Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 19

Безымянный слуга

Евангельская весть

Книга Бытие — это весьма многогранная книга, как и все книги, составляющие Библию, но, прежде всего, эта книга — о человеческих взаимоотношениях, о том, какими нас желает видеть Бог. По тому, как мы относимся к другим людям, будет определена наша вечная участь. Бытие раскрывает великую истину о том, что значит БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ в самом высоком и прекрасном смысле этого слова, человеком, отражающим образ и подобие Божие.

На страницах этой книги мы сталкиваемся с людьми разного социального происхождения — патриархами, царями, князьями, фараонами, пастухами, слугами, простыми горожанами, каждый из которых дает нам свой урок.

В этой главе урок нам преподаст… слуга, точнее, раб. И к тому же, раб безымянный, так как Библия не сообщает нам его имени.

Авраам к тому времени, к которому подошло наше повествование, был уже стар, и он повелевает своему слуге: «…Клянись мне… что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; Но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Быт. 24:3-4).

Вроде бы, самая обычная ситуация: господин дает приказание рабу. И действительно, необычного в этом ничего, как будто бы и нет, кроме одного: личности самого раба и его отношения к приказанию своего господина. Он воспринимает данное ему поручение не как обременительное бремя, а как дело своего собственного долга и чести. Он проявляет свою искреннюю заинтересованность в успешном завершении данного ему поручения, так, как если бы он это делал лично для себя или для своего собственного сына.

А как люди сегодня нередко относятся к поручениям, заданиям своего начальства? Очень часто кое-как, по принципу, лишь бы сделать побыстрее и не важно, с каким результатом, лишь бы поставить галочку, но не переживая за результат, не болея душой за успех и качество исполнения.

В качестве подарка будущей невестке Авраам отправляет сокровища на десяти верблюдах. И если посмотреть на ситуацию обыденным, земным взглядом, то этому слуге ничего не стоило обеспечить себе богатую жизнь на все оставшиеся годы, для этого и не нужно было далеко отходить от шатров Авраама, чтобы присвоить себе эти ценности, и уйти в любом направлении, где бы его никто не нашел.

Сегодня стало «нормой», к сожалению, при перевозках грузов что-то присваивать себе, причем, это практикуется на самых различных уровнях. А уж о том, чтобы взять то, что «плохо лежит», и говорить нечего: маляр уносит не принадлежащую ему краску со стройки, водитель — бензин, запчасти для машины, столяр — доски и пр., и пр. Не подумайте, что автор хочет кого-то огульно обвинить в подобных кражах, это просто констатация имеющих место фактов. И как замечательно, что и сегодня «белые вороны», подобные безымянному слуге, еще не перевелись.

Представим себе ситуацию, чтобы сегодня какой-то бизнесмен отправлял ценный груз с кем-то под честное слово. Такую картину просто невозможно вообразить!

Авраам же доверил слуге ценнейший груз именно «под честное слово», и как можно сделать вывод из контекста изучаемой главы, совершенно не переживал за его сохранность. Слуга же вез сокровища по неспокойным месопотамским дорогам, как личное свое имущество.

Наконец, после долгого пути посланец Авраама достиг города Нахора. Но как найти невесту для Исаака? Ведь среди многочисленных близких Авраама было множество девушек. И тут снова этот удивительный слуга поступает вопреки всем стандартным правилам. Вместо того, чтобы узнать, где живет род Нахора, пойти туда, приглядеться, все разузнать, взвесить, сравнить, он обращается в молитве к Богу, совершенно не сомневаясь, что Бог рядом, и что непременно Он поможет разрешить проблему, стоящую перед слугой.

В абсолютном доверии к Творцу, не сомневаясь в Его помощи, слуга просит: «…Господи… пошли ее сегодня на встречу мне… Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой , я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку…» (Быт. 24:12-14). Слуга не полагается на себя, на свое знание людей, на свой ум и находчивость, но доверяет проблему Богу. Он верит и знает, что Бог знает ту, которую Он уготовил в жены Исааку, и сразу же обращается к Творцу.

Кроме того, слуга не сомневался, что Бог ответит, еще и потому, что хорошо знал своего господина Авраама, что он поступал согласно Божьей воле, ибо он искал невесту для сына не среди развращенных хананеев, а в среде своих родных, сохранивших познание об истинном Боге.

Итак, молитва слуги учит каждого из нас при всех наших нуждах и проблемах не торопиться что-либо предпринимать со своей стороны, даже если правильность наших действий не вызывает сомнений, но вручить их Богу, и обязательно помнить, что Христос обязательно даст нам ответ, не всегда такой, какой мы ожидаем, но самый наилучший для нас, но при условии, что мы стремимся привести нашу жизнь в соответствие воле Божьей. Ибо молитва, например, о том, чтобы иметь успех в ограблении банка или об устранении конкурента с нашего пути, конечно же, услышана не будет.

Ответ на молитву слуги пришел мгновенно: не успел он ее закончить, как к колодцу подошла красивая девушка, и она не только напоила посланца, но и с большим радушием предложила напоить его верблюдов. Слуга мог теперь не сомневаться, что это именно та девушка, которую Сам Бог предназначил в жены Исааку, ибо все произошло именно так, как он просил Бога, и кроме того, это была девушка не только красивая, но и с прекрасным характером: какое нужно было иметь терпение и выдержку, чтобы наносить воды для десяти верблюдов.

Тем более что она была достаточно знатного рода, из богатой семьи, и к тому же красавица, но, тем не менее, с радостью и готовностью выполнила тяжелую работу простой рабыни, и не сочла при этом, что сделала что-то особенное.

Не много сегодня найдется девушек из обеспеченных, да и не очень обеспеченных семей, которые были бы готовы для совершенно незнакомого человека, усталого путника в запыленной одежде, сделать то, что сделала Ревекка. А ведь именно в небольших и ничем не примечательных на первый взгляд жизненных ситуациях и раскрывается истинный характер человека. И быть может, если современные девушки будут проявлять такую же простоту и радушие, то найдут, подобно Ревекке, своего Исаака, а не первого встречного, и не пожнут потом горькие плоды неудачного брака.

Мгновенный ответ на молитву буквально ошеломил верного слугу: «Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании…» (Быт. 24:21).

Не только в Библии в давние времена, но и сегодня в жизни самых простых верующих людей есть удивительные примеры моментального ответа Бога на их молитвы. И в вашей жизни это непременно будет, если вы доверитесь Богу и полностью положитесь на Него.

Но последуем дальше за верным слугой: он следует за Ревеккой в дом по приглашению ее брата Лавана. И снова мы изумляемся бескорыстию и верности слуги Авраама: после долгого пути слуга и не вспоминает о своей нужде в отдыхе, даже отказывается сесть за стол, пока не выполнит цели своего путешествия. Слуга ведет себя так, потому что его характер не позволяет ему поступать иначе, и еще он знает, что Бог видит каждый его шаг и слышит каждое его слово. Осознаем ли мы, когда что-то делаем или говорим, даже тогда, когда никто из людей нас не видит, что мы находимся под неусыпным оком Бога и под фотообъективом всей вселенной? Родные Ревекки, и сама девушка, дали согласие на брак ее с Исааком. Примечательно то, что Ревекка сразу же, без колебаний согласилась стать женой неведомого ей человека, уйти далеко от родного дома в неведомую землю. Окажись кто-то в подобной ситуации, как бы мы реагировали на это? Наверно, стали бы мучительно размышлять, взвешивать все за и против, но Ревекка согласилась сразу, потому что знала, что Бог все уже сделал для ее счастья. И вновь долгий обратный путь, встреча с Исааком, который ввел Ревекку «в шатер Сарры, матери своей… и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт. 24:66-67).

Как часто, совершив какое-либо доброе дело, выполнив ответственное поручение, мы любим долго говорить об этом, возвеличивая вольно или невольно свое «Я». Слуга же, который с такой любовью и тщательностью выполнил свою миссию, просто отчитался Исааку в том, что сделал, не требуя и не ожидая никакой награды за свой труд. В Библии об этом написано очень кратко, потому что рассказ слуги был строг и лаконичен. Он раб, и выполнил лишь то, что должен был выполнить.

Обращаясь к нам, Иисус Христос советует следовать примеру этого раба: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).

Итак, безымянный слуга, раб, научил нас верности, скромности и бескорыстию. Он научил нас воспринимать заботы и проблемы другого человека, как свои собственные. Раб проявил истинно Христоподобный характер, к которому должны стремиться и мы, если хотим наследовать жизнь вечную: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24).

Если же мы не исполним вверенное нам служение, свой долг, при этом неважно, большой или маленький, то это выполнит другой, а мы погибнем: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете…» (Есфирь, 4:14).

В контексте этой главы вспоминается притча Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Матфея 20:1-16. Суть этой истории сводится к тому, что хозяин виноградника в течение дня нанимал работников: одних он нанял рано утром, договорившись с ними о размере платы в 1 динарий, других — днем, а третьих — под вечер. Под конец дня, когда наступил черед оплаты, он последним заплатил, как и первым, по 1 динарию. Первые же стали возмущаться поступком хозяина, говоря: «…ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:12). На это хозяин ответил: «…я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:13-15).

Но почему все же хозяин одинаково заплатил за неравнозначный по объему труд? Дело в том, что существует три вида оплаты: первый вид — за почасовой труд, то есть, за время, проведенное на работе (так начисляется оплата у нас в стране); второй — за выполненную работу, то есть, зарплата выдается тогда, когда сделано какое-либо порученное дело (этот вид оплаты характерен для частных фирм, к примеру, нанимающих рабочих для ремонта каких-то помещений) — в этом случае сумма заработка не будет зависеть от времени, потраченного на работу; и, наконец, третий вид «оплаты» существует только у Бога: спасение нельзя заработать делами, даже совершая их непрерывно хоть всю жизнь. Бог будет судить нас не только и не сколько за объем дел, а за то, с каким чувством и целями мы их делали. Ибо можно оказать кому-либо помощь для того, чтобы люди заговорили о вашей доброте или имея еще какой-то корыстный умысел.

И этот безымянный слуга и учит каждого из нас правильному отношению к выполняемому труду и делам.

Такова история о безымянном слуге.


Археологический комментарий

Корабли пустыни

Когда нам говорят о пустыне, то перед нашими глазами возникает караван верблюдов, движущийся по вечным пескам. И действительно, жизнь пустыни и стран, расположенных в этом географическом районе, трудно себе представить без верблюдов, которых арабы называют кораблями пустынь. И поэтому на упоминания в Библии верблюдов долгое время особого внимания не обращали. Однако, когда настали «просвещенные» 19-20 века и стало модным подвергать критике Древнюю Книгу, ученые заявили, что Библия ошибается, упоминая, что у Авраама были верблюды.

Верблюды - корабли пустыниВ то время, то есть, во 2 тысячелетии до Р. Хр. эти животные, якобы, еще не были приручены [1]. Свое мнение они базировали на том, что нигде более в древних источниках и памятниках не упоминаются верблюды во взаимосвязи с человеческим бытом. К сожалению, многие ученые-богословы согласились с этими «неопровержимыми» доказательствами и даже в учебнике по теологии «Библия как история» В. Келлера сказано, что «верблюды становятся камнем преткновения для многих библеистов» [2].

Человеческий авторитет стал выше доверия к Божьему Слову.

Не бывает ли такого и в нашей с вами жизни, уважаемый читатель, когда мы жертвуем принципами, боясь выглядеть белыми воронами. И особенно нам стыдно делается тогда, когда наши недавние оппоненты меняют свое мнение, соглашаясь с истиной, а мы оказываемся в роли беспринципных людей. Так произошло и с этими богословами, которые пожертвовали верой в угоду человеческому авторитету.

Сегодня доказано, что верблюды были приручены человеком еще до Авраама, а не в 10 веке до Р. Хр., как пытались доказать некоторые.

Ниже мы приведем всего лишь две выдержки:

• «Видимо, такими же игрушками были и глиняные модели повозок. Особенно интересна одна такая поделка, найденная на поселении Алтын-депе. Она представляет собой прямоугольный двухосный кузов на четырех колесах. В переднюю часть повозки вмазана голова верблюда на длинной, слегка изогнутой шее. Это весьма значительная находка. Кажется, впервые мы имеем документальное свидетельство использования тягловой силы в древнем хозяйстве южно-туркменских племен», — пишет советский профессор В. И. Сарманиди. А ведь исследуемое им искусство Каракумов, к которым относится и детская игрушка, датируется 4-3 тысячелетием до Р. Хр. [3].

• «…изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени 6 династии (около 2000 года до Р. Хр. — прим. А. О.), а верблюда с поклажей от времени 18 династии (около 1450 г. до Р. Хр. — прим. А. О.). Первые точные сведения об отряде воинов на верблюдах дошли с самого конца 2 тысячелетия» [4].

• В 1978 году израильский министр обороны и археолог Моше Даян в ходе раскопок древних городов доказал, что верблюды, как средство транспорта, использовались во времена патриархов. На одном рельефе восемнадцатого столетия до Р. Хр., который был найден в финикийском городе Библ, изображен верблюд, стоящий на коленях, а на восходящих к временам патриархов роликовых печатях, которые были недавно найдены в Месопотамии, изображены люди, едущие верхом на верблюдах [5].

 

Вопросы для размышления:

1. Принимаешь ли ты близко к сердцу интересы других людей?

2. Жертвуешь ли ты своими удобствами во имя другого человека?

3. Можно ли на тебя положиться, как на сотрудника по работе, как на друга?

 

Постскриптум:

Если мы с верой полностью доверим дело Богу, то Он будет сопутствовать нам даже в мелочах. В вопросах же брака мы не должны руководствоваться лишь одним сиюминутным влечением.

В следующей главе мы узнаем, что при определенных обстоятельствах цена обыкновенной чечевицы измеряется не в рублях, а в жизнях.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 19 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Крывелев И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965, с. 69.

[2] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, с. 112.

[3] Сарманиди В.И. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов, М., Наука, 1967, с. 98.

[4] Всемирная история в 24 т., Минск, Литература, 1996, т. 3, с. 24.

[5] Моше Даян, Living With the Bible, 1978, p. 39.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко