Д. О. Юнак. Миф или Действительность
Часть I. Библия — Богодухновенная Книга Творца

Глава 6
(часть первая)

Мнимые противоречия Библии

«…есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели превращают, как и прочие Писания» (2Пет. 3,16).

В первой главе уже рассматривался вопрос о том, что Библию писали более тридцати человек, в разное время на протяжении более 1600 лет, жившие в разных местностях: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме и в других городах и странах. Несмотря на то, что писали ее люди различного социального происхождения, с большим различием в образовании, например, Моисей, окончивший высшие Египетские школы; Самуил — пророк и священник с детских лет, учредивший школы пророков в Израиле; Давид и Соломон, исполненные особым даром от Господа; Иеремия, прибегавший к услугам писца Варуха; Амос, пастух из Фекои; необразованные рыбаки, Петр, Иоанн и Иаков; врач Лука; Савл, философ из Тарса, обучавшийся у знаменитого Гамалиила, и другие. Несмотря на различие в характерах и на политические перемены, происходившие в их время в истории царств и народов, где они жили, написанные ими книги Библии смогли стать и остаться до наших дней единой книгой — Книгой книг. И это еще раз подтверждает слова апостола Петра: «Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (2Пет.1:21).

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Благодаря этому мы имеем возможность получить довольно полное представление относительно любого события, исторического факта, предписания, правила или закона.

Не напрасно в эпиграф этой главы внесен стих ап. Петра. В свое время ап. Петр говорил эти слова относительно посланий ап. Павла, мимоходом указывая и на «прочие Писания».

В наше время некоторые отыскивают «нечто неудобовразумительное» — неясные места и трудные тексты — Библии, и, не разумея духа истины и не будучи утвержденными, «превращают» (вернее — извращают) смысл многих текстов Писаний «к собственной своей погибели», ибо не желают вникнуть в их смысл, не желают отыскать объясняющий текст или узнать историческую причину, а спешат поскорее выхватить то или иное место, преждевременно торжествуя: глядите, вот оно, противоречие. Делая поспешный вывод, что Библия не Богодухновенна, что ей нельзя верить, они отпадают от истины (если когда-либо верили ей) сами и увлекают за собой в погибель других, таких же как и сами, слабых в вере и сомневающихся. Такие люди совершают большую ошибку в своей жизни, не желая серьезно исследовать Писания. Им следовало бы еще раз проверить подобные «противоречия». Постараться найти объяснения и тогда делать выводы.

«Библия полна ошибок и противоречий», — бросил некто подобную фразу на борту парохода, совершавшего плавание по Средиземному морю, но неожиданно встретил отпор. Его попросили, не будет ли он так любезен, указать хотя бы на одну ошибку в Библии. «Смельчак» ничего, кроме своего смущения, не смог доказать. Растерянно повторяя одни и те же слова: «да, она полна ошибок…» — он удалился с глаз.

Библия, положенная перед ним, осталась лежать неоткрытой… по-видимому, он вообще не держал Библию в своих руках.

Именно таковы большинство из тех, кто говорит, что Библия не является Словом Божьим».

Мы можем убедиться в том, что Библия полна гармонии, а кажущиеся в отдельных случаях противоречия являются следствием непонимания того или иного места Библии, или, в редких случаях, неточного перевода.

Попробуем вместе, дорогой читатель, проследить эти, так называемые противоречия, и попытаемся уяснить их смысл, найти ответ.

 

1. Родословие Христа. Мат. 1,1-16; Лук. 3,23-38.

Начнем наш разбор с этого, всем хорошо известного разночтения в родословной Иисуса Христа, которую приводят евангелисты Матфей и Лука. Это первое место, которое смакуют выискивающие противоречий. «Объясните, — спрашивают они, — кто был отцом Иосифа (дедушкой Иисуса) — Иаков или Илий? И далее: «Кто был отцом Салафииля — Иехония или Нирий?» (Мат. 1,12; Лук. 3,27).

Прочтем и внимательно сравним обе родословные:

Мат. 1,1-16: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его, Иуда родил Фареса и Зару от Фамари, Фарес родил Есрома, Есром родил Арама, Арам родил Аминадава, Аминадав родил Наассона, Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза от Рахавы, Вооз родил Овида от Руфи, Овид родил Иессея, Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею, Соломон родил Ровоама, Ровоам родил Авию, Авия родил Асу, Аса родил Иосафата, Иосафат родил Иорама, Иорам родил Озию, Озия родил Иоафама, Иоафам родил Ахаза, Ахаз родил Езекию, Езекия родил Манассию, Манассия родил Амона, Амон родил Иосию, Иосия родил Иоакима, Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля, Салафииль родил Зоровавеля, Зоровавель родил Авиуда, Авиуд родил Елиакима, Елиаким родил Азора, Азор родил Садока, Садок родил Ахима, Ахим родил Елиуда, Елиуд родил Елеазара, Елеазар родил Матфана, Матфан родил Иакова, Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Луки 3,23-38: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Илиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фарин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий».

а) «В этих двух родословиях действительно находим разночтения:

1. По Матфею — Иосиф происходит от Давида через Соломона, по Луке — от Давида через Нафана, другого сына Вирсавии.

2. По Матфею — от Зоровавеля, через его сына Авиуда, по Луке — от Зоровавеля, через другого его сына, Рисая.

3. У Матфея, отцом Иосифа называется Иаков, а у Луки — Илий.

4. Матфей отцом Салафииля считает Иехонию, напротив Лука — Нирия.

5. Матфей ведет родословную от Авраама по восходящей линии, Лука — наоборот, по нисходящей и доводит ее до Адама.

Эти разночтения легко объясняются следующим образом: Матфей приводит родословную Иисуса Христа через Иосифа, а Лука — через Марию. Иаков, был родным отцом Иосифа, а Илий (Иоаким) тестем Иосифа и отцом Марии. (Нужно заметить, что Матфей говорит: Иаков родил Иосифа, а Лука, напротив, что Иосиф был, как думали, сын (зять) Илии: (греческое выражение, означающее вообще близкое родственное отношение, — весьма легко допускает такой смысл). С этим согласно и иудейское предание, которое гласит, что отцом Марии был Илий. Мария была единственной дочерью у своих родителей, а по иудейскому закону такая дочь имела право на отцовское наследство (Числ. 27,8). Кроме того, дочь-наследница должна была сохранять имя своего отца и через своего мужа вносилась в родословные списки. Муж такой наследницы, кроме своей родословной (как мы читаем об Иосифе у Матфея) должен был вписаться еще и в родословную жены, и, как сын (зять) своего тестя, сохранять его имя (Неем. 7,63; 1Пар. 2,21-22; Чис. 32,40-41). Поэтому Лука называет Иосифа сыном Илия. То же самое и в отношении Салафииля. Здесь, вероятно, имело место так называемое ужичество. Об ужичестве говорится во Втор. 25,5-10: если израильтянин умирал бездетным, то ближайший его родственник должен был взять себе в жену вдову покойного, и первый сын от такого брака получал имя покойного и так вписывался в родословные списки. Вполне допустимо, что Салафииль был родной сын Нирии, а по ужичеству сын Иехонии.

После этого обе родословные могут быть соединены между собою следующим образом:

Соломон (сын) — по Матфею
1. Давид (отец) <
Нафан (сын) — по Луке

по Матфею:

Иехония (отец по ужичеству)
2. Салафииль (сын) <
Нирий (родной отец) — по Луке

Авиуд (сын) — по Матфею
3. Зоровавель (отец) <
Рисай (сын) — по Луке

Иаков (отец) — по Матфею
4. Иосиф (муж Марии) <
Илий (тесть) — по Луке

Православный комментатор говорит:

«Евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, а так как евреям надлежало доказать, что Иисус есть Истинный Мессия, обещанный их праотцам, и что Он происходит от Давида и Авраама, то Матфей и начинает свое Евангелие родословной Иисуса Христа. Зная, что Иисус не был сыном Иосифа, евангелист не говорит, что Иосиф родил Иисуса, а говорит, что «Иаков родил Иосифа мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христом». Но почему он приводит родословную Иосифа, а не Марии? По объяснению Златоуста, евреи не имели обыкновения вести родословные по женской линии, закон же их повелевал брать жену непременно из того же колена и рода, к которому принадлежал муж. Поэтому евангелист, не отступая от обычая, привел родословную Иосифа для того, чтобы доказать, что Мария жена Иосифа, а следовательно и родившийся от нее Иисус, происходит из того же рода Давидова и колена Иудина».

«Лука же, писавший не для евреев, по-видимому, взглянул на дело иначе. К чему ему было приводить родословную Иосифа, если Евангелия утверждают, что Иисус не был сыном Иосифа, а родился от Девы Марии и Духа Святого? Не лучше ли привести родословную самой Марии и тем доказать происхождение ее и рожденного ею Иисуса от царя Давида? Ведь это будет несравненно убедительней, чем основанное на еврейском обычае предположение о непременном происхождении Марии из того же рода, к которому принадлежал Иосиф. Так, вероятно, думал Лука, когда приступил к описанию происхождения Иисуса Христа. Он знал, что все современники Иисуса, в особенности жители Назарета, считали Иисуса сыном Иосифа… и должен был в родословии Иисуса и Его матери оговориться, что Иисус не был сыном Иосифа, но, что Его только считали таковым, «думали, что Он сын Иосифа».

…Лука доказал происхождение Иисуса от Давида кровным родством… Девы Марии с Давидом. Но почему же он не говорит, что Иисус был сын Марии, Илиев и т. д.? — Да потому, что у древних (евреев, греков) дети именовались по отцу, а не по матери, подобно тому, как и мы называем друг друга по имени и отчеству». [138]

Как видим, евангелист Лука только дополнил родословную Иисуса Христа и противоречия здесь нет.

 

2. Исчисление Давидом Израиля

2Цар. 24,1. «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».

1Пар. 21,1. «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

На первый взгляд здесь противоречие. В первом тексте вроде Господь возбудил Давида сделать исчисление Израиля, а из второго ясно видно, что возбуждение сделал сатана. Где истина?

Бог не побудил Давида к исчислению народа, но Он допустил Давида к этому. Почему? Давид достиг славы после победы над филистимлянами (1Цар. 18,6-7). «Когда они шли при возвращении Давида с победы над филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами. И восклицали, игравшие женщины, говоря: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Потом он увидел, как все окружающие народы укрепляются, и это, по-видимому его встревожило. Кроме того, даже его сын Авессалом восстал против него. Теперь, будучи окруженным со всех сторон врагами, Давид был очень потрясен. Он начал взывать к Богу о помощи: (Пс. 3,2-3; 12,2-3) «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «Нет ему спасения в Боге»… Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?»

Видя, что нет никакой помощи от Бога, он впадает в уныние и говорит: «И душа моя сильно потрясена, Ты, же, Господи, доколе?» (Пс. 6,4)

Теперь сатана использует момент, когда Давид в таком критическом положении и побуждает его исчислить свой народ, чтобы он видел свое могущество и не надеялся на помощь Божью. Но Давид был предупрежден об этом: (1Пар. 21,3) «И сказал Иоав: «Да умножит Господь народ Свой во сто раз, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?» (см. 2Пар. 24,3).

Только когда исчисление было сделано, и список был подан Давиду, совесть его проснулась, и он дал себе отчет, что нехорошо поступил: «И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне, прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно» (1Пар. 21,8; 2Цар. 24,9).

Из этих слов Давида видно, что он сам сделал это исчисление по упорству сердца своего. Предупреждение было дано, но он не принял его, тогда Господь не воспрепятствовал ему сделать преступление. Подобный пример находим и в примере с Израилем: когда Израиль не желал слушать голоса Божьего, Господь не препятствовал ему делать то, что он хотел (см. Пс. 80,9-13; Иез. 20,25-26). А когда народ приходил в себя и сознавал, что нехорошо сделал, то обращался к Богу и говорил: «Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего» (Ис. 63,17).

Из этого видно, что Господь не побуждал Давида сделать исчисление, а лишь не препятствовал ему сделать это.

Далее, если мы внимательно исследуем эти места, то заметим следующее: во 2Цар. 24,1 слово он написано не с заглавной, а с прописной буквы, а это значит, что оно не относится к Богу. Ведь в Библии все местоимения, относящиеся к Богу пишутся с большой (заглавной) буквы. Значит местоимение «он» в этом стихе относится к кому-то другому, а именно, как выясняет место 1Пар. 21,1, к сатане. Читай несколько примеров, являющихся доказательством того, что местоимения «Он», относящиеся к Богу, пишутся с большой буквы: Пс. 94,5-7; Осии 5,6; Мат. 24,26; 27,47; Лук. 7,39; 15,2; 23,2.41; Иоан. 7,11.27, и другие. Внимательно проследив все это, мы видим, что в этом случае противоречие только кажущееся.

 

3. Земля пребывает вовеки.

Еккл. 1,4: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки».

2Пет. 3,10: «Земля и все дела на ней сгорят».

Здесь нет противоречия. Соломон делает сравнение продолжительности человеческого рода и земли: род человеческий проходит один за другим (род за родом). Земля, напротив, постоянно та же (т. е. одна). Петр же говорит об обновлении земли и очищении от греха. Все греховное сгорит. «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий».

«…тогда все надменные и поступающие нечестиво, будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня и ни ветвей» (Мал. 3,2; 4,1). Земля не сгорит, а «растает», очистится от греха. Поэтому Петр и задает такой вопрос: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии нам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают?» (2Пет. 3,11-12). И далее в следующем тринадцатом стихе апостол выражает надежду, показывающую, что народ Божий имеет ясное представление, как «сгорит» земля: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли (обновленной земли), на которых обитает правда». Как произойдет обновление земли еще яснее выражено у пророка Михея 1,3-4: «Ибо вот Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, — и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны». После этого остается «новая земля» с «новым небом» (атмосферой). Иоанн Богослов в Откр. 21,1. пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».

Подобным образом следует понимать и тексты из Евр. 1,10-12: «И: «вначале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшает как риза. И как одежду свернешь их, и изменятся, но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Ис. 51,6). «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее вымрут». Пс. 101,27: «Они погибнут, а Ты пребудешь. И все они как риза обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, и изменятся».

Таким образом земля будет стоять вовеки, однако, в свое время, во время очищения, — очистится, переплавившись в огне и изменившись.

 

4. «Тяжело согрешил…»

2Цар. 24,10: «И вздрогнуло сердце Давида после того, как он сосчитал народ, и сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так».

3Цар. 15,5: «Давид делал угодное перед очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином».

«С одной стороны, мы видим, что Давид согрешил, производя народную перепись в Израиле, с другой нам говорят, что Давид ни разу не согрешил, за исключением похищения жены у Хеттеянина Урии» [139] — негодует Ярославский.

Исследуя другие места Библии, можно заметить, что исчисление не считалось грехом, и часто Сам Бог повелевал исчислять: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской… говоря: «Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно» (Чис. 1,1-2).

«После сего поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: «Исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их всех годных для войны у Израиля» (Чис. 26,1-2).

Однако, при исчислении требовалось от каждого исчисляемого внести за себя выкуп, чтобы не быть пораженным язвой от Господа: «Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых, при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их» (Исх. 30,12).

Исчисление, которое произвел Давид (2Цар. 24,10) было неугодно Господу потому, что оно было не по повелению Господа, а из-за гордости царя и для умножения его славы, а это считалось преступлением: «И сказал Давид Богу: не я ли велел исчислить народ? Я согрешил, я сделал зло, а эти овцы, что сделали? Господи, Боже мой! Да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, а не на народе Твоем, чтобы погубить его» (1Пар. 21,17).

«…народная перепись является одним из событий конца правления Давида… она следует за победоносной войной Давида, увеличившей славу его царства и способствующей возникновению непростительного для царя теократии чувства гордости и самопревозношения». [140]

Что же касается «поступка с Уриею Хеттеянином», то здесь прямое нарушение заповедей Божьих. Сознавая это летописец потому и пишет, что кроме этого поступка Давид «не отступал от всего того, что Он (Господь) заповедал ему, во все дни жизни своей», т. е. не отступал от заповедей Божьих. В поступке с Уриею была не ошибка, а сознательный и преднамеренный грех.

 

5. Разница в исчислении Израиля.

2Цар. 24,9: «И подал Иоав список народной переписи царю: и оказалось, что израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а иудеев — пятьсот тысяч».

1Пар. 21,5: «И подал Иоав Давиду список народной переписи и было всех израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч обнажающих меч, и иудеев — четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч».

Здесь ясно видно, что это не противоречие: во 2Царств указано число «мужей сильных, способных к войне», а в 1Парал. — число всех израильтян и число «обнажающих меч» (т. е. состоящих в армии; а способных к войне, т. е. призывников и резервистов, по книге Царств, было больше). Значит часть способных к войне не была призвана в армию и не «обнажала меча».

 

6. Вознесение на небо.

4Цар. 2,11 в т.ч.: «И понесся Илия в вихре на небо».

Иоан. 3,13: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах».

Как понять эти места Священного Писания? Во первых: куда же вознесся Илия, Енох, куда взят Моисей? — Они переселены на другие планеты.

Елена Г. Уайт пишет:

«Господь позволил мне взглянуть также и на другие миры. Мне даны были крылья и один Ангел, проводил меня на одну большую дивную планету. Трава на ней имела свежий, зеленый вид, птицы заливались сладостным пением. Обитатели этой планеты были различной величины, они были красивы, величественны и полны любви. Они были очень подобны образу Иисуса, и их лица сияли от святой радости, соответствуя блаженству и преимуществу того места. Я спросила одного из них, почему они настолько превосходят жителей земли. Последовал ответ: «Мы ходим в полном повиновении заповедям Божьим и не пали, вследствие непослушания, как люди, живущие на земле. Затем видела я два дерева. Одно дерево было похоже на дерево жизни в святом городе. Плоды обоих дерев были привлекательны. Они имели возможность кушать плоды обоих деревьев, но от одного они не должны были вкушать (по своей воле)… Сопровождавший меня Ангел сказал: «Никто из живущих здесь не ел от этого дерева, но если бы они вкусили от него, то пали бы». После этого я была перенесена на другую планету, которая имела семь лун. Там видела я старого Еноха, который был взят от земли. В правой руке он держал пальмовую ветвь и на каждом листочке было написано: «победа»… Я спросила: «Это то место, куда ты переселился, когда был взят от земли? — Он отвечал: «Нет, моя отчизна святой город, я только посетил это место». Но он себя так свободно чувствовал на этом месте, будто он был там вполне, как дома». [141]

Под словами же Христа: «Никто не восходил на небо», — следует понимать на небо к Отцу, где находится Его престол, откуда нисшел Христос.

Поэтому верен и тот и другой стих, — значения же их разные.

 

7. Рожденный от Бога не грешит.

1Иоан. 3,9: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».

Еккл. 7,20: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы».

3Цар. 8,46 в т.ч.: «…ибо нет человека, который не грешил бы…»

Верно то и другое. Действительно, нет на земле человека святого, без греха: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Однако, верно и другое, что «рожденный от Бога», в сердце которого живет Христос, «не делает греха» сознательно. Для такового грех отвратителен, и он, по словам ап. Павла, «мертв для греха и жив для праведности» (Рим. 8,10). Все же и тот, чье «тело мертво для греха» — не святой: он также может спотыкаться и падать, однако, он не остается во грехе, а поднимается и продолжает путь праведности дальше, так как грех не имеет силы над ним.

«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан. 5,18). Он не грешит сознательно, преднамеренно, подобно как это склонен делать тот, в сердце которого нет Бога.

 

8. Послушание — лучше жертв.

Быт. 8,20-21: «И устроил Ной жертвенник Господу, и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека».

Числ. 28,27: «И принесите всесожжение в приятное благоухание Господу из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев».

Как примирить эти места со следующими:

Пс. 50,18: «Ибо жертвы Ты не желаешь, — дал бы ее; к всесожжению не благоволишь».

Ис. 1,11: «К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу».

Мих. 6,6-8: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться перед Богом Небесным? Предстать ли перед Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступления мои и плод чрева моего — за грех души моей?» «О, человек! Сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим».

По существу уже последний из приведенных стихов пророка Михея поясняет, что здесь нет противоречия. Однако Е. Ярославский, любитель выискивать противоречия в Библии, прибег к своему излюбленному методу и специально опустил часть стиха, объясняющего смысл, чтобы создать противоречие (см. Е. Ярославский. «Библия для верующих и неверующих», стр. 374).

Господь установил после грехопадения, а позже в Израиле закон жертвоприношений, не из-за того, что любил «обонять» запах жертв и курений, но для того, чтобы народ мог лучше понять жестокость греха и величие будущей, искупительной жертвы Сына Божьего, оценить полученное спасение через пролитие Его святой крови. Все жертвоприношения, которые должны были приноситься по воле Божьей, становились «приятным благоуханием Господу», поэтому и было дано Израилю предписание, какие жертвы, когда и как народ должен был приносить, чтобы приносящий приобрел благоволение от Господа: «То, чтобы сим приобресть благоволение от Бога, жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите, ибо это не приобретет вам благоволения» (Лев. 22,19-20).

Когда закон жертв утерял свою силу и превратился в формальность, когда народ посчитал, что этими жертвами он угождает Богу и стал злоупотреблять этим, — то Бог через пророков объяснил, что послушание лучше жертв.

Когда Саул взял из заклятого, которое Господь определил к истреблению, и оставил лучшее для жертвы Господу, то Господь через пророка Самуила сказал Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1Цар. 15,22).

Относительно же того, о чем Давид говорит, что «жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее», — то этим он желает сказать, что он готов дать любую жертву в выкуп за свой грех, который он совершил и который сейчас исповедовал перед Богом, в поступке с Урией (Пс. 50, 2-10), но Бог не нуждается в ней, потому что Богу угодно раскаяние сокрушенного и смиренного сердца: «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50,19).

Еще прямее Господь обличает через пророка Исайю тех, которые приносят жертвы и продолжают творить беззакония: «Не носите больше даров тщетных, курение отвратительно для Меня, новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды… тогда придите…» (Ис. 1,13-18).

А пророк Михей, видя такое жалкое состояние народа, зная как Господь порицает Свой народ — задает такой вопрос: «С чем предстать мне пред Господом? Предстать ли перед Ним со всесожжениями?» (Мих. 6,6) И тут же сам отвечает: «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов?» (ст.7). И, наконец, поясняет, чем можно угодить Богу, — не жертвами, а справедливой, праведной и честной жизнью. (Мих. 6,8.)

Жертва была приятна только в том случае, когда люди омывались, и очищались, и учились делать добро; и, только после этого, приходили к Господу. Такую жертву Бог принимает. Подобно и в наше время, жертва уст наших может быть приятной в очах Господа только в том случае, если мы раскаиваемся от всего сердца, но если мы лицемерно славим Бога, то гнев Божий лежит на нас.

 

9. Нет места, где укрылся бы грешник.

Быт. 3,8 вт.ч.: «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».

Иова 34,22: «Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие».

Бог обратился к Адаму со словами: «где ты?» не потому, что Он не знал, где укрылся Адам с Евой; но для того, чтобы дать почувствовать Адаму, что Он знает, об их проступке и услышать, что они ответят Ему на это.

Е.Г. Уайт пишет: «Господь решил навестить Адама и Еву и сообщить им последствия содеянного преступления. Услышав, что Бог приближается в Своем величии, Адам и Ева старались укрыться от Его взора. В свое время они были святыми и непорочными. «И воззвал Господь Бог и сказал ему: «Где ты?» — Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». — И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3,9-11).

Этот вопрос Господь задал не потому, что Он не знал, что случилось, но чтобы убедить согрешивших в их проступке: «что случилось, что ты стыдишься и боишься? Не провинился ли ты, нарушив запрет?» — Адам признал свое преступление не потому, что искренне сожалел о своем проступке, а потому, что был разоблачен. И с целью самозащиты от страха наказания, чтобы выгородить себя, он попытался свою вину возложить на Бога. «Жена, которую Ты дал мне, чтобы была со мной, она дала мне плод от этого дерева и я ел». Потом Бог обратился к жене: «Что ты сделала?» — Ева ответила: «Змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3,12-13, польский перевод стиха). [142]

Таким образом стих из книги Бытие желает подчеркнуть, что это лишь Адаму и Еве казалось, что они скрылись. Что же касается Бога, то Он знал где они находятся. Подобно так думал скрыться и пророк Иона, бежавший «в Фарсис от лица Господня» (Иона 1,3), но Господь прекрасно знал, где он (ст. 4). И поставил препятствие на его пути.

Сегодня некоторые, подобным образом, склонны думать, что если никто из людей не видит, то можно делать все. Однако нет места, где можно укрыться от Господа. Об этом говорит Елиуй, один из друзей Иова: «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его».

Мы иногда бываем как малые дети, которые закрыв лицо свое считают, что их никто не видит, не подозревая о том, что это лишь они сами не видят никого, а их прекрасно видят. И, часто в ответ на это, таким детям задают подобный вопрос: «Где ты спрятался? Отзовись!» При этом все прекрасно понимают, что такой вопрос задается только лишь для детей.

Так было и с вопросом, заданным Адаму.

 

10. Искушение Иисуса Христа.

Мат. 4,1-10: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божьих» (Втор. 8,3). Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс. 90,11-12). Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6,16). Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все, это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Втор. 6,13).

Луки 4,1-12: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню: Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Втор. 8,3) И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Втор. 6,13). И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс. 90,11-12). Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6,16).

Почему ев. Лука описывает искушение Иисуса не в таком порядке, как это описывает ев. Матфей?

История искушения Иисуса, переданная ев. Лукой, в общем, согласуется с изложением евангелиста Матфея. Но порядок искушений у евангелиста Луки отличен от Матфеева: на втором месте Лука упоминает то искушение, какое у Матфея — на третьем месте. На этот счет критики нередко указывают, как на доказательство противоречия, существующего вообще между евангелистами. На самом же деле это не имеет серьезного значения. Оно свидетельствует о том, что ев. Лука излагает искушения не в хронологическом порядке, как ев. Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, где, по сообщению Матфея, происходило второе искушение, лежал через горы, то, ев. Лука мысленно проходя этим путем и решил сначала описать искушение бывшее на горе, а затем искушение, имевшее место в Иерусалиме. Подтверждением тому что ев. Матфей приводит в хронологическом порядке искушения, и искушение на горе считает последним, служит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «Отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого обращения сатана мог обратиться с новым искушением.

 

11. Голос слышали, а никого не видели.

Деян. 22,9: «Бывшие же со мной свет видели и пришли в страх, но голоса, Говорившего мне, не слышали».

Деян. 9,7: «Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя».

Что слышали и что видели спутники Павла?

Если внимательно исследовать и сопоставить эти два стиха, то можно заметить, что и здесь нет противоречия.

Действительно, спутники Павла стояли в оцепенении, будучи освещены светом, исходящим с неба. Они слышали голос Павла, как он отвечал Кому-то, но голоса Говорившего Павлу не слышали, кроме звуков шума, которого не могли разобрать и понять. Подобное было и во время Иисуса Христа. О чем читаем в Иоан. 12,28-29. Когда Отец дал ответ Иисусу, народ думал, что это гром, а не голос. Кроме того, спутники Павла Никого не видели, кроме ослепительного света. (Заметь: Лука пишет: «никого», а не «ничего», т. е. не видели Говорившего, а свет видели.)

Таким образом, спутники Павла видели свет, но не видели Господа, Которого видел апостол Павел. Слышали голос Павла, но не слышали голос Бога, который отчетливо слышал Павел.

 

12. Бога никто не может видеть.

1Иоан. 4,12 пер. ч.: «Бога никто никогда не видел».

Быт. 32,30 в т.ч.: «Я видел Бога лицом к лицу».

Как понять эти места?

Осия в 12,3-4, пишет: Иаков «…возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом и превозмог, плакал и умолял Его».

Апостол Иоанн, когда пишет: «Бога никто никогда не видел», — имеет ввиду Бога Отца в Его славе. Иоан. 1,18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Иаков, Моисей, Авраам и другие видели Сына Божьего и Ангелов без той славы, которую они имеют на небесах, которая по своему сиянию превосходит свет солнца. Апостол Иоанн в Откр. 1,16, пишет: «Лице Его — как солнце, сияющее в силе своей». Человек не может видеть славу лица Божьего и остаться в живых. Пророк Исайя говорит в 64,3: «Горы таяли от лица Твоего». Когда Моисей хотел видеть славу Божью, Господь не разрешил ему: «…сказал Он: лица Моего не можно увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале, когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видно» (Исх. 33,20-23).

 

13. У Бога нет перемены, но Бог Милостив.

Часто выискивающие в Библии противоречий сознательно упускают части текстов, которые объясняют и связывают воедино смысл Библейской истины. Приводим четыре таких места, подчеркнув в них части стихов, которые выписывают, как противоречивые:

Ионы 3,10: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Мал. 3,6: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь, посему вы сыны Иакова, не уничтожились».

Иак. 1,17: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменений и ни тени перемены».

Иез. 24,14: «Я — Господь, Я говорю: это придет, и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим буду судить тебя, говорит Господь Бог».

Если читать только подчеркнутые части стихов, то действительно кажется, что они противоречат друг другу. Эти примеры нас настораживают; мы должны лично проверять по тексту Библии все места, которые преподносят нам как противоречивые.

Против этого как раз предостерегает академик Белецкий: «Еще один путь, излюбленный антирелигиозниками: из цитаты выбрать то, что их устраивает, обрезать цитату по «живому». [143]

Бог наказывает только тогда, когда люди упорствуют. Исайя пишет в 65,12: «Вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание, потому что Я звал — и вы не отвечали, говорил — и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне». Однако, когда Бог изрекал наказание на какой-либо народ, и он раскаивался и оставлял свои грехи, тогда Господь отменял наказание.

Иеремия дополняет эту мысль в 18,7-10: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое перед очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его».

А Иезекииль вносит окончательную ясность. Иез. 33,12-16: «И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертию умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, — то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал не помянутся ему; он стал творить суд и правду, он будет жив».

Так было и с ниневитянами.

Говоря о неизменности Бога, пророк Малахия желает ободрить Израиля. Он говорит, что если Израиль обратится к Богу после падения (Мал. 3,7), — то Бог будет поступать с ним так, как говорит пророк Иеремия и Иезекииль, т. е. что Господь сказал о них доброе, Он то и сделает.

Для того, чтобы понять место у Иезекииля 24,14 — надо читать тексты до 13-го стиха. Тогда мы поймем, что здесь речь идет о наказании Израиля за его упорство. И так как у него уже накопилось много «мерзости» (ст.13), то Господь желает провести Израиля через очищение, путем наказания, чтобы эта «накипь» (мерзость) была удалена от Израиля. В 14 ст. Иеремия говорит, что как Господь сказал, так и произойдет.

А Иаков подтверждает неизменность Бога в том, что те блага, которые Господь посылает свыше на Свой народ, исполнятся, если народ Божий будет верным и послушным Ему во всем. (см. Втор. 28,1-6) Поэтому Иаков ободряет верующих в том, что если они будут послушны Богу во всем, то Бог Свои блага выполнит, потому что у Него нет, даже тени перемены. Это подтверждает в своем пророчестве Валаам: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит? Вот благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» (Чис. 23,19-20).

 

14. У Бога нет лицеприятия.

Рим. 2,11: «Ибо нет лицеприятия у Бога».

Рим. 9,13: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Действительно, верен стих, что у Бога нет лицеприятия. И не потому избран Иаков, что он был красив, а Исав — косматый; и не потому, что Иаков имел заслуги, а Исав их не имел. Апостол Павел в 11-12 стихах этой же 9 главы, пишет: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего».

Это никак не назовешь лицеприятием. Благословение Божье не от дел и не от подвигов.

Дела праведности мы обязаны творить, как обязаны исполнять закон жизни (Закон Десятисловия), чтобы жить, а Отец усмотрит наше назначение и награду для нас, как Ему угодно. Однако мы не должны рассуждать, что раз избрание не зависит от нас, ни от наших дел, то нам можно и не исполнять закон и волю Божью, а ждать, к какой категории мы будем причислены — к предназначенным для спасения или же для смерти. Если бы Иаков так рассуждал, посчитав, что он уже избран, и ему нет надобности творить волю Господа, то над ним мог бы быть произнесен приговор, записанный в Иезекииля, 33,13: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на праведность свою, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал». Поэтому исполнять Закон Божий — это наш долг как творения Божьего. Закон Божий исполняют и Ангелы, и жители непавших миров. И на небе существуют различные избрания и назначения, и это не зависит от заслуг. Быть ли рядовым ангелом, или херувимом, или серафимом, или осеняющим, это полностью зависит от Бога.

И если мы желаем также удостоиться особого небесного звания, то должны последовать совету апостола Павла: «И потому я бегу, не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Для того, чтобы понять Рим. 9,13, надо знать не только это место из Библии, но и другие места.

К примеру:

Пс. 138,2-3: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю. Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе».

Из вышеприведенных стихов Библии становится ясно, что Бог знает всю жизнь человека от начала до конца, еще до его рождения. Так Бог все знал и относительно этих двух братьев, Исава и Иакова. Бог знал характер Исава, знал что он будет легкомысленным и не будет дорожить Божьими обетованиями. Это мы и наблюдаем в его жизни: «И сварил Иаков кушанье, а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал… Но Иаков сказал: продай мне теперь же твое первородство. Исав сказал: вот я умираю, что мне в этом первородстве?» (Быт. 25,29-32) Целью Исава было удовлетворить свое сиюминутное желание, а будущее его не интересовало. Он поступал безрассудно. Он продал свое первородство за тарелку чечевицы. После Исав понял, что он сделал, но было уже слишком поздно. Он со слезами просил отца о благословении, о чем читаем в Бытие 27,30-38.

Беспечный характер Исава сравнивается с характером блудников и нечестивцев: «Чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от первородства» (Евр. 12,16).

Бог возненавидел не Исава, а его легкомыслие. Грешника же Бог любит: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5,8). Текстом из Рим. 2,11, ап. Павел доказывает справедливость Божью, как в наказании так и в помиловании. Бог не смотрит на лице человека, будь он иудей или язычник, черный или белый, — каждый может получить спасение. (см. Рим. 2,4-11)

 

15. Нисшедшие в могилу не выйдут до дня воскресения.

Иова 7,9-10: «Нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его».

1Кор. 15,52: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

Воскреснут или не воскреснут умершие? Что хочет сказать Иов?

Стих 10 поясняет, что «не возвратится в свой дом» и «не увидит его место его», т. е. сам своей силой не встанет (не воскреснет), как это бывает с тем, который ложится спать (Иов. 7,10) и не вернется к своему домашнему очагу. Только труба Господня в последний день пробудит мертвых — одних для жизни, а других для вечной смерти. А то, что Иов также верил в воскресение, видно из следующего его заявления: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19,25-26). Об этом говорит и ап. Павел в 1Кор. 15,51-54.

 

16. «Блаженны нищие духом».

Мат. 5,3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Мат. 10,16: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

Нищие духом — это не юродивые, а те, которые не высоко думают о себе.

Нищие духом — это кроткие, смиренные, именно таковых есть Царство Небесное.

«Все, признающие себя нищими духом, чувствующие, что в них нет ничего хорошего, могут достигнуть праведности и силы, взирая на Христа. Он говорит: «Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Он предлагает нам сменить нашу нищету на богатство Его праведности». [144]

И тогда, наделенных Его праведностью и духовно зрелых Он посылает, «как овец среди волков», в этот мир и заповедует им, чтобы были «мудры, как змии», чтобы древний змей не обольстил, и чтобы грех не совратил их. Для этого нужна мудрость, но не человеческая; для этого нужна сила, но не земная. Для этого необходима сила и мудрость свыше — сила Святого Духа, которую могут получить только признающие себя «нищими духом». Таковые сознавая свое ничтожество, способны учиться. Они призывают на помощь своего верного и скорого Помощника и Друга, своего Спасителя, Иисуса Христа. Посему они и названы блаженными. Они нищие, но не в смысле неимущие; они нищие, потому что постоянно жаждут мудрости; поэтому они и получают небесную мудрость. И тогда «немудрое Божье премудрее человеков» (1Кор. 1,25).

 

17. «Блаженны миротворцы».

Мат. 5,9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

Мат. 10,34-35: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее».

Миротворцы — это те, которые стараются примирить враждующих с Богом или с их ближними. «Ибо незнавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2Кор. 5,21). «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12,18).

«Кроме Христа, нет другого источника мира. Благодать Иисуса, принятая в сердце, заглушает в нем голос вражды и распрей и наполняет душу любовью. Тот, кто живет в мире с Богом и ближним, не может быть несчастным. В его сердце нет чувства зависти, нет места для злой подозрительности, нет и тени презрения и ненависти. Каждый, согласный с требованиями Божьими почувствует на себе действие небесного мира и будет распространять его благотворное влияние на других. Подобно росе дух мира низойдет на утомленные и усталые от светской суеты сердца. Тот.., кто словом и делом побуждает другого отречься от греха и полностью отдать свое сердце Богу, — тот, действительно, миротворец». [145]

Однако князь мира сего не сдает без боя свои позиции. Он вселил ненависть в сердца своих подданных по отношению к народу Божьему и к вестникам небесного мира. Господь сказал: «Будете ненавидимы всеми за Имя Мое». «Будут предавать вас на мучения и убивать вас…» (Мат. 24,9). Даже родные и близкие примут в этом участие. Ненависть и меч войдет в домы и семьи, где появятся члены, принимающие призыв Божий и мир Божий. Об этом «мече», который Он «принес» в мир вместе с небесным миром, — и говорил Иисус. Небесный мир вызвал ненависть и «меч» служителей мира сего.

 

18. Время правления судей в Израиле.

3Цар. 6,1: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу».

Как свести указанную дату с данными книги «Судей Израилевых» и сообщением книги «Деяния Апостолов» 13,18.20-21: «И около сорока лет времени питал их в пустыне… После сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениамина: так прошло лет сорок», а также текстом 3Цар. 2,11 пер. ч.: «Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет»?

«Дата… эта не согласовывается:

а) с хронологией периода судей по книге «Судей»;

б) со свидетельством книги «Деяния Апостолов» гл. 13 о продолжительности периода Судей…

Сумма лет порабощения евреев иноземными народами и лет правления судей, упомянутых в книге «Судей», равна 410 лет. Прибавляя к ним число лет правления Моисея — Иисуса Навина (65 лет), Саула — Давида (60 лет) и первые четыре года Соломонова правления, т. е. 120 лет, — получим всего для названного периода 539 лет. По книге «Деяния» — один период Судей продолжался 450 лет…

При всем этом, дата означенного периода может быть без затруднения сведена с указанной в тексте 3Цар. 6,4 цифрой, если принять во внимание, что «в периоде Судей» не раз имело место одновременное порабощение в разных частях Палестины». [146]

 

19. Крещение во имя Иисуса

Мат. 28,19: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Деян. 19,5: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса».

Выполняли ли ученики указание Христа крестить во имя Отца, Сына и Духа, или же крестили только во имя Иисуса, как об этом сообщает автор книги «Деяния»?

По-видимому, в книге «Деяния» написано так для краткости и чтобы отличать последователей Иисуса от других религиозных течений.

 

20. «Не убивай»

Исх. 20,13: «Не убивай».

1Цар. 15,2-3: «Так говорит Господь… теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».

Как связать этот стих и подобные ему с требованием заповеди «не убей»?

В период теократии Сам Бог сражался за Израиля и помогал ему. Он указывал Израилю против кого вести войну. В странах, против которых воевал Израиль, царило страшное зло и идолопоклонство, пустившее свои корни очень глубоко, даже дети впитывали этот грех с молоком матери. Поэтому Сам Бог выносил приговор в том или ином случае. Это было наказание за отступничество. Израиль действовал по указанию Самого Бога. Во всех случаях Бог давал ясные указания: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир. Если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, осади его, и когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе, и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой. Так поступай со всеми народами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих. А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию: Хеттеев, и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь, Бог твой. Дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» (Втор. 20,10-18).

Общее же правило Бога оставалось всегда таковым: «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» (Иез. 18,32)

Пример этому: отмена Божьего приговора раскаявшимся ниневитянам: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 2:10).

А заповедь «Не убивай» предостерегает от преднамеренного убийства. Для убийц, совершавших непреднамеренное убийство, в древности были предусмотрены специальные города-убежища, поскольку существовал восточный обычай кровной мести: «Если… он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла, или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него, так что тот умрет, но он не был врагом ему и не делал ему зла; то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям. И должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтобы он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем» (Чис. 35,22-25).

 

21. Творение Адама и Евы, животных, птиц и растений

Быт. 1,20.23.24.26.27.31: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной… И был вечер и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так… И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И увидел Бог, все что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер и было утро: день шестый».

Быт. 2,7.15.18-22: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его… И сказал… Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку… И нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».

Нам говорят: «Вот видите, с самого начала противоречия. По сообщению 1-й главы — мужчина и женщина созданы одновременно в 6-й день творения; птицы и пресмыкающиеся — в 5-й день, звери и скот — в 6-й день, но до создания человека. А — по сообщению 2-й главы — совершенно другое: женщина создана, много времени спустя, — уже после того, как был насажден рай; и после того, как Адам дал имена всем животным и птицам. Согласно ст. 19 22 гл. звери, скот и птицы сотворены после сотворения человека Адама. Как все это совместить?»

И со всем этим здесь нет никакого противоречия. Дело в том, что в 1-й главе автор преследовал цель описать процесс творения в хронологическом порядке в течение творческой недели, а во 2-й главе — другая цель: описать некоторые детали, как проходил сам процесс творения. Поэтому автор, как бы возвращается назад и детально освещает некоторые подробности, связанные с сотворением, в частности сотворение человека, и его занятие уже в первый день его сотворения (его жизни), которое завершилось в 6-й день творения Земли. Все события, описанные во 2-й главе, касающиеся: а) творения человека, б) наречения имен животным и птицам, в) сотворения Евы, жены Адама, — все они происходили в 6-й день творения.

 

22. Продолжительность потопа.

Быт. 7,12: «И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Быт. 7,24: «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Сколько дней «усиливалась» вода 40 или 150 дней?

Стих 12-й говорит, что 40 дней «лился» дождь, и продолжалось наводнение (ст. 17). Однако ст. 18-й повествует, что, и после этого, «вода усиливалась и умножалась», хотя дождь уже не «лился». Откуда же прибывала вода? Из стиха 11 видим, что Господь не только открыл «окна небесные», но и «разверзлись все источники великой бездны». Поэтому, заключительный 24-й стих подводит итог, что всего времени прибывания воды было 150 дней. Это видно также из 11-20 стихов, 7-й главы и 4-го стиха 8-й главы, где сказано, что потоп начался «в 600-й год жизни Ноевой, во второй месяц, в 17-й день», и по окончании 150-ти дней (5-ти месяцев), остановился ковчег в седьмом месяце, в 17-й день месяца».

А потом в продолжение почти полугода воды потопа постепенно убывали: «Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле…» (Быт. 8:13).

 

23. Не любите дел мира.

1Иоан. 2,15: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».

Исх. 12,35: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у египтян вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд».

Часто нам также задают деликатный вопрос, ссылаясь на текст 1 Иоан. 2,15, что, якобы, мы не должны пользоваться материальными благами мира. Однако, таковые, либо не знают истины Священного Писания, либо не желают знать этого, выискивая в Библии противоречия, которые на самом деле рождаются в их умах.

О чем же повествует ап. Иоанн, чего не должны любить верующие? Уже следующий 16-й стих поясняет это: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Как видим речь идет не о материальных благах, а об аморальных, низменных делах и самовозвышении.

Что же касается Исх. 12,35, то это не значило, что Израиль обокрал Египтян, как некоторые склонны думать. Стих повествует, что «женщины выпросили у Египтян вещей и одежд», чтобы одеть «своих сыновей и дочерей» (Исх. 3,22). Они имели в этом нужду, если учесть, что они находились на положении рабов у египтян. Это необходимо было им на дорогу. В пустыне они не имели возможности добыть одежду. Поэтому Господь дал такое повеление народу, и Сам расположил к этому сердца египтян.

Это была плата за каторжный труд евреев в Египте. Дух Пророчества говорит:

«Накануне исхода люди, по указанию Моисея, потребовали вознаграждения за свой неоплаченный труд, и египтяне, желая освободиться от их присутствия, удовлетворили их просьбу. Рабы вышли, унося с собой ценности своих притеснителей». [147]

 

24. Христос отменил церемониальный закон, но исполнил и утвердил моральный закон.

Мат. 5,17: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить».

Ефес. 2,15: «Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением…»

Рим. 10,4: «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».

Не во всех приведенных текстах идет речь о законе 10-ти заповедей. Ап. Павел в Ефес. 2,15 объясняет о преграде и вражде, которая существовала между языческим и иудейским народом, и которую Христос упразднил и разрушил, заменив церемониальный закон учением:

о крещении — Мат. 28,19: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»;

об омовении ног — Иоан. 13,14: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу»;

о Вечере Господней — 1Кор. 11,23-25: «…Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил, и сказал: «приймите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после Вечери, и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови: сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание». Апостол Павел имел ввиду, наравне с другими обрядами, упразднение и обряда обрезания, на что ссылались Иудеи, как на закон, и который воздвигал стену разделения между иудеями и язычниками.

Что же касается Рим. 10,4, — здесь неясный перевод.

Слово «конец» по-гречески «тотелос», переводится, не только как «конец» чего-либо, но и как «совершенство», или «цель», или «высшая точка», которой нужно достигнуть.

Тогда этот стих принимает следующее выражение:

— совершенство закона — Христос,

— цель закона — Христос,

— высшая точка закона — Христос.

Таким образом закон становится «детоводителем ко Христу», — как пишет апостол Павел в послании к Галатам 3,24, т. е. целью закона является привести грешника, указав на его грехи, ко Христу, чтобы через Христа получить праведность, о чем повествует последняя часть стиха Рим. 10,4: «к праведности всякого верующего». Кто верой приходит ко Христу, как к личному Спасителю, — тот и получит оправдание. А закон побуждает нас идти ко Христу, указывая на наши грехи.

 

25. «Не противься злому».

Мат. 5,39: «А Я говорю вам: не противься злому».

Мат. 7,19: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».

«Не противься злому». Часто случалось, что римский чиновник, проезжая по какой-либо местности, сопровождаемый своей охраной, заставлял работавших в поле крестьян нести в гору тяжести или оказывать иные услуги. Таковы были римские законы и обычаи и сопротивление в данном случае вызывало лишь насмешки и жестокости.

Иисус велел Своим ученикам, вместо того, чтобы выказывать неповиновение законам правительства, делать больше, чем от них требуется и, во всяком случае, исполнить свои обязанности, по возможности, даже сверх меры, установленной законом страны». [148]

Что же касается Мат. 7,19, то здесь нет никакого противоречия, потому что здесь нет ничего общего с Мат. 5,39. В Мат. 7,19 Спаситель говорит о том, какова будет участь тех лжепророков, которые приходят в «овечьей одежде», а в сущности «хищные волки» (Мат. 7,15). Христос сравнивает таковых с деревом не приносящим плода, которое будет срублено (Мат. 7,16-19). «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2,7-8).

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования