Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 22

Потерянные годы — приобретенная жизнь

Евангельская весть

Понимая, что ярость и месть Исава сдерживает только авторитет отца, Иаков, по совету матери, бежит в Месопотамию к своему дяде. Не имея с детства нужды ни в чем, являясь любимым сыном матери, Иаков оказывается один на длинном и опасном пути, ведущим в Харран. В те времена в дорогу никто не отправлялся в одиночку, так как это было слишком опасным, ибо земли, через которые проходил этот путь, были ареной борьбы между несколькими племенами и излюбленным местом для разбойничьих шаек. Даже многолюдные караваны с большой охраной подвергались нередко открытым нападениям. Но взять с собой хотя бы даже нескольких слуг Иаков не мог, так как в этом случае о его бегстве мог бы узнать Исав, который не упустил бы возможности расквитаться с братом. И поэтому сын Исаака вынужден был один уйти из родного дома и пуститься в смертельно опасный путь. Иаков имел очень сложный противоречивый характер, в котором удивительно сочетались лукавство и склонность к обману с одной стороны, и стремление к Богу с другой. Во многих людях как тогда, так и сегодня так же часто сочетаются взаимоисключающие порой черты характера, и это не удивительно: Божья искра, заложенная в каждом человеке, побуждающая искать Бога, борется с противоположными желаниями плоти, греховной природой. И от каждого из нас зависит, какие качества своего характера мы будем взращивать, культивировать — потакать своему «Я», желаниям своей плоти всегда легче, но конец этого — вечная смерть.

Иаков же, несмотря на многие резко отрицательные черты своей натуры стремился к Богу, используя при этом и неприглядные, не Божьи методы. Господь видел это искреннее стремление и помог Иакову одержать победу над собой, хотя для этого Ему пришлось провести любимого сына Ревекки через горнило многолетних страданий и испытаний. И для того, чтобы ободрить одинокого путника, укрепить его на дальнейшем нелегком жизненном пути, Господь во сне открывается Иакову, повторив обетования, данные его деду и отцу: «И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься… и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:14-15).

Во сне Иаков увидел лестницу, которая вела с неба на землю, и по которой восходили и нисходили ангелы. В этот миг он почувствовал близость Бога. Он ощутил, что постоянно, незримо для человеческого глаза, возле нас присутствуют Божьи вестники — ангелы, поддерживающие нас и приходящие на помощь в минуты опасностей и трудностей. Небесный мир, кажущийся нам порой очень далеким и эфемерным, на деле является близким и ощутимым для каждого. Сегодня к каждому из нас обращена лестница, подобная той, что видел Иаков, и в любой момент, как только мы обратимся к Богу, к нам по ней придет помощь и защита. Страх Иакова перед опасным неведомым путем в Харран моментально развеялся, горькое чувство одиночества прошло, ибо он отчетливо понял, что он не один, что его сопровождают ангелы, хранящие его.

Наконец, после долгого пути Иаков достигает Харрана, где сразу же встречается с дочерью Лавана, красавицей Рахилью. Возникшая практически мгновенно между молодыми людьми любовь сопровождала их всю жизнь. Лаван пообещал Иакову выдать за него Рахиль, но за это тот должен был вместо выкупа работать на будущего тестя. По истечении срока Лаван устраивает пышную свадьбу, но… «Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков… Утром же оказалось, что это Лия. И сказал Лавану: что это ты сделал со мною; не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; Окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал… И Лаван дал Рахиль, дочь свою, ему в жену» (Быт. 29:23-28). Что посеет человек, то и пожнет. Обман, посеянный Иаковом в свое время, принес соответствующую жатву: тоже обман, но уже по отношению к нему.

Итак, история Иакова учит нас тому, что обман, неправда, содеянные нами когда-то, непременно откликнутся в нашей жизни; народная мудрость гласит: кто роет яму другому, тот сам туда попадет. Только этот «отклик» будет с процентами. И это подтверждают и повседневная жизнь, и история. К примеру, Борис Годунов, а затем и Лжедмитрий, пришедшие к власти обманным путем, в критический момент своей жизни были также преданы своими ближайшими сподвижниками. Иосиф Сталин, построивший свою «империю» на лжи и жестокости, в возрасте 73 лет пожал жатву своих злодеяний лежа на полу в своем кабинете на излюбленной даче, парализованный на фоне инсульта, когда помощи ему не оказал никто. Всесильный правитель огромной страны лежал в бессилии что либо сделать на полу, преданный своим ближайшим окружением. Многие современные бизнесмены, нажившие капитал путем финансовых обманов и предательств компаньонов, так же пожинают горестную жатву, заканчивая свою жизнь на тюремных нарах, порой, в качестве мишени заказного убийства, порой, самоубийством. Мужья, обманывающие своих жен (и наоборот) и считающие, что их ложь никогда не раскроется, пожинают расплату в виде предательства их так называемых возлюбленных, которые бросают их, когда они теряют деньги или положение. Свободная любовь, которой обманывают сами себя ее сторонники, приносит тоже жатву в виде тяжких болезней, разбитых семей, душевной опустошенности. Но есть принципиальное различие между Иаковом и перечисленными выше, и оно состоит в том, что Иаков понял свою ошибку, осознал свой грех, обман, и безропотно подчинился двадцатилетней жатве, расплате за содеянное. Он доверил судьбу Богу, встав на новый путь, в отличие от людей в приведенных примерах, которые не пытались проанализировать своей жизни и не осознали своей вины в том, что произошло, и, в результате, не покаялись перед Богом и не испытали нужды в собственном изменении. А каким путем пойдете вы? Ведь только два пути перед каждым из нас: путь Иакова, путь осознания своих грехов и покаяния, с последующей переориентировкой всей жизни, и путь тот же самый, по которому многие шли и продолжают идти, путь обмана, лжи, неверности. Еще семь лет пришлось работать Иакову на Лавана, что составило в общей сложности, 21 год тяжелого труда в чужом доме. В Библии рассказ об этом занимает всего несколько строк, но за ними стоит тяжкий труд, неблагодарность тестя и его сыновей, несправедливость, ревность и ссоры двух жен — сестер, дети от разных матерей. И в течение всего этого длительного времени Иаков ни разу не проявил ропота, попытки все оставить, самоутвердиться, отомстить за несправедливость и черствость семьи Лавана. Он безропотно сносил все это, прекрасно понимая, что это жатва, заслуженное наказание, в котором он виноват сам. Характер человека не преобразовывается за день или неделю, на это нередко уходят годы, это длительный и сложный процесс. Но без такого преобразования характера мы не сможем быть спасенными. Золото, чтобы его очистить от примесей, проводят через горнило огня, очищая от шлаков. Так и наш греховный характер нуждается в подобном очищении, только горнилом в этом случае служат испытания и трудности в нашей жизни. И Господь ведет нас через них, создавая нового человека, но не оставляя нас на этом пути. Конечно, это возможно только тогда, когда человек осознает в этом нужду и не сопротивляется Богу, ибо Господь никогда против воли человека не вмешается в его жизнь, а только предлагает выбор. Иаков избрал жизнь, позволив Богу изменить самого себя, хотя на это ушло долгих двадцать лет. В течение этого времени сын Исаака стал иным человеком, получив мир и покой в душе. Любовь Рахили согревала его на этом пути, к тому же, Господь его обильно благословил, даровав многих сыновей и материальные богатства. Во всем, чтобы не делал Иаков, Господь был с ним, как и обещал, и давал успех в его труде, доход от которого составлял намного больше, чем у других людей. И это чудо, как духовного преобразования Иакова, так и обильных материальных благословений может произойти и в нашей жизни, если мы изберем путь Иакова и будем стремиться к Господу всем своим сердцем и разумом. Ведь путь христианина — это не одни слезы и страдания, как некоторые пытаются представить, это, в первую очередь, радость, мир и покой в душе, в Боге. Пока Иаков жил в Харране, Лаван был доволен, ибо прибыток множился и у него. Когда же зять сказал: «…отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю; Отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе… ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 30:25-26), отношение тестя к Иакову переменилось. Выразив на словах согласие с его доводами, Лаван решился на обман, далеко угнав скот, который пообещал в качестве платы зятю. А как мы держим свои обещания? Не поступаем ли подобно Лавану, обещая на словах, а на деле совершая обратное? Или, быть может, и того хуже, прикрываем своими словами планируемый обман? Да и вообще, как мы относимся к своим словам, внимательны ли к ним, или сразу забываем, что сказали?

Хитрость Лавана не дала результата. Отец Рахили стал жертвой своего же обмана, как в свое время Иаков стал жертвой собственного коварства. Но в отличие от зятя, Лаван не осознал своей несправедливости, а решился на худшее злодейство: «И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем… и из имения отца нашего составил все богатство сие. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера…» (Быт. 31:1-2). Иаков понял, что оставаться и далее здесь опасно, и решает бежать, тем более что в этом решении его укрепил Бог: «И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих… и Я буду с тобою» (Быт. 31:3).

Иаков обращается к своим женам, и они ответили согласием разделить судьбу мужа. В духовных вопросах нам часто приходится делать выбор, и он должен зависеть от того, на чьей стороне истинная правда. Позиция Рахили и Лии учит современных жен верности и преданности своим мужьям. Выбрав момент, когда Лаван отсутствовал, Иаков вместе с детьми и женами бежит к себе на родину. Но о бегстве вскоре узнает Лаван и бросается в погоню: «И пришел Бог к Лавану… ночью во сне, и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. И догнал Лаван Иакова…» (Быт. 31:24-25). Лаван послушался Божьего повеления, и только что дышущий гневом и жаждой мести, предвкушая расправу, отступил от своих намерений. А можем ли мы, подобно Лавану, отступить от задуманного, можем ли мы отказаться от мести, расплаты «око за око»?

Конечно, кто-то может возразить, что Бог не является нам, подобно тому, как явился Лавану, но это будет всего лишь отговоркой и желанием настоять на своем. Ибо Господь так же обращается и к нам с предостережением, когда мы становимся на путь греха. Он обращается к нам через нашу совесть, через Библию, Свое Слово, через других людей, обстоятельства нашей жизни. И поэтому у нас нет права сказать, что мы не знали, что делаем.

После переговоров Иаков и Лаван заключают в Галгале договор и мирно расстаются навсегда.


Археологический комментарий

За невестой в тридесятое царство

С детских лет нам хорошо знакомы сказки, в которых Иван-царевич отправляется искать свою суженую за тридевять земель в тридесятое царство. И даже в сказках, как известно, содержащих народную мудрость, это было вызвано не тягой рассказчика к занимательному сюжету, а жизненным опытом, показывающим, что в вопросах выбора спутника жизни спешить нельзя. И порой требуется немало времени, чтобы найти свою суженую или суженого. Тем более, в случае Иакова это носило весьма серьезный характер.

В исследованиях предыдущих глав мы уже писали, что во времена патриархов выбор невесты для сына мог быть чреват самыми негативными последствиями, и не только для молодого человека, но и для совершения дела спасения. Поэтому патриархи и посылали своих сыновей за невестой в «тридесятое царство», которым был город Харран.

В настоящее время он находится на территории Турции, на реке Нар-Бали, в 500 км к северу от древнего Ура, и представляет собой маленький заштатный городок.

Но во времена патриархов и в последующей истории Древнего мира он играл весьма важную роль не только как политический, но и религиозный центр. Основан Харран был вскоре после потопа и впервые упоминается в книге Бытие, как место смерти Фарры, отца Авраама: «И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт. 11:32).

Из этого места после смерти отца Авраам продолжил путь в Ханаан. Уход патриарха из города не был случайным. Дело в том, что в то время Харран являлся языческим религиозным центром поклонения богу Луны.

История древнего Харрана предстала перед нами в ходе археологической экспедиции, начавшейся в 1957 году под руководством британского археолога Дэвида Сторма Райса. Главным открытием, поразившим научный мир, стало обнаружение храма бога Луны. На первый взгляд может показаться странным, а что же тут удивительного, что в древнем городе обнаружен языческий храм? И действительно, ничего особенного в этом открытии и не было бы, если бы не одна деталь: этот храм существовал как место поклонения Луне без перерыва вплоть до 1179 года по Р. Хр., то есть почти 3200 лет. И это несмотря на то, что в течение 600 лет город входил в состав христианской Византийской империи, а потом еще почти столько же находился под владычеством мусульманских государств. Как христианские, так и исламские правители делали все возможное, чтобы уничтожить этот языческий культ, но они были бессильны [1].

Наконец, в 1179 году египетский султан Салах-ад-Дин разрушил языческий храм, построив на его месте мечеть, которая простояла чуть более 50 лет, пока не была разрушена татаро-монголами.

Поклонники бога Луны отличались крайним фанатизмом, и поэтому оставаться в их среде Аврааму, исповедующему истинного Бога, было опасно. Имя этого города так же тесно связано с рядом исторических событий. Во-первых, после того, как в 612 году до Р. Хр. Ниневия, столица Ассирии, была разрушена объединенными мидо-вавилонскими войсками, часть ассирийцев во главе с Ашшур-убаллитом, принадлежавшем к царской семье, скрылась в Харране. Именно там Ашшур-убаллит был провозглашен царем Ассирии, попытавшись восстановить рухнувшую державу. Но Божий приговор, произнесенной над кровавой империей через пророков, был неумолим. Под ударами вавилонян Харран пал, а через несколько лет были добиты последние ассирийские военные отряды [2]. Спустя всего 50 лет Харран вновь попытался встать на Божьем пути. Дело в том, что этот город был родиной матери вавилонского царя Набонида Адды-гуппи, которая была прежде жрицей бога Луны Сина. Находясь под влиянием матери и придя к власти, Набонид, захватив в 553 году до Р. Хр. Харран, восстанавливает храм, называвшийся Эхульхуль и пытается ввести культ бога Ина, как государственную религию Вавилонии. С помощью нового культа царь намеревался подавить сопротивление вавилонских жрецов Эсагилы и объединить Вавилонию, превратив ее снова в мощное государство. Но как это и было с Ассирией, чаша беззакония вавилонян переполнилась и пророчества, произнесенные за много лет Божьими пророками, исполнились. И, конечно же, языческий царь, надеясь на помощь бога Луны (за которым стоял князь тьмы) не мог воспрепятствовать этому. В 539 году до Р. Хр. Вавилонская империя была уничтожена [3].

Спустя почти 500 лет после этого, в 53 году до Р. Хр. под Харраном в битве с парфянами при Каррах погиб Марк Красс, возглавлявший римское войско, намереваясь присоединить земли Месопотамии к Риму. Но гордыня первого богача Римского государства была сломлена под стенами древнего города. В этой битве римляне потеряли 20 тыс. человек. В ходе раскопок города Мари была обнаружена целая библиотека, состоявшая из глиняных табличек, в части которых подробно рассказывалось о племени, названном в 18 веке до Р. Хр. веньяминами, обитавших там, и с которыми язычники Харрана и Мари вели войны. Эти сведения, как сегодня установлено, имеют прямое отношение к Библейским патриархам и их потомкам. Так что обитание их в этих краях сегодня является установленным историческим фактом [4].

Вот каким было тридесятое царство, куда Иаков отправился за невестой в дом родственников своей матери, почитавших, несмотря на жесткое религиозное давление поклонников Луны, Живого Истинного Бога. Однако пребывание в этом месте привело, в конце концов, к постепенному отхождению потомков Нахора, брата Авраама, от Истины, и со временем они растворились в языческой среде.

Авраам же, выбрав вечные небесные ценности, пошел на жизненные неудобства, покинув Харран и стал родоначальником великого народа, от которого произошел Спаситель Христос.

Но это будет спустя много веков, а пока Иаков бредет по пустыне в Харран, к своим родственникам, среди которых теплится живая вера.


Археологический комментарий

Цена невесты

Сегодня браки заключаются очень легко и просто: молодые люди, решившие пожениться, идут в ЗАГС, подают заявление и через месяц — они муж и жена.

В некоторых странах принято давать приданое за невестой, в других, напротив, жених должен принести дары за будущую жену ее отцу. До недавнего времени на востоке сохранялся древний обычай, согласно которому жених должен был некоторое время (иногда несколько лет) отработать в качестве выкупа за невесту у ее родителей. Вот как описывает упоминаемый обычай ученый и путешественник И. Буркхард в своей книге «Путешествие по Сирии»: «Однажды я встретил молодого человека, который восемь лет работал за одну еду; к концу этого срока он должен был получить в жены хозяйскую дочь, за которую иначе ему пришлось бы уплатить семьсот пиастров. Когда мы познакомились, молодой человек был уже три года женат. Но он горько пожаловался на тестя, который по-прежнему требовал, чтобы он выполнял за него даром самую тяжелую работу. Это мешало ему обзавестись собственным хозяйством и заботиться о семье. Встретились мы в районе Дамаска».

В Древнем же мире этот обычай был весьма широко распространен. И поэтому Иаков, не имея средств заплатить выкуп за Рахиль, вынужден был многие годы отрабатывать за нее у своего тестя Лавана. И не поэтому ли к заключению брака подходили крайне вдумчиво и ответственно, чего, к сожалению, не скажешь о современных браках. Рассказы о патриархальных обычаях вызывают улыбки в наш «прогрессивный» век, когда количество разводов приблизилось к количеству заключаемых браков. И хотя выкуп за невесту ушел в далекое прошлое, думаю, что ответственности в деле заключения брачного договора было бы не лишним поучиться у древних патриархов нам, вступившим в третье тысячелетие.


Археологический комментарий

Оформление прав на наследство

«И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих… и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию… и сказал им: …Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему. А отец ваш обманывал меня… Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? Не за чужих ли он нас почитает? … И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов… И ушел со всем, что у него было… На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним… и догнал его… И сказал Лаван Иакову: …зачем ты украл богов моих? … Иаков не знал, что Рахиль украла их. . Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них… И он искал, но не нашел идолов…» (Быт. 31 глава).

Когда я впервые прочитал 31 главу книги Бытие, меня немного смутили два факта. Во-первых, с какой целью Рахиль, которая исповедывала истинного Бога, забрала из дома своего отца фигурки языческих божков, идолов? Во-вторых, почему ее отец Лаван так трагично воспринял эту пропажу, ведь в древности не составляло особого труда купить изображения языческих богов? Многие исследователи Библии так же не могли дать четкого ответа на эти вопросы.

Объяснения пришли после раскопок древнего города Нузу. «Глиняные таблички Нузу утверждают, что обладание такими идолами закрепляло за кем-либо права главы семейства. Это своеобразное свидетельство, подтверждающее права собственности. Рахиль, знавшая, что отец заставил Иакова работать за нее семь лет, и что ее братья заявили свои претензии на отцовскую собственность, попросту решила прихватить глиняных идолов с собою, тем самым обезопасив права Иакова на наследство Лавана. Согласно закону, зафиксированному на глиняных табличках Нузу, имея при себе семь таких идолов и взяв с собою «свидетеля», можно было пойти к судье и заявить свои права на наследство. Это объясняет, почему Лаван стремился во что бы то ни стало заполучить глиняные фигурки богов» [5]. В архиве города Нузу, состоящего из тысяч глиняных табличек, обнаружено завещание, в котором отец оставляет своему старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, причем идол в завещании стоит наравне со всем наследством по значимости. В завещании подчеркивается, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника, принося жертвы идолу.

Из законодательства царя Хаммурапи так же известно, что зять, обладающий статуэткой тестя, пользовался правом на наследство наравне с сыновьями [6].

Благодаря этому открытию стало понятно, что, похищая идолов, Рахиль намеревалась использовать их не как предмет поклонения, а как право на наследство. Так, благодаря археологическому открытию, повествование 31 главы книги Бытие получило объяснение.


Археологический комментарий

Дольмены — каменные свидетели

«И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм; и ели там на холме. И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад…» (Быт. 31:46, 48).

Как видим, нет ни живых свидетелей, ни поверенных лиц, ни заверенных документов, а просто груда камней, дольменов, немых свидетелей договора. И при этом эффективность его соблюдения во много раз превосходила современные договоры, которые заключаются при многочисленных свидетелях под фото — и киносъемки журналистских объективов, при посредниках и гарантах соглашения. Достаточно, к примеру, вспомнить многочисленные арабо-израильские пакты, некоторые из которых не продлились и нескольких дней. Этот каменный памятник договора Иакова и Лавана сохранил не только их договор, но и донес до нас яркое свидетельство этой Библейской истории.

«Этот столб и собранные в кучу камни… принадлежит к типу грубых каменных памятников, до сих пор часто встречающихся в области, лежащей по ту сторону Иордана, включая и гору Галаад, где, по преданию, расстались Иаков и Лаван… Обычай собирать камни в кучи в качестве свидетелей, по-видимому, не исчез до сих пор в Сирии» [7].

Путешественники и историки 19 века, посещавшие Библейские земли, оставили первые подробные описания этих памятников. Вот как их описывает доктор Тристрам: «Часть нашего пути пролегала вдоль Вади-Атабейе, текущего вниз к югу от короткой, сразу круто спускающейся долины Зорка. Здесь на возвышенном скалистом берегу мы наткнулись впервые на дольмен, состоящий из четырех камней — грубых и неотесанных; три из них стояли под углом друг к другу, образуя три стороны четырехугольника, четвертый же лежал на них в виде крыши. Каждый камень представлял собой квадрат со стороной, примерно равной 8 футам. Начиная с этого места по направлению к северу мы постоянно встречали эти дольмены… все они неизменно находились на скалистых склонах холмов» [8]. Упоминаемый в 46 тексте 31 главы книги Бытие обычай есть на сложенных камнях так же находит подтверждение в истории. «Эта трапеза на камнях служила для скрепления договора… В их глазах неизменность камня действительно передавалась лицу, ставшего на него ногами и тем подкрепившему свою клятву» [9].

Так что заключение договора между Иаковом и Лаваном происходило в строгом соответствии с тогдашними традициями. Сегодня эти свидетели — дольмены взирают на нас, переступивших уже порог 3 тысячелетия, как бы спрашивая каждого, помним ли мы свои обещания, данные Богу и людям, являясь каменными свидетелями о патриархе Иакове, бывшем обманщике и хитреце, и ставшем победителем, Израилем.

 

Вопросы для размышления:

1. Отступаешь ли ты от своих намерений, если Бог через обстоятельства, других людей или через Библию показывает тебе их неправоту?

2. Можешь ли ты не согласиться со своими близкими, если их поведение и поступки идут вразрез с требованиями Бога?

3. Позволяешь ли ты Богу изменять свой характер или оказываешь сопротивление?

 

Постскриптум:

Чтобы приготовить нас для вечной жизни, Господь часто вынужден, ввиду нашего упорства, проводить нас чрез испытания и трудности.

В следующей главе мы узнаем о Белом камне, который жизненно важно приобрести каждому из нас. А так же о секрете успешной молитвы.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 22 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, с. 81.

[2] История Востока, М., РАН, 1997, т. 1, с. 241.

[3] История Древнего мира в 3 т., под. ред. Дьяконова И. М., Нероновой В. Д., Свенцицкой И. С., М., ГРВЛ, 1983, т. 2, с. 130, 132.

[4] Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, с. 120-121.

[5] Бойд Роберт Т., Курганы, гробницы, сокровища, Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 116-117.

[6] Хрестоматия по истории Древнего Востока под ред. Коростовцева М. А., Кацнельсона И. С., Кузищина В. И., М., Высшая школа, 1980, часть 1, с. 167-168; Косидовский, указ. соч., с. 79.

[7] Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.: Политиздат, 1985, с. 271, 276.

[8] Там же.

[9] Там же, с. 272.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко