А. А. Опарин. Религии мира и Библия
Часть I. Религии, канувшие в небытие?..

Глава 2

Вавилон — врата богов

«И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5)

Единственной страной, которая могла сравниться могуществом с Египтом, был Вавилон. На протяжении многих веков между ними шла борьба за мировое могущество. Внешне эта борьба шла за политическое и экономическое лидерство, именно так ее и рассматривали многие историки. Но если мы взглянем на эту проблему глубже и рассмотрим ее в контексте Библии, то перед нами раскроются механизмы и причины этого противостояния, заключавшегося, на самом деле, в борьбе за умы людей, за власть в духовно-религиозном аспекте. Победа в этом гарантировала и победу военно-политическую, ибо идеологически подчиненный враг становится рабом. Именно Вавилон впервые в мировой истории, на самой ее заре, поставил себе задачу стать центром, столицей этого мира, его духовным вождем.


2.1. Зиккураты. Вавилонская башня

Древнейшей послепотопной цивилизацией стало Междуречье. Интересно, что Библия, содержащая богатейшие сведения о многих царствах, вначале повествует именно о Вавилоне, уделяя ему большое место как в историческом, так и в пророческом аспекте. Как явствует из Священного Писания и древнейших летописей, уже первые шаги в становлении месопотамской государственности были неразрывно связаны с религией, в основе которой лежал открытый вызов истинному Богу, который наиболее ярко проявился в строительстве знаменитой Вавилонской башни. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее существование, что было доказано историками и археологами. Но прежде чем мы перейдем к истории, архитектуре в религиозном значении ее строительства, обратим внимание на создание особых храмов-зиккуратов, к которым и принадлежала знаменитая башня. Итак, зиккурат представлял собой огромную постройку, состоящую из нескольких башен (как правило, от 4 до 7), располагавшихся одна на одной, пропорционально уменьшавшихся кверху. Между вершиной нижней башни и основанием выше лежащей были разбиты террасы с прекрасными садами. На вершине всей постройки высилось святилище, к которому вела огромная лестница, начинавшаяся внизу и имевшая несколько боковых ответвлений. Этот верхний храм посвящался какому-либо божеству, которое считалось покровителем данного города. Сами башни были покрашены в разные цвета: нижняя, как правило, была черной, вторая — красного цвета, выше — белого цвета, еще выше — голубая и т. д. Верхнюю башню часто венчал золотой купол, который был виден за много километров от города. Издали это зрелище было поистине сказочным. Однако зиккурат представлял собой нечто большее, чем просто храм, он являлся связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов. Но если днем зиккурат был храмом, то ночью — местом астрологических действ, а также местом отправления черных сатанинских обрядов. Мы никогда до конца не узнаем все подробности отправления этих служб, но даже те сведения, что сообщают нам глиняные таблички, приводят в ужас. Именно в верхних храмах была создана астрология, связывающая людей с бездной. В ходе раскопок было установлено, что имя ее основателя — Саабен-бен-Аареса, впрочем, истинным создателем этой лженауки был, конечно же, князь тьмы. Такие зиккураты были построены в Ниппуре (около 2100 г. до Р. Хр. царем Ур-Намму), ныне находится В 40 милях к западу от Евфрата; в Уруке — в 12 милях от Евфрата площадью в 988 акров; в Эриду, воздвигнутого почти сразу же после потопа и много раз обновлявшегося на протяжении истории, образующий 12 храмов, расположенных один над другим; Уре — построен тоже царем Ур-Намму в честь бога Луны Нанна, и весьма хорошо сохранившийся до нашего времени, и т. д. Но наибольшую известность снискал зиккурат, построенный в Вавилоне, на заре послепотопной истории, описанный в Библии. «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали Друг Другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11:1—4). Страшное наказание, постигшее человечество, решившее идти своим путем, независимым от Бога и вопреки Его воле (потоп), было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради удовлетворения своего тщеславия и гордыни. Бог не мог одобрить их гордого и безумного замысла, и, смешав языки, предотвратил исполнение человеческих планов. Однако, не желая смириться перед Творцом, люди вновь вскоре приступили к строительству зиккурата на том же самом месте, где оно было остановлено Самим Богом. Иисус Христос никогда не производит насилия над человеческой свободной волей, и поэтому Он не стал препятствовать этому безумному замыслу людей, желая, чтобы они сами и их потомки увидели, к чему приведет их открытое и упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню, которая должна была стать центром поклонения лжебогам, иными словами — сооружали себе эшафот. Ибо та религия, которую они так отстаивали и насаждали, должна была привести их к деградации и гибели. Но самонадеянные, одурманенные князем тьмы строители не задумывались над этим, и, наконец, соорудили величественную постройку, поражавшую людей красотой и размахом 1500 лет. Вавилонский зиккурат, перестраивавшийся десятки раз на протяжении указанного времени, носил название Этеменанка, то есть Храм краеугольного камня Неба и Земли, являясь центром колоссального по площади храмового города Эсагилы (Дом поднятия головы), окруженного крепостными стенами и башнями, включая в себя множество храмов и дворцов. Эсагила являлась местопребыванием главного вавилонского жреца, бывшего одновременно и верховным жрецом всего мирового жречества (об этом будет рассказано ниже). До нашего времени дошли описания этой башни знаменитого греческого историка Геродота и личного врача мидо-персидского царя Артаксеркса Второго — Ктесия. Башня, описанная ими, была восстановлена при Набополассаре (625—605 гг. до Р. Хр.) и Навуходоносоре Втором (605-562 гг. до Р. Хр.) после периода упадка. Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Итак, сооруженная ими башня состояла из семи ступеней — этажей. Первый этаж, высотой 33 метра, был черного цвета и назывался нижним храмом Мардука (верховного бога Вавилона), в центре его высилась статуя бога, полностью отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов! В храме стоял, кроме того, золотой стол длиной в 16 метров и шириной в 5 метров, золотая скамейка и трон. Перед статуей Мардука совершались ежедневные жертвоприношения. Второй этаж красного цвета был 18 метров в высоту; третий, четвертый, пятый и шестой — по 6 метров в высоту и были расписаны в различные яркие цвета. Последний седьмой этаж назывался верхним храмом Мардука, составлял в высоту 15 метров и был облицован бирюзовыми глазурованными плитками, украшенными золотыми рогами. Верхний храм был виден за много километров от города и в свете солнца являл собой необычайное по красоте зрелище. В этом храме находилось ложе, кресло и стол, предназначенные якобы для самого бога, когда тот приходил сюда отдохнуть. Там же происходило и «священное» бракосочетание царя и жрицы, все это сопровождалось оргией, заключенной в «возвышенную» философию. Сегодня зиккураты лежат в развалинах, а многие не сохранились вовсе, но идеи их строителей продолжают жить и сегодня. Итак, во-первых, постройка зиккурата носила, как мы уже говорили, характер открытого вызова божественному авторитету. Даже название Этеменанка бросает вызов Христу, присвоив себе Его титул, ибо в Писании сказано: «…вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный: и верующий в Него не постыдится» (1 Петр. 2:6). Этому примеру следовали многие народы земли, сооружая уходящие в облака языческие храмы и храмовые комплексы. Из недавнего времени стоит отметить сооружение 30-х годов, начатое при Сталине (но не завершившееся!), — Дворца Съездов, который должна была венчать фигура Ленина такого размера, что в одном пальце его, по замыслу архитекторов, разместились бы две библиотеки и кинотеатр. Этот дворец должен был стать символом воинствующего атеизма, якобы победившего «устаревшее» христианство, ну а вождь, понятное дело, должен был предстать перед миром, как «победитель» Христа! Судьба этого замысла и начатого строительства известны. Но и неосуществленный, этот проект стоит в одном ряду с Вавилонской башней, храмом Артемиды Эфесской и другими «свидетелями», предостерегающими нас, людей конца XX века, об опасности пути в отрыве от Бога. Во-вторых, строительство зиккуратов было символом человеческого могущества, прославлением человеческого разума. И вновь, читая страницы истории, мы видим попытки прославить и возвеличить свое имя в разные времена и у разных правителей — царей, императоров, премьер-министров, президентов, генсеков, философов, деятелей науки и искусства и пр. Нескончаемый перечень имен, который можно продолжать и продолжать — Кир, Навуходоносор, Македонский, Октавиан-Август, Нерон, Траян, Карл V Германский, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин; философы Руссо, Вольтер, Монтескье, боготворившие человеческий разум и своими идеями подготовившие Великую Французскую революцию; Дарвин с его теорией эволюции, идеологи фашизма и коммунизма, пытавшиеся также без Бога построить рай на земле ценой миллионов жертв. Здесь, дорогой читатель, можем быть и мы с вами, если в своей жизни будем полагаться на свое Я, превозносить самих себя, а не Иисуса Христа. В-третьих, сооружение зиккуратов показало, что человек может сам дойти до неба, стать подобным Богу, ибо башня связывала небо и землю в представлении людей. Эта идея на редкость живуча, ибо и сегодня многие конфессии утверждают, что человек своими делами и выполнением определенных обрядов может достигнуть спасения и вечной жизни сам, своими силами. В-четвертых, служение жрецов в зиккурате показывало, что между небом и землей необходим посредник, способный умилостивить грозного бога. Именно отсюда берут начало учения о святых посредниках между богом и людьми, о священнослужителях как ходатаях перед богом. Однако все эти утверждения противоречат Библии, которая утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В-пятых, зиккурат являлся центром астрологии, магии, оккультизма, нашедших огромную, все растущую популярность в наше время. Подробно о них мы будем говорить в другой части данной книги, а сейчас отметим лишь главное: сама идея, лежащая в основе астрологии, а именно предсказание судьбы и способы влияния на нее, сводят на нет веру в Бога. В-шестых, роскошная архитектура башни и величественные таинственные, малопонятные для простых людей служения, отправлявшиеся в храме, имели целью заворожить и подчинить себе чувства и разум человека, парализовать его волю, лишить его свободы разумного выбора. Этот же прием использовался и позже практически всеми мировыми религиями при строительстве огромных соборов с богатейшими фресками, статуями, картинами, многочасовыми утомительными службами нередко на непонятных большинству людей языках. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время Своей земной жизни, проводимого на лоне природы, в скромных домах! Итак, как мы видим, идеи древних зиккуратов продолжают жить и сегодня. Недаром в Библии, одно из пророчеств которой мы частично привели в эпиграфе к этой главе, богоотступнические силы названы Вавилоном (14, 15, 22, 27, 28, 30, 31, 53, 60, 63, 87, 105, 107, 109, 138, 155).


2.2. «Страна без возврата»

По примеру современных ему религий, древнемесопотамский пантеон насчитывал сотни богов. Наиболее известными из них были Ан (создатель неба), Энлиль (бог воздуха), Энки (бог воды), Мардук (верховный бог), Иштар (богиня любви), Нанну (богиня луны) и многие другие. Для каждого из них была разработана детальнейшая система поклонения, сопровождавшаяся храмовым развратом. Последнее нисколько не порицалось, ибо согласно древнемесопотамской мифологии, боги обладали всеми теми же качествами, присущими человеку, порой весьма неприглядными — завистью, лицемерием, пьянством, похотью. Их боги убивали друг друга, женились и разводились, совершали кражи и лжесвидетельствовали. Поэтому вполне понятным становится низкий моральный уровень людей, пытавшихся во всем подражать своим богам. Одновременно с этим религия призывала людей бояться богов, видя в них неумолимых, жестоких, безжалостных судей, только и ждущих промаха со стороны человека. Для того же, чтобы их задобрить, нужно было совершать приношения жрецам и храму. Интерес представляют и взгляды вавилонян на загробную жизнь, согласно которым человек, вне зависимости от того, как он жил, попадал в «страну без возврата». Вот как описывает ее древнемесопотамский текст: «В дом Ирака, в жилище Иркаллы, в дом, откуда вошедший никогда не выходит. В путь, по которому не выйти обратно, в дом, где живущие лишаются света, где их пища — прах и еда их — глина. А одеты, как птицы, одеждою крыльев, и света не видят, но во тьме обитают, а засовы и двери покрыты пылью». В другом месте написано следующее: «В реке Нижнего мира не текут воды — вода из нее не утолит жажды, поля Нижнего мира зерна не рождают, муки из него никто не намелет. Овцы Нижнего мира не дают шерсти — никто из нее не сошьет одежды». Какая безрадостная и унылая картина! Вполне естественно, что древние люди не очень-то хотели попасть туда, и поэтому стремились в этой жизни на земле как можно больше урвать от жизни, доставить себе максимум удовольствия, пусть и сомнительного свойства. Если мы приведем библейские тексты, описывающие жизнь спасенных после Второго Пришествия Христа, мы увидим, что они представляют собой полную противоположность представлениям вавилонян. Итак, если никакой надежды не оставалось жителям Вавилона на будущее, то Библия обещает для спасенных следующее: «И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их» (Ис. 65:21); «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4); «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5); «…Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17). Исследуя и сопоставляя эти тексты, создается впечатление, что кто-то намеренно извратил Библейское Свидетельство и постарался его преподнести в извращенном и неприглядном виде. Библия называет отцом всякой лжи сатану, и здесь мы вновь видим его явственный почерк и авторство. Многие последующие религиозные системы взяли на вооружение методы вавилонских жрецов, а именно запугивание людей жестокостью Бога и представление о вечной жизни в самом неприглядном виде.

В частности, ее изображали так, что участь спасенных — целыми днями напролет сидеть на облаках и петь, играя на арфах. Целую вечность играть и петь! Хотели бы вы попасть в такую жизнь? Вряд ли! Или представляли в самом страшном виде вечность для осужденных, которым якобы предстояло вечно гореть в пламени ада, мучаясь и стеная. Это так же является ложью дьявола, совершенно противоречащей учению Библии!

Вечный огонь

Заканчивая краткий очерк о древневавилонской религии, остановимся на еще одной ее особенности — теснейшем союзе церкви и государства. Благодаря такому союзу народ легче было удерживать в повиновении и пресекать любое инакомыслие в корне. В последующую историю земли объединение церкви и государства несло за собой потерю свободы совести, свободы воли, что способствовало процветанию фанатизма и жестокости. Это было в средние века, когда папство, возглавив, по сути, светские государства, управляло миром, это было и в арабских странах в период Арабского халифата, залившего кровью Восток. Такое же наблюдалось и в доколумбовой Америке, что привело к деградации народов. Это должно повториться, согласно пророчеству, и в конце земной истории, в канун Второго Пришествия Христа (14, 15, 22, 28, 30, 31, 55, 60, 70, 75, 84, 85, 87, 96, 105, 108, 136).

А теперь, оставив Вавилон, мы перенесемся на север Европы, в страну древних кельтов.



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования