Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 21

Орлиное гнездо

Археологический комментарий

В данной главе мы стоим у истоков не только трагедии в семье Исаака, но и у истоков трагедии целого народа.

Чечевичная похлебка стала причиной вражды не только между Иаковом и Исавом, но и между народами, произошедшими от них.

Эта история учит сегодня каждого из нас, что незначительный, на первый взгляд, поступок, удовлетворение сиюминутной прихоти может повлечь за собой последствия, тяжесть которых трудно даже вообразить.

Страшные последствия длиной в 2000 лет, концом которых станет страшная развязка…

 

Столица сынов Исава

Развалины древнего города ПетрыВ мире существует немного городов, которые бы называли «разбойничьим гнездом», «кровавыми камнями», «проклятым местом», «городом злых духов», «городом-призраком», «городом кровавых алтарей».

Но Петра — столица Едома или Идумеи, главный город сыновей Исава, получила в истории все эти весьма нелестные прозвища.

Нет ни одного древнего путешественника или современного археолога, который бы без ужаса описывал ее развалины.

«Хотелось бы, чтобы неверующий очутился на моем месте, среди развалин города в скалах, чтобы он открыл там Священную Книгу и прочел слова вдохновенного пророка, написанные еще в то время, когда этот заброшенный уголок земли был одним из величайших городов мира. Представляю, как ошеломлен будет недавний насмешник, как побледнеют его щеки, задрожат губы и в испуге забьется сердце, покуда разрушенный город будет кричать могучим и властным голосом, словно восставший из мертвых. И пусть не верит он Моисею и пророкам, — невозможно не поверить почерку Самого Господа, запечатленному в этих заброшенных вечных руинах» [1].

Сегодня город расположен на территории Иордании, на высоте более 900 метров над уровнем моря и 660 метров над окружающей местностью, долиной Аравы. Вся ее площадь составляет 60 кв. км. В долину можно пройти через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту. В древности основной вход в город пролегал с восточной стороны, через него и современные ученые и туристы попадают в древнюю столицу. Вот как один из них описывает свои впечатления: «Путь в город лежит через этот проход. Длина его составляет 2 км, а ширина достигает 10 метров и более. Зрелище действительно незабываемое: с двух сторон нависают красноватые и коричневатые скалы высотой до 100 м; вверху синеет полоска неба, под ногами шуршит крупный гравий и песок, пахнет сыростью и плесенью. Теперь ясно, почему римлянам не удавалось в течение нескольких лет взять Петру; ее жители, блокировав единственный узкий проход, ведущий в город-крепость, могли небольшими силами сдерживать целую армию… Вход в город ПетруКрасные скалы лишены растительности. В одном месте скалы этого узкого извилистого ущелья сближаются всего до 4 метров, тогда как высота самих скал достигает 84 метров. На… исходе часа пути, уже приближаясь к выходу из ущелья, застываем в изумлении: в отверстие в темном коридоре, метрах в двухстах от его конца, отчетливо видно освещенное солнцем розовое здание с колоннами и изящным фронтоном. Еще несколько минут терпения и перед нами ад-Дейр, одна из монументальных гробниц Петры (о назначении этой постройки в настоящее время единого мнения нет — А. О.)» [2].

Сегодня в Петре обнаружены дворцы, храмы, гробницы, античный театр и другие многочисленные постройки, весьма хорошо сохранившиеся до нашего времени, и все высеченные в камне! Эти сооружения воздвигались в различные эпохи и при разных хозяевах города, в числе которых были идумеи (18-2 вв. до Р. Хр.), набатеи (2 в до Р. Хр. — 106 г. по Р. Хр.), римляне (106-395 гг. по Р. Хр.), византийцы и, наконец, арабы. Одно время в 12 веке по Р. Хр. им владели и крестоносцы. И поэтому рядом с античным театром здесь можно увидеть здание эпохи идумеян или набатеев.

Памятников же, сооруженных после 6 века по Р. Хр. практически нет, ибо в ту эпоху город уже потерял свое значение.

Подавляющее большинство сооружений относится к Древней истории и Библейским временам. Одно из них пользуется особой известностью, благодаря своей глубокой древности, восходящей к идумейскому господству. Этим памятником является алтарь, расположенный на вершине Зибби-Аттуф, господствующей над Петрой. Развалины этого самого старого святилища были обнаружены англичанином Робинсоном в 1900 году на самой высокой скале, куда вели крутые ступени, заканчивающиеся у площадки, углубленной в скалу. Выше имелась еще одна площадка, где в древности находился огромный алтарь, на котором приносились страшные людские жертвы. Древние инженеры продумали все до тонкостей, вплоть до желобов, по которым стекала человеческая кровь. Красный цвет скальных пород, из которых вырублены и алтарь, и лестница, и дома словно бы вопиет к нам, далеким потомкам, о нескончаемой трагедии, которой сопровождалась древняя история этого места, о потоках крови, которые словно бы окрасили все в древней столице в красный цвет [3].

Этот алтарь был местом поклонения богу солнца, «который на протяжении многих веков бросал вызов истинному Богу… Красные ступени Петры … остаются символами дьявольского, преисполненного страстями поклонения, которое вызвало одно из самых решительных и серьезных пророчеств» [4].

Через своих пророков Господь многократно обращался к идумеям, призывая их покаяться и сойти с пути греха, но народ все дальше и дальше отступал от Бога.

И тогда гордому Едомскому народу был вынесен приговор, так ярко запечатленный в Божественных пророчествах.


Сквозь тысячелетия

Библейские пророчества об Едоме

Книга Бытие

25 глава

23 текст: «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем и два различных народа произойдут из утробы твоей; один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

Книга пророка Исайи

34 глава

9 текст: «И превратятся реки в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою».

11 текст: «И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней, и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения».

12 текст: «Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто».

13 текст: «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».

Книга пророка Иеремии

49 глава

10 текст: «А Я донага оберу Исава, открою потаенные места его и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его, и не будет его».

17 текст: «И будет Едом ужасом; всякий проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его».

18 текст: «Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем».

Книга пророка Иезекииля

25 глава

13 текст: «За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча».

14 текст: «И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего Израиля; а они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог».

Книга пророка Амоса

9 глава

12 текст: «Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие».

Книга пророка Авдия

1 глава

18 текст: «И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа — пламенем, а дом Исава соломою, зажгут его и истребят его, и никого не останется из дома Исава, ибо Господь сказал это».

19 текст: «И завладеют те, которые к югу горою Исава».

 

Выводы из пророчеств

1. Превосходство рода Иакова над родом Исава, который будет ему служить (Быт. 25:23).

2. Реки Едома лишатся воды (Ис. 34:9).

3. Из Едомского народа больше не произойдет ни одного царя (Ис. 34:12).

4. Население покинет город, там будут обитать звери (Ис. 34:13-15; Иерем. 49:18).

5. Народ идумейский будет полностью истреблен (Иерем. 49:10).

6. Изумление путников развалинам Едома (Иерем. 49:17).

7. Земля Едома станет пустыней (Ис. 34:9; Иез. 25:13; 35:7).

8. Израиль станет хозяином в Едоме (Иез. 25:14).

9. Остаток Едома войдет в состав Израиля (Ам. 3:12).

10. Племена с юга завладеют частью Едома и горой Сеир (гора Исава) — Авд. 1:19.

11. Кровавая история города (Иез. 35:6).

Прежде, чем перейти непосредственно к исследованию этих пророчеств в контексте исторических событий, мы кратко проследим основные вехи этого государства.

1. Разбойничье гнездо

Развалины древнего города ПетрыПервые жители появились на этой величественной скале около 19 века до Р. Хр., когда Исав вместе со своим семейством и многочисленными рабами облюбовал это неприступное место.

Первоначально город назывался Села (в переводе — скала), и только со 2 века до Р. Хр. он стал называться на греческий манер Петра (в переводе — камень, скала).

Первоначально идумеи (едомляне) управлялись старейшинами, но затем около 17 века до Р. Хр. у них появились цари. Основной доход этого государства складывался из двух статей. Во-первых, из взимания торговых пошлин с купцов, проходивших через земли Едома (Идумеи). Дело в том, что Петра лежала на пересечении торговых путей, «между Мертвым морем и северо-восточным берегом Аравийского залива и издавна служила складочным пунктом в торговле Аравии и Индии со странами Средиземноморского бассейна» [5].

Во-вторых, из разбойничьих набегов на тех же купцов, после того, как с них была взята пошлина, а также, набегов на соседние страны — Моав, Аммон, и, конечно же, Израиль.

К израильтянам идумеи питали особую ненависть, ибо не могли им простить обмана Иакова по отношению к Исаву, и не только беспощадно вырезали при набегах израильтян, но даже выкупали их, попавших в плен к соседним народам, только для того, чтобы предать мучительной казни.

Вообще, как мы уже упоминали, религия потомков Исава отличалась удивительной жестокостью, а образ жизни был сравним разве что с содомитским.

Израильтяне не раз совершали ответные походы в Едом для того, чтобы положить конец их регулярным разбойничьим набегам.

Но победы удалось достичь только при Давиде, который около 950 года до Р. Хр. разгромил войска Едома в Соляной долине, подчинив себе это непокорное царство.

Почти в течение ста лет гордые идумеи находились в составе Израиля, пока около 850 года до Р. Хр. не восстали против царя Иорама и вернули себе свободу.

Затем в продолжение еще 50 лет они вновь грабили и убивали израильтян, пока иудейский царь Амасия (801-775 гг. до Р. Хр.) не взял Петру и не сокрушил идумеев, обезопасив торговые пути на юг и юго-восток. Но господство евреев было недолгим. Ослабевшая от войн и отступившая от Бога Иудея не могла долго удерживать в повиновении Едом, который вскоре вновь становится независимым.

И снова набеги, снова кровь, насилие, жестокость.

Ученые утверждают, что история не знает другого государства кроме Едома, жившего лишь за счет грабежей. Он сравним лишь с пиратскими базами в Африке в средневековье.

Около 7 века до Р. Хр. земля Исава попадает в вассальную зависимость от Ассирии. Впервые за 1500 лет после свидания Исава и Иакова идумеи и израильтяне протягивают друг другу руки в 594 г. до Р. Хр.

Но если Исава и Иакова в свое время к этому привело искреннее раскаяние, то их потомков — общая беда. Ибо с востока все ближе и ближе к Палестине подвигались границы все набирающего силу Вавилонского царства и его молодого царя Навуходоносора Второго.

«В 594 году до Р. Хр. в Иерусалиме тайно собрались царские послы государств Моава, Едома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией о совместном выступлении против Вавилона» [6].

Но силы новых союзников не могли противостоять Вавилонской державе. Один за другим они были покорены, но в отличие от Моава и Аммона Едом сохраняет, правда вассальную, но независимость. И более того, его воины принимают участие в разорении Иерусалима.

Господь долго был милосерд к этому народу, призывая его через своих пророков покаяться и оставить прежний образ жизни, но идумеи шли все дальше и дальше в своем отступничестве.

Человеческие жертвоприношения, совершавшиеся на вершине Зибби-Аттиф вначале только во время больших праздников, становились все более распространенными, и, наконец, стали ежедневными. Пред идолами языческих богов умерщвлялись тысячи, а крови лилось так много, что сегодня камни буквально пропитаны ею.

«Так говорит Господь об Едоме:… Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь … на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю? «Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авдий 1:1, 3-4).

2. Царство Дедан

Час Божьего суда пробил над Едомом около 520 года до Р. Хр.

В это время при потворстве персов, ставших после падения Вавилона хозяевами Азии, до этого малоизвестное племя Дедан, ведущее свое начало от внука Авраама Дедана (см. кн. Бытие 25:3; 1 Пар. 1:32), со стороны Хеттуры.

Ненавидя грабивших их едомлян, дедане совершают вторжение на исконные земли сыновей Исава. После непродолжительного сопротивления они захватывают Петру, делая ее своей столицей. Библейское утверждение, «что человек посеет, то и пожнет», полностью исполнилось в жизни Едома.

Грабившие на протяжении веков всех и вся, идумеяне теперь были поставлены вне закона нового государства. Лишенные жилищ и одежды, полуодетые едомляне бегут со своей родины в Персию, к пленным иудеям, своим братьям, которых они нещадно грабили и убивали.

Особую агрессивность по отношению к едомлянам проявил царь Дедана Гешем, устроивший настоящий геноцид против них.

Пророчество Амоса, гласящее: «Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!» исполнилось в точности.

Уничтожая едомлян, царь Гешем так и не понял, за что постигло их такое бедствие. И поэтому вступил на тот же путь отступления от Бога, что привел к падению сыновей Исава. Более того, Гешем становится одним из тех, кто наиболее яростно пытается воспрепятствовать строительству храма во времена Ездры и Неемии.

Разгромив Едом, он стал наследником его кровавой религии и обычаев. И поэтому менее, чем через 100 лет на авансцену истории выходит новый народ набатеи, так же ведущий свою историю от Авраама, являясь потомками Наваиофа, сына Авраама Измаила (Быт. 25:13).

Этот кочевой народ в 4 веке до Р. Хр. сокрушает царство Дедан и захватывает Петру. Вновь на улицах города льется кровь, преследованиям подвергаются как дедане, так и едомляне, и без того влачащие тяжкую участь.

3. Набатейская держава

Со временем Набатея становится сильным государством, занимавшим северную часть Аравии, и далее, по берегу Аравийского залива до Левке-Коме, и до области древней Телы [7].

Цари Набатеи были одно время властителями и в Дамаске. Сильным противником этого государства становится Израильское царство, созданное в 160 г. до Р. Хр. во главе с династией Хасмонеев, проводивших захватническую политику, в результате которой большинство земель идумеев переходит в их владение. Проживавшие там потомки Исава были обращены в иудаизм. Вспомним, что пророчество о том, что Израиль станет хозяином в Едоме Иезекииль произнес тогда, когда его народ был в вавилонском плену, а едомляне праздновали падение Иерусалима в неприступной Петре.

Тогда это пророчество звучало абсурдно, но теперь приобрело реальность.

Народ набатеев, ставший преемником Едома и Дедана, так же не сделал для себя никаких выводов, продолжая отправлять страшное служение на алтарях Петры своим богам Дузаресу и Аль-Уцци [8].

В начале 1 века по Р. Хр. при царе Ободе Набатея попадает в вассальную зависимость от Рима. В 106 году по Р. Хр. император Траян окончательно присоединяет Набатею к империи. В последующие века землей Исава владели римляне и их наследники византийцы. Но Библейское пророчество гласило, что хозяевами горы Сеир (т. е. Петры) должны быть племена с юга.

И такие племена с юга пришли в 7 веке по Р. Хр., ими были арабы, ведомые под зеленым знаменем ислама своими халифами. С тех пор Петра, за исключением нескольких лет, когда на ее территории был замок крестоносцев в 12 веке, всегда входила и входит и поныне во владение «племен с юга» — арабов (сегодня Петра располагается на территории государства Иордания).

Но пророчество гласило, что Петра станет необитаемой, и это случилось в 3 веке по Р. Хр.

В связи с развитием торгового судоходства на Красном море караванная торговля стала угасать, и город, лежащий на перекрестках караванных путей стал не нужным. Римляне также к нему потеряли интерес. Единственными обитателями Петры вскоре остались лишь разбойники, но потом исчезли и они, так как дороги, проходившие через Петру, вконец обезлюдели [9].

Отметим одно важное обстоятельство: в отношении Вавилона, Ниневии и др. городов Библия утверждала, что они будут полностью разрушены, но о Петре не говорится в пророчестве, что она будет разрушена или сожжена. Говорится лишь о том, что она станет необитаемой, и единственными живыми существами в ней останутся филины и ежи.

И это лишний раз доказывает Боговдохновенность пророчеств Библии, в которых за много веков предсказывалась конкретная судьба отдельных государств, народов и городов.

Покинутая жителями Петра вскоре была забыта людьми. Вплоть до 19 века никто не мог сказать, где она находится, а многие вообще сомневались в ее реальном существовании, считая вымыслом свидетельства Библии и древних авторов.

4. Открытие Петры

Европейцем, открывшим Петру, стал швейцарский ученый и путешественник Иоганн Буркгард (1784-1817), посетивший вместе с проводником-арабом в 1812 году мертвый город на скале, в котором он узнал Петру [10].

При осмотре города ученый едва не был убит своим проводником. Дело в том, что когда Буркгард решил посетить город в скалах, он долго не мог найти проводника, ибо арабы наотрез отказывались его сопровождать из страха перед злыми духами, которые, по их словам, там обитали.

И тогда путешественник пошел на хитрость, сказав, что хочет принести жертву Аарону, могилу которого почитали арабы. Когда же вместо того, чтобы подняться к месту, где, как уверяли местные жители, находится могила Аарона, он начал рассматривать великолепные остатки города, араб понял, что европеец его обманул, и ищет сокровища, которые по арабскому преданию здесь находятся.

И только находчивость ученого спасла ему жизнь.

Спустя 18 лет Петру посетил художник Леона де Лаборда, сделавший 70 гравюр древнего города.

В наше время Петру посещают туристы, совершающие путешествие по Иордании.

Жизнь покинула не только города едомлян, но и их земли. Вместо полноводных рек и живописных долин ныне там господствуют пересохшие русла рек и пустыня [11].

Исполнилось все, что Бог предсказал через Своих пророков Исайю и Иезекииля (см. выводы из пророчеств 2 и 7).

Но даже сегодня Петра продолжает уносить жизни людей: «…оставаться в Петре довольно рискованно. Проводник … рассказал, как недавно здесь утонула группа французских туристов, которых гроза застала в Сике (горный проход к Петре — А. О.). Хлынувшие во время дождя потоки воды с отвесных скал быстро превратили узкий коридор в бурный поток с отвесными берегами» [12].

И еще одно проклятие для людей дала земля едомлян — царя Ирода, едомлянина по происхождению, вобравшего в себя все страшные черты своего народа и правление которого не нуждается в особых комментариях [13].

Итак, как предсказывали пророчества Библии, земли Едома сегодня поделены между Израилем (вывод из пророчеств 8 и 1) и Иорданией, т. е. арабами (вывод из пророчеств 10).

Его земля стала пустыней, а реки лишились воды (выводы из пророчеств 7 и 2).

Население покинуло Петру (вывод из пророчеств 4 и 11), сегодня там живут лишь филины и ежи (вывод из пророчеств 4), и только путешественники изумляются развалинам Петры (вывод из пророчеств 6), а народ идумейский погиб (вывод из пророчеств 3 и 5).

Вся же эта трагическая история города, государства и народа началась… с чечевичной похлебки.

В следующей главе мы узнаем, как можно потерять двадцать лет, но приобретя при этом жизнь; а так же узнаем цену невесты.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 21 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] А. Кит. «Свидетельства истинности христианской веры».

[2] Герасимов О. Г. «На Ближневосточных перекрестках», М., Наука, 1983, с. 127 - 128.

[3] Атлас чудес света, М., БММ АО, 1996, с. 85.

[4] Вандеман Д., «Мятежная планета», М., Весть надежды, 1993, с. 343-344.

[5] Момзен Г., «История Рима», в 4 т., Ростов-на-Дону, Феникс, 1997, т. 4, с. 373-374.

[6] Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1970, с. 81.

[7] Момзен Г., т. 4, с. 374.

[8] Атлас чудес света, с. 85.

[9] Герасимов О. Г. На ближневосточных перекрестках. — М.: Наука, 1983, с. 129; Путинцева Т. А. Следы ведут в пески Аравии. — М.: Наука, 1986, с. 242.

[10] Путинцева Т. А. Следы ведут в пески Аравии. — М.: Наука, 1986, с. 235-242.

[11] См. географическую карту Палестины.

[12] Герасимов О. Г. На ближневосточных перекрестках. — М.: Наука, 1983, с. 128.

[13] Иосиф Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко