Опарин А.А. Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета
Часть III. Безвинно осужденные

Глава 1

Казнь в крепости Махерон

К востоку от Мертвого моря, на бывших землях Моава располагалась древняя Иудейская крепость Махерон, по-арабски, Эль-Машнак, что переводится как Висячий дворец. «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемом, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону» [1]. Эта крепость была построена иудейским царем Александром (103-76 гг. до Р. Хр.) из династии Хасмонеев, увидевшим замечательное в стратегическом значении место. Спустя почти сто лет царь Ирод Великий вершину горы окружил стеной и построил по углам башни, а в центре воздвиг прекраснейший дворец, имевший множество роскошно убранных покоев. Кроме того, в крепости по приказу царя были построены специальные цистерны для сбора воды на случай длительной осады и собраны большие запасы стрел. [2]. Не раз древняя крепость выдерживала вражеские осады и штурмы. Но в историю она вошла не как неприступная крепость, замечательная в военном отношении, а как тюрьма, как символ страха царя перед величайшим пророком.

Проповедь Иоанна Крестителя, клеймящая отвратительные грехи сановников и священников Израиля, а также самого царя, внушала ужас Ироду Антипе и его незаконной жене Иродиаде. Царь боялся его проповеди, но не менее страшился он и отдать приказ убить пророка, ибо чувствовал необъяснимое почтение перед этим беззащитным и в то же время очень грозным человеком, нередко даже беседуя и советуясь с ним. И тогда, не сумев разрешить этих противоречий, царь повелевает заточить Иоанна в неприступную крепость Махерон. Он думал, что с помощью мощных стен и башен сумеет заглушить пламенные речи пророка, а также собственную свою совесть.

Не пытаемся ли и мы подобно Ироду с помощью наших подручных «крепостей» заглушить голос своей совести?

Сегодня у вершины этой горы видно довольно большое углубление, из которого узкими коридорами можно попасть в пещеру, которая служит убежищем от непогоды пастухам. «Стены пещеры имеют явно искусственное происхождение, очевидно, она была некогда подземельем замка. Здесь, в этой угрюмой темнице и содержали Иоанна Крестителя после ареста» [3]. Но даже находясь в столь страшных условиях, Предтеча не был сломлен. И только казнь заставила его умолкнуть. Однако, слова пророка, воспоминания о его безупречной жизни, честности и верности Богу продолжали жить и после казни. Даже иудейский историк Иосиф Флавий, противник христианства, с большим уважением пишет об этом человеке, передавая в своей весьма точной хронике общественное мнение иудеев об Иоанне Крестителе: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войск Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» [4].

Как много людей в последующие века, пострадавшие безвинно, проклинали своих судей, палачей, свою жизнь и, наконец, Бога.

«Где же Господь, если Он допускает несправедливость», — говорили многие. Но Иоанн, осужденный безвинно, не роптал. Он видел не мрачные своды подземелья, не ярость Ирода, не ненависть Иродиады, не топор палача, а Бога.

Стойкость Иоанна, его несгибаемое мужество и воля, его упование на Бога подкрепляла многие поколения христиан, помогая им переносить тяготы и гонения, мучительные казни на аренах римских цирков и на кострах средневековья.

Зловещие развалины крепости Махерон для одних, таких как Ирод Антипа, Иродиада, символизируют крушение их жизни и вечную погибель, а для других — Иоанна крестителя и тех, кто шел его путем — Божью силу, способную низвергнуть любую неприступную твердыню, даруя Своим последователям вечную жизнь.

А что для вас символизируют руины цитадели Махерон, решать вам.

PS. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже советскими учеными во время разгула атеистической пропаганды [5].


В следующей главе мы узнаем о том, как «святые» и «благочестивые» люди использовали храм.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Примечания к 1 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

[1] И. Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, кн. 7, гл. 6, 1, с. 429.

[2] И. Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, кн. 7, гл. 6, 1, с. 429-430.

[3] В. Келлер, Библия как история, М., Крон-пресс, 1998, с. 402.

[4] И. Флавий, Иудейская война, Минск, Беларусь, 1991, кн. 18, гл. 5, 2, с. 446-447.

[5] С. И. Ковалев, Основные проблемы происхождения христианства, М., 1964, с. 164; М. М. Кубланов, Возникновение христианства, М., 1974, с. 59.


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко