовали жизнь Авраама, бороздя с ним пустыни Египта, Палестину, города Месопотамии. И, наверное, вас, как и меня, охватывает некоторая грусть, что мы как бы расстались с этим замечательным героем веры и просто чудесным человеком. Читая 9-10 тексты 25 главы книги Бытие, так и представляешь себе, как Измаил и Исаак вносят тело своего отца под мрачные своды пещеры Махпелы. И если прах патриарха спокойно покоился, ожидая воскресения при Втором Пришествии Христа, то умы многих политиков и религиозных деятелей волновал вопрос: кому будет принадлежать «священное» место. Дело в том, что в религии, как ислама, так и православия, большое место уделяется поклонению святыням, к которым относятся и места захоронения пророков и патриархов. Пещера же Махпела и «местность Мамре, где Авраам, а затем и Исаак жили в тени дубрав, вообще никогда не исчезала. Она расположена в трех километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-эль-Халиль (священная возвышенность друга Божьего, т. е. Авраама). Там издавна окружены культом дуб, колодец и жертвенник Авраама. При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника. Кроме того, в окрестностях пещеры найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище» [2]. В 1926-1927 годах немецкая экспедиция под руководством доктора Андреаса Эваристуса Мадера проводила раскопки в этих местах. В ходе их был обнаружен алтарь и множество костей животных, датированных временем Авраама, а так же украшения того же периода. «Это явные свидетельства того, считает Мадер, что здесь находился алтарь Авраама, на котором совершались жертвоприношения» [3]. «Здесь были обнаружены остатки корней, принадлежащих некогда громадному и очень древнему дереву, возраст которого по дендрологическим подсчетам относится примерно к временам Авраама. К тому же и предания всегда говорили о том, что здесь был дуб» [4].

За долгую историю в этих местах сменяли друг друга: рынок императора Адриана, на котором в 137 году по Р. Хр. были проданы в рабство тысячи израильтян, его сменила при Константине (313-337 гг. по Р. Хр.) церковь. Другой храм был построен невдалеке при византийском императоре Юстиниане Первом (6 век по Р. Хр.), над самой пещерой Махпелой. После присоединения этих земель к исламскому миру на месте храма Юстиниана была воздвигнута мечеть Харам, а церковь Константина в «роще Мамре», пришедшая со временем в развалины, стала использоваться арабами с 7 века как каменоломня. Первым европейцем, посетившем в 1862 году древнюю пещеру был наследник английского престола принц Уэлльский Эдуард, имевший личное разрешение турецкого султана Абдул-Азиса Первого на осмотр пещеры.

Итак, были найдены колодец, пещера, жертвенник. Но мощи самого Авраама так и остались не найденными, хотя в средние века и делались попытки выдать за них какие-то кости. Быть может, они потому не были найдены, чтобы не стать объектом языческого поклонения «священным» предметам, вкравшегося в христианство и так грубо нарушившим Вторую Заповедь Закона Божьего. И, наверное, Бог не допустил превратить кости Авраама, всю жизнь боровшегося с язычеством, в объект языческого же поклонения.


Археологический комментарий

Загадочные хетты

Читая историю о том, как Авраам купил пещеру Махпелу, многие, наверное, не особенно останавливают свое внимание на том, что купил он ее именно у хеттов. Эта вроде бы незначительная деталь явилась загадкой для многих ученых и только сегодня начинает проясняться. Дело в том, что согласно имеющимся историческим сведениям, племя хеттов в 19 веке до Р. Хр. на территории Палестины не обитало, и вообще историю хеттов этого времени проследить почти невозможно. В Палестине же они появились в период расцвета своего царства около 14 века до Р. Хр., то есть, через 600 лет после Авраама. И вновь в который раз для одних это стало поводом к высмеиванию Библии, для других — к заявлению об ошибке в тексте, вкравшейся в более поздние времена. И лишь немногие ученые-библеисты сохраняли доверие к тексту, несмотря на видимое противоречие с наукой: «Со временем Бог представит доказательства правоты Своего Слова», — говорили они. И действительно, в 20 веке наука получила в свое распоряжение новые данные, благодаря которым было не только не опровергнуто известие 23 главы книги Бытие, но открылась и новая страница в хеттологии. В своем кратком комментарии мы будем опираться в частности на классический труд английского профессора, всемирно известного хеттолога и ассиролога Оливера Р. Герни и его книгу «Хетты» [5]. Свою работу он начинает так: «В Ветхом Завете хетты фигурируют…» [6]. И далее приводятся места Библии, рассказывающие об этом народе. Такое начало фундаментального труда не случайно. Во-первых, Священное Писание правдиво рассказывает о них, а во-вторых, оно было первой и единственной (!) до 19 века Книгой, повествующей о хеттах, в то время, как ученые всего мира отрицали вообще сам факт существования такого народа. В-третьих, согласно Библейским описаниям (к примеру, см. кн. Иеремии 46:2), велись археологические раскопки. И, в частности, Каркемиш, один из главных городов их государства был найден благодаря сообщениям Библии, ими также руководствовались археологи П. Гендерсон, Л. Вулли, Т. Лоуренс, сменявшие друг друга на раскопках Каркемиша [7]. Благодаря этому, древнее государство получило второе рождение. И сегодня в любом учебнике хеттам отводится видное место [8]. Сегодня только одно место в Библии, говорящее о хеттах, окончательно не раскрыто, и место это записано в рассматриваемой нами 23 главе книги Бытие. Этому вопросу О. Герни отводит отдельную главу в своей книге «Хетты в Палестине» [9]. Его выводы можно суммировать в двух пунктах:

1. Бытовавшее ранее мнение о неисторичности данного эпизода сегодня опровергнуто. Авраам действительно купил пещеру у хеттов.

2. Вопрос о том, кем были эти хетты, имеет две точки зрения: либо это было одно из хеттских племен, иммигрировавшее из Малой Азии в Палестину наподобие того, как другое хеттское племя ушло в Египет [10], либо под хеттами Библия подразумевает древний народ, обитавший здесь до хеттов, который в истории сейчас называется хаттами или прохеттами [11].

В заключении профессор Герни пишет: «…что дальнейшие раскопки архивов Богазкея (один их хеттских городов — О. А.) прольют свет на эту проблему» [12].

Мнение О. Герни разделяет другой знаменитый английский профессор археолог сэр Л. Вулли (1880-1960), который стал известным благодаря раскопкам древних городов Ура, Каркемиша и Алалаха. В своей работе «Забытое царство», посвященной раскопкам в Сирии холма Атчан («Холм жажды»), под которым скрывался древний город Алалах, он пишет следующее: «В Ветхом Завете говорится, что хетты обитали в Палестине во времена Авраама, то есть, задолго до того, как они основали империю и распространили свое влияние на эту страну. На эти упоминания обычно не обращают внимания, считая их анахронизмами, введенными в повествование поздними переписчиками, но с этим трудно согласиться, потому что, по крайней мере, в двух случаях хетты упоминаются с событиями, которые почти несомненно были отмечены в документах того времени» [13]. Раскрытие истории народа культуры Хирбет-Керак во многом объяснило еще одну сторону хеттологии, ибо народ Хирбет-Керакской культуры был предком хеттов. «Новые пришельцы с Востока в поисках земли хлынули на равнину Амук, и носители культуры Хирбет-Керак вновь оказались без крова и вынуждены были искать новое пристанище с помощью оружия. Две дороги для спасения были открыты перед ними: на юг и на запад. Часть беглецов направилась на юг через Сирию и Палестину, захватывая по дороге деревни, уничтожая жителей и возводя новые хижины на пепелищах старых; другие бежали через горные проходы Амануса и постепенно продвигались в северном направлении, набирая силы и привлекая союзников, пока не оказались в состоянии создать государство и основать империю. Если это так, то мы должны признать носителей культуры Хирбет-Керак предками хеттов… уцелевшая его часть безусловно должна была жить в Палестине во времена патриархов» [14]. Говоря о хеттах, нельзя не упомянуть, что вплоть до конца 19 века о них мы знаем «не из исторических сочинений и не из учебников истории, а из … самой распространенной Книги христианского мира — из Библии» [15]. И поэтому немудрено, что первым ученым, объявившем научному миру об «открытии» им хеттов, был оксфордский профессор, пастор Арчибальд Генри Сэйс (1845-1933), сделавший об этом доклад осенью 1880 года. Именно изучение Библии и привело его к «открытию» хеттов, дальнейшему изучению которых он посвятил свою жизнь, как археолог, историк и теолог. Другой ученый, бывший также первопроходцем в хеттологии, был ирландский миссионер Уильям Райт, много сделавший для изучения языка хеттов. Среди археологов, открывших миру цивилизации Междуречья, Египта, Палестины подавляющее большинство составляют люди, сделавшие свои открытия благодаря тщательному изучению Библии, которая являлась для них Живым Словом Бога, Которое открыло перед их взорами исчезнувшие царства.

 

Вопросы для размышления:

1. Принял ли ты искупительную жертву Иисуса Христа?

2. Насколько ты доверяешь Богу?

 

Постскриптум:

Надежду и право на спасение каждый из нас получил благодаря голгофской жертве Сына Божьего.

В следующей главе мы прочтем историю одного простого безымянного слуги, который даст нам несколько очень интересных советов.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 18 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, с. 269.

[2] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 82.

[3] Церен, там же, с. 268.

[4] Церен, там же, с. 266.

[5] Герни О.Р. Хетты. — М.: Наука, 1987, 240 с.

[6] Там же, с. 4.

[7] Церен, с. 219, 221.

[8] История Востока, т. 1, с. 113-128.

[9] О. Герни отводит отдельную главу в своей книге «Хетты в Палестине» с. 54-59.

[10] Герни О.Р. Хетты. — М.: Наука, 1987, с. 57.

[11] Герни О.Р. Хетты. — М.: Наука, 1987, с. 57; Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, с. 241.

[12] Герни О.Р. Хетты. — М.: Наука, 1987, с. 58.

[13] Л. Вулли «Забытое царство», М., Наука, ГРВЛ, 1986, с. 26-27.

[14] Там же, с. 26-27.

[15] Замаровский В., «Тайны хеттов», М., Вече, 2000, с. 10.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко