Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие

Глава 20

Цена чечевичной похлебки

В декабре 2000 года в Харькове килограмм чечевицы можно было купить, примерно, за две гривны. Из такого количества чечевицы можно сварить не один суп на небольшую семью.

Много же веков назад случилось так, что за одну чечевичную похлебку пришлось заплатить не две, не три, не тысячу гривен, а судьбу целого народа!

На протяжении долгих двадцати лет счастливые супруги, Исаак и Ревекка, ждали рождения сына, пока, наконец, не появились на свет двое близнецов, получивших имена Исав и Иаков. Рождение первенца, да еще долгожданного — всегда является огромным счастьем, а рождение сразу двух сыновей — это счастье вдвойне: двойная опора для родителей в старости, поддержка друг друга в будущем. Но так ли было в этой семье? Царили ли любовь и взаимопонимание среди четырех членов этой небольшой семьи, были ли дружны между собой братья и счастливы их родители?

Священное Писание нам повествует о том, что еще до рождения сыновей будущая мать почувствовала неладное: «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:22-23). Первенцем (первородным сыном) был Исав.

С самого рождения между братьями не было понимания и взаимной привязанности, да и люди они были разные как по характеру, по роду занятий, так и по оценке жизненных приоритетов. Родители своим отношением к сыновьям также не способствовали развитию взаимной привязанности между братьями: «Исаак любил Исава, … а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28). И вот однажды произошло одно событие, на первый взгляд ничем не примечательное: усталый и голодный Исав вернулся под вечер с поля, и увидел, что Иаков сварил чечевичную похлебку: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал…» (Быт. 25:30). Самая обычная просьба, не так ли? Но последствия ее были далеко не обычными, и более того, трагическими. Иаков в ответ на просьбу брата пообещал его накормить, но при одном условии: в обмен на право первородства.

«Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы… и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:32-34).

Сегодня многим трудно понять разницу между старшим и младшим братом, как и то, как старшинство можно продать или купить. Что же включало в себя это понятие в Древнем Израиле? Первородство имело огромное значение и преимущества:

1. право на двойную часть наследства.

2. титул священника в своем роду, а значит, особую близость к Богу и особые Божьи благословения.

3. из его рода должен был произойти Мессия, обещанный еще Адаму, то есть, Спаситель Иисус Христос.

И вот этими преимуществами Исав с легкостью жертвует ради тарелки похлебки. Сиюминутное чувство голода превозмогло в этом человеке все!

Вначале напрашивается мысль о том, что, быть может, он не был особенно умным человеком? Но последующее знакомство с дальнейшей его жизнью говорит нам об Исаве, как о человеке умном и весьма прагматичном. В чем же тогда дело?

А вся проблема заключалась в том, что на право первородства Исав смотрел плотски, с позиции сиюминутной выгоды. Попробуем на проблему взглянуть глазами Исава: люди в те времена жили долго, более ста лет, и поэтому его отец Исаак мог прожить еще лет 80-90, и до тех пор права первородства остались бы невостребованными, а чечевичная похлебка была перед голодным Исавом уже сейчас. Кроме того, вероятно, он не придал особого значения своему обещанию: в нужное время, которое наступит еще очень не скоро, можно будет все изменить. Однако, когда такой момент наступил, изменить было ничего нельзя: благословения отца, как первородный сын, получил Иаков, со всеми правами и преимуществами главы рода. Но получил путем обмана: «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:… вот, я состарился… пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю… чтобы благословила тебя душ моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27:1-4). Ревекка услышала этот разговор, и, желая, чтобы отцовское благословение досталось ее любимому сыну Иакову, пошла на хитрость: «…сказала… Иакову… пойди в стадо и возьми мне два козленка… я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; А ты принесешь отцу твоему…» (Быт. 27:5-10). План очень понравился Иакову, но его смутило одно обстоятельство: если его возьмет за руки отец, то сразу догадается об обмане: «…брат мой, человек косматый, а я человек гладкий…» (Быт. 27:11-12). Но и это препятствие было устранено: в одежду Исава был одет Иаков, а его руки и шея мать обложила шкурами козлят.

В результате всего этого Иаков получил благословение, предназначавшееся отцом его брату, «узаконив» тем самым приобретенное первородство. «И возненавидел Исав Иакова… и сказал… приближаются дни плача по отце… и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41).

Какая интересная цепь событий! Какие удивительные личности, сыновья Исаака!

Исав вначале пренебрегает свое первородство и без колебаний отдает его брату за миску похлебки, затем пытается исправить свою оплошность, надеясь получить благословение отца, но когда убеждается, что сделанного не воротишь, решает убить брата.

Таким образом, изначальное пренебрежение духовными ценностями приводит к зависти, ненависти, открытой вражде и жажде убийства. Но дело не ограничится рамками одной семьи, как мы увидим дальше, это привело к моральной и духовной деградации, а затем и гибели целого народа, родоначальником которого стал Исав, а также к ненависти и войне между двумя братскими народами (историко-пророческое исследование этой цепочки событий мы подробно рассмотрим в главе «Орлиное гнездо»).

Теперь проследим особенности характера Иакова, который весьма ценил все преимущества первородства, и, прежде всего, духовные. Ревекка наверняка рассказала своему любимому сыну об обещании Бога, что «больший будет служить меньшему», но Иаков не хотел терпеливо ждать, пока Бог исполнит это. Он решил действовать сам и далеко не наилучшими методами: зная нетерпеливый характер Исава, воспользовался усталостью и голодом брата и купил у него первородство в обмен на похлебку, а затем хитростью «завладел» благословением отца.

И сегодня среди людей встречается очень много Исавов, которые в своей повседневной жизни часто делают выбор в пользу сиюминутного влечения, жертвуя при этом вечными духовными и моральными ценностями. Этот выбор может касаться просмотра неприличных фильмов, журналов, азартных игр, посещение дискотек, ночных клубов, употребление алкоголя, наркотиков. При этом многим сегодня, подобно Исаву, кажется, что ничего от этого плохого случиться не может, только один раз попробовать, только один раз посмотреть, только один раз пойти, только один раз послушать… Но нередко только один единственный раз решает всю дальнейшую судьбу человека и его близких. Если бы сегодня каждый, стоящий перед тем или иным выбором, перед той или иной дорогой дал себе немного труда подумать, не будет ли этот выбор первым шагом в бездонный омут, в быстрый водоворот, из которого не будет выхода, сколько бы было сегодня счастливых людей, благополучных семей. Сделав только один шаг в неверном направлении, человек попадает в царство и власть сатаны, из которого выбраться можно только с Божьей помощью, и то, если человек поймет, где он находится и пожелает обратиться к Богу за помощью. Этот выбор может касаться как развлечений, так и деловых вопросов: спекуляции, подтасовки документов, получения взяток, незаконной купли и продажи, нарушения государственных законов и пр. Все это сегодня, к сожалению, очень широко распространено.

Вы помните, мы говорили о том, что Исав руководствовался получением немедленной выгоды, вроде бы, при этом никого не убивая и не грабя. Так и сегодня люди, желая получить немедленную выгоду, также никого не грабят и не убивают, да еще и гордятся своим умом и прагматизмом. Но эта выгода так часто оказывается призрачной. Все это подтверждается повседневной жизнью. Необходимо помнить, что каждое наше действие, и нередко и слово, имеет свои последствия, близкие или дальние, созидающие или разрушающие. Возьмем для примера самую стандартную ситуацию, карьеру начинающего бизнесмена. Молодой человек, желающий создать собственное дело и иметь быстрый результат, идет вначале на одно, на первый взгляд, незначительное правонарушение, потом на другое. Сколотив некоторый капитал, появляется желание его увеличить, вложив средства в выгодную сделку, и так до бесконечности — предела желаниям нет, хочется все больше и больше, но при этом ведь у кого-то непременно будет и больше денег, и лучше квартира или дом, и роскошнее машина, моложе и красивее жена и пр. Все это приводит к зависти, ненависти, мести, наконец, к преступлениям.

Итак, пример Исава учит нас избегать необдуманных поступков, очень внимательно относиться к тому выбору, который каждый из нас делает практически ежедневно. Кроме того, нам следует очень ответственно относиться к своим словам и обещаниям.

На примере Исава мы можем увидеть и бездонную пропасть, куда влечет человека его зависть.

Именно зависть стала причиной многолетней ненависти и вражды старшего брата к младшему, которая чуть было не закончилась убийством.

Исследуя книгу Бытие, мы вновь и вновь убеждаемся, что Библия — прекрасный советчик по всем жизненным проблемам и вопросам. В частности, патриархи мне и вам дают совет, как нам научиться избегать зависти:

• не стоит завидовать тем, кто приобрел богатства и славу неправедными средствами, так как все это не только не принесет человеку счастья, мира и покоя в этой жизни, о чем свидетельствуют опросы американских и европейских миллионеров, но и будет причиной их вечной погибели.

• следует всегда помнить о том, что всегда есть рядом с вами люди, которым гораздо хуже, чем вам. Даже если у вас только одна пара обуви, вспомните, что есть те, у которых ее нет.

• Кому много дано, с тех много и спросится.

• Очень для многих людей (в это число можете входить и вы) богатства и почести могут являться камнем преткновения, загораживающим путь в вечность. Возможно, именно поэтому вы и лишены их.

• Помните, что предела для человеческих желаний нет, и всегда найдется кто-то удачливее и счастливее вас. Поэтому цените то, что вы имеете, и не мучайте себя тем, чего иметь вы не можете.

И в заключение скажем несколько слов об Иакове и о людях, подобных ему.

К сожалению, сегодня мало Иаковов, то есть, людей, для которых самым главным в жизни являются духовные ценности, тех, кто стремится во что бы то ни стало ими обладать.

К ним относятся стремление к знанию истины, жажда познания Бога и Его путей, Его заповедей, стремление быть похожими на Христа и свою жизнь привести в соответствие с Его волей.

И жизнь Иакова нас учит тому, что это желание и это стремление в человеке Бог непременно благословит, и ни при каких обстоятельствах вас не оставит.

Из лукавых обманщиков, каким был Иаков в начале своего жизненного пути, мы непременно станем победителями, подобно ему, если только вручим свою жизнь и свои проблемы в руки Того, Кто никогда не обманет, никогда не подведет, и дарует нам счастье в жизни этой и вечную жизнь в будущем.

 

Вопросы для размышления:

1. Не продаешь ли ты свою совесть, честь в обмен на материальные выгоды?

2. Не используешь ли ты неприглядные методы в достижении пусть и хороших дел?

 

Постскриптум:

Попрание духовных ценностей ведет к непредвиденным для нас и окружающих последствиям.

В следующей главе мы узнаем о царстве, располагающемся на уровне орлиного гнезда, где оно чувствовало себя в полной безопасности, воздвигая кровавые алтари.

 



 Rambler's Top100      Яндекс цитирования 

return_links(); ?>


Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2002 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2002 Юрий Цупко